ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕТ «НОВОЙ ВОЛНЫ»:

стартап и создание своего дела в условиях импортозамещения, формирование навыков и компетенций управленцев «нового типа», профессиональное и карьерное самоопределение и развитие

иллюстрированный вариант статьи в журнале «Менеджмент сегодня» ИД Гребенников,

№2 (102), апрель 2018г., с.96-106



Аннотация:
Статья посвящена одним из самых актуальных вопросов человеческой жизни – призванию и самореализации человека в профессии, в своем деле. Эти вопросы изложены, как в философско-экзистенциальном, так и в функциональном ключе, с представлением новых практических методов профессионального самоопределения и развития, формирования навыков и компетенций управленца «нового типа», создания и развития своего дела. В качестве нового самостоятельного подхода, представлена интегральная методология развития бизнеса, профессионального и карьерного развития или экологический маркетинг и менеджмент «новой волны». Подход является междисциплинарным и межотраслевым, находясь на стыке психологии, включая медицинскую, поведенческой экономики, социологии, экологии, образования, здравоохранения и некоторых других научных дисциплин и областей человеческой деятельности. В статье отражены современные мировые и отечественные тренды в социально-экономической, культурно-мировоззренческой сфере, образовании и других областях человеческой жизни, те или иные аспекты которых методически и методологически разрабатываются автором в практике тренингов, университетских спецкурсов, мастер-классов, индивидуальных консультаций и в печатных работах уже на протяжении многих лет. Статья написана в жанре образного и метафорического изложения ключевых смыслов описываемой проблематики, что дает возможность более лаконичного изложения материала и, в то же время, более объемного и легкого его восприятия.
Ключевые слова:
свое дело, профессиональное и карьерное самоопределение, самореализация, экология, экологический маркетинг и менеджмент «новой волны», геополитический кризис, архаичные подходы к ведению бизнеса и экономики, интегральная методология развития бизнеса, практика сопровождения, самоменеджмент, естественный процесс создания бизнес-продукта, услуги и бренда, психологический бизнес-тренинг, деловая игра, стратегические индивидуальные блиц-сессии.



1. О понятии «экологический» и экологической проблеме
2. Принципиальные вопросы профессионального развития и самореализации
3. Свое дело
4. Кризис и мировоззренческие установки в традиционном подходе к экономике
5. Психотип современного делового человека через призму глубинной психологии
6. О личности «нового типа»
7. Поиск новых парадигм развития, мышления и миропонимания
8. Построение обучающего пространства
9. Самоидентичность, культурные коды и сопровождение развития
10. Интегральная методология и практика профессионального, карьерного, организационного развития, создания своего дела
11. Сущность альтернативного подхода
12. Практика сопровождения
13. Уникальность
14. В ногу со временем

1. О понятии «экологический» и экологической проблеме

Понятие «экология» впервые предложил в середине XIX века немецкий ученый Эрнст Геккель. Восходит оно к греческим oikos (ойкос или экос; на римский манер oecus - экус) – «жилище, дом, имущество, состояние, добро» и λογία (логия) «говорю». Ойкосом Древние греки называли также одно из помещений дома, служившее святилищем. Слово экология – международное: практически все языки мира созвучны в его произношении. Одним из редких исключений является вьетнамский язык, где при дословном переводе sinh thái học получается «рожденный статус школы».
Экологическая психология (психология среды) – формирующаяся в настоящее время междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды; находится на стыке психологии, биологии, социальной экологии, эргономики, философии, физики.
В результате индустриального технического развития и, во многом, утраты современным обществом глубокого понимания внутренней человеческой природы, культуры взаимодействия с окружающей средой, мы переживаем время серьезнейших экологических и социальных проблем. С конца семнадцатого-начала восемнадцатого веков воздействие человека на среду обитания стало всеобщим, как правило, разрушительным. Началась эпоха техногенеза. На этом этапе воздействие человечества на природную среду выражается в сработке энергетических ресурсов, загрязнении геосферных оболочек Земли. Процесс техногенеза стал явлением грандиозным по масштабам и опасным по своим последствиям. Так, объем твердых отходов промышленности и быта оценивается в 20-30 млрд.т вещества, из которых около половины составляют органические соединения; выпускается до 1млн различных веществ, отсутствующих в природной среде; вносится в почву порядка 100 млн.т. минеральных удобрений и более 500000 т. различных токсикантов, за один год извлекается из недр до 100 млрд.т. минерального сырья, освоено 56% поверхности суши; ежегодно в водоемы сбрасывается около 600 млрд.т. промышленных стоков, требующих 12-15-кратного разбавления для их нейтрализации. На фоне все ускоряющегося роста народонаселения это породило современный глобальный экологический кризис, признаваемый практически всеми учеными.[1]

Уничтожение собственной среды обитания – одна из характеристик человеческой популяции, отличающая ее от других биологических видов, населяющих планету…

Понятие «экологический маркетинг» существует с конца ХХ века и обозначает процесс удовлетворения нужд потребителей путем продвижения товаров и услуг, наносящих минимальный вред окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла и созданных посредством минимально возможного объема природных, в том числе энергетических ресурсов.
Новое понимание экологического маркетинга и менеджмента включает в себя, прежде всего, антропологическую – человекоориентированную составляющую. Оно обозначает психологическое сопровождение наставником естественного процесса самореализации, профессионального самоопределения и развития его подопечного, сопровождение процесса построения им своего дела, формирования необходимых управленческих навыков и компетенций. Это совместный поиск ответов на проблемные вопросы, возникающие на этом пути, поэтапное раскрытие и развитие внутреннего потенциала – способностей и талантов человека, вставшего на путь самореализации.
По сути, это обращение человека к себе, к своей уникальной внутренней природе, выраженной, в том числе, в предрасположенности к тому или иному виду деятельности в данных социально-экономических, исторических и природных условиях жизни. Это обращение человека к своему «дому» в самом широком смысле слова, в поиске резонанса между своей внутренней природой и окружающей природной средой, а также средой социальной, персонифицированной на начальном этапе в лице наставника, последовательно сопровождающего своего подопечного на этом пути самопознания и познания окружающего мира. Все это определяет, в том числе, необходимые и достаточные условия формирования экологического сознания личности.





Путь к ощущению удовлетворенности, счастья, реализованности и гармонии
окружающего мира лежит через понимание и постижение своей внутренней природы
и достижение внутренней гармонии…


2. Принципиальные вопросы профессионального развития и самореализации

В условиях современного системного социально-экономического переустройства мира, в условиях геополитических и мировоззренческих противоречий, борьбы старых и новых парадигм мышления – «картин мира», стремление многих людей учиться, в том числе, учиться эффективно разрешать возникающие в этих обстоятельствах задачи, вполне закономерно.
В этой связи, прикладное психологическое знание, лежащее в основании современных инструментов решения подобных задач, становится сегодня еще более востребованным. Каждый, кто ищет себя в профессии, карьере, своем деле, кто искренне стремится максимально реализовать свой потенциал, рано или поздно, задается как фундаментальными, так и функциональными вопросами, имеющими, прежде всего, психологическую подоплеку:
Что значит найти себя и реализовать свой потенциал?
Что значит развиваться профессионально?
Как строить карьеру?
Что значит «свое дело» и как его создать?
Что необходимо делать, чтобы максимально реализовать свои способности?
Что значит быть лидером и чувствовать вызовы времени?
Как правильно руководить и развивать управленческие навыки?
Как быть под чьим-либо руководством и эффективно работать в команде?
Как получать радость и удовольствие от своей работы?
Как быть стрессоустойчивым, эффективно действуя в кризисных ситуациях?
Что значит находиться в гармонии с собой и окружающим миром?


В каждом из нас и вправду звучит беззвучный внутренний голос, призывая нас
каждую секунду быть таким, а не другим. Призвание – это внутренний императив,
определяющий наше бытие, подсказывающий нам, что мы должны делать, чтобы
совпасть с нашим подлинным «Я». Чаще всего, мы изменяем самим себе, не слушаем
голоса призвания и, вместо того, чтобы стремиться быть, отказываемся быть.

Хосе Ортега-и-Гассет («Веласкес и Гойя»)





3. Свое дело

Фактически, 9о% клиентов, обращающихся к психологу за консультацией по самым различным вопросам своей личной жизни, профессиональной, карьерной и бизнес-деятельности, независимо от уровня и статуса, по меньшей мере, не удовлетворены, а по большому счету сомневаются в выборе и правильности своего профессионального пути, карьеры, бизнеса.
Многие занимаются не своим «видом спорта», а способ финансового самообеспечения зачастую отделен от талантов, способностей – того, что напитывает любую деятельность радостью, драйвом, качеством, уникальностью и глубиной. Многие просто не знают, как «развернуться» в правильном направлении и найти свое дело? Что есть – «правильно»? Как сделать это наиболее конструктивно, без потрясений и лишних стрессов?

Если бы все занимались своим делом, к которому предрасположены и в котором наиболее успешны, то завтра мы проснулись бы в качественно другой стране…





4. Ценностные установки, мировоззрение в традиционном подходе к экономике

Экономическая и бизнес-деятельность, маркетинг воспринимается сегодня многими деловыми людьми исключительно как способ заработка денег ради денег, как погоня за выгодой, в том числе, с нарочитым и специально организуемым изучением человеческих потребностей с нарушением личностных границ потребителя и различными манипуляциями его сознанием.
Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, высшую цель маркетинга видит в следующем: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами»[2]В традиционной модели маркетинга потребности рынка сбыта являются определяющим фактором организации производственных и бизнес-процессов. «Спрос определяет предложение» - аксиома рыночных отношений. Акцент в производстве товара, таким образом, смещается с возможностей производителя на нужды потребителя. Это можно определить следующей максимой «неважно, какой продукт может создать производитель, важно, что диктует рынок потребления».
В таких условиях все большее количество субъектов экономической деятельности, ориентируясь лишь на рыночный спрос, начинают производить один и тот же «популярный» продукт, реплицируя его. Все это приводит, кроме прочего, к эффекту перепроизводства. Отсюда и перекос от производства уникального продукта к производству массового и часто некачественного продукта. В том числе и по этой причине происходит нарушение иерархии бизнес-процессов.
При таком подходе к организации производства и бизнес-процессов неизбежно возникают негативные экономические и социальные эффекты, где системообразующим выступает эффект «перепроизводства» (один и тот же «популярный» продукт одновременно выпускается большим количеством субъектов экономической деятельности). В свою очередь, перепроизводство вызывает цепную реакцию следующих эффектов:

Снижение себестоимости товара, за счет снижения его качества в борьбе за потребителя (массовое производство товаров низкого качества);
Неоправданный перерасход ресурсов для производства только данного товара;
Нарушение естественной иерархии бизнес-процессов (посредник и продавец диктует условия «игры» производителю – «хвост виляет собакой»);
Усиление нездоровой конкуренции, хронические локальные и глобальные конфликты интересов (в том числе и силовое устранение конкурентов);
Совершенствование патогенных технологий манипуляции сознанием потребителя и партнеров по бизнесу (разрастание разрушительных психопатологических явлений в экономической и социальной среде);
Утрата производителем «уникального лица», потребности качественно развиваться создавать свой уникальный товар, услугу, бренд, определяемые не только потребительским спросом, но и потенциалом самого производителя, его качественным («интенсивным») развитием;


Заботясь лишь о том, как обогнать своих конкурентов, можно догнать свой
собственный хвост, уткнувшись себе же в спину…







5. «Психотип» современного делового человека через призму глубинной психологии

Формирование культуры и сознания современного делового человека пока еще базируются, главным образом, на архаичных психологических установках и подходах к экономической деятельности вообще («колониальный» стиль, редукционизм, вульгарный дарвинизм) и формированию управленческих компетенций, в частности. Основными характеристиками подобной архаической модели мышления и поведения являются следующие:

«Бизнес – это либо ты, либо тебя», «цель экономики, бизнеса — исключительно прибыль и обогащение», «экономика и бизнес всегда должны масштабироваться» («экстенсивное» развитие) - «чем больше, тем лучше», «в бизнесе и политике нет морали», «только спрос определяет предложение»;

Решение частных вопросов без понимания общих фундаментальных аспектов бытия – закономерностей индивидуальной и социальной природы человека, общегуманитарных вопросов, культуры – всего того, от чего зависит качественное решение частных вопросов в любой области человеческой деятельности;

Доминирование финансовых институтов (банков), ритейл-компаний и посредников над производителем материальных и нематериальных ценностей - услуг, знаний, технологий, диктующих производителю свои условия ;

Создание людьми (группами людей), характеризующихся архаичным типом мышления и потребительской психологией тотальных социально-экономических трендов (глобализация, насильственная демократизация, диджитализация, техноутопизм и др.);;


Глобальные тренды, технический прогресс, социально-экономические и политические процессы меняют мир, и эти изменения могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Сегодня накоплено достаточно знаний, чтобы учиться отличать одно от другого, отвечая вызовам времени.






Локальные и глобальные противоречия, жесткие и часто непреодолимые кризисы, вырастающие из конфликта интересов между людьми(или группами людей) с соответствующими личностными характеристиками являются неизбежной составляющей рыночной деятельности при архаическом подходе к ней.

Как показывают психологическая практика, подобного рода конфликты и кризисы во многом связаны не только с «объективными» социально-историческими процессами, но и с теневой стороной личности современного «делового» человека и соответствующими стилями и подходами к экономической деятельности:

Психологическая булимия порождают жадность и накопительство, навязчивое неотрефлексированное стремление масштабировать бизнес и экономику, «полевое поведение» и стремление хвататься за все, на чем можно заработать деньги;

Синдром гиперактивности порождает хронический трудоголизм, жизнь человека практически целиком подчинена работе и заработку денег;

Психопатия, страх неопределенности, тотальная подозрительность порождают желание все контролировать, хроническую экспансивность и агрессивность, склонность к насилию и манипуляциям другими людьми;

Нарциссизм, мании и истерический невроз – самолюбование и самовыпячивание, любовь к внешним эффектам, стремление быть всегда в центре внимания;

Психологические состояния, в основе имеющие глубокие травмы и наполняющие человеческие коммуникации манипулятивными «двойными посланиями» и стандартами, «двуличием», цинизмом, жестокостью, фанатизмом (в том числе в стиле «библия в руке, камень за пазухой»), порождающими шизогенное поведение и соответствующие состояния, как у самих носителей подобного стиля поведения, так у тех на кого направлено их влияние;


«Вам не хватает терпимости, толерантности и способности принимать людей
такими, какие они есть!», - убедительно говорил людоед своей сопротивляющейся жертве...







6. Об управленцах «нового типа»

Вслед за многими странами мы постепенно вступаем в эпоху постиндустриального, информационного общества, эпоху информационной экономики, которая опирается уже не только на создание и потребление материальных объектов и благ, но на создание и освоение информации, в том числе, научных знаний, применяемых в самых разных областях человеческой деятельности.В этой связи, современная экономика, равно, как и культура, политика, сфера образования, нуждается сегодня не только и не столько в стандартизированных процессах и персонале, формально выполняющем свою работу исключительно по заданным стандартам и шаблонам, но в личностях, обладающих редкими, уникальными качествами и компетенциями:

Способностью к самоорганизации и самомотивации;
Умением брать на себя ответственность лидера и работать в команде;
Умением оригинально и нестандартно мыслить;
Умением глубоко чувствовать и понимать окружающий мир;
Умением оперативно действовать и воплощать в реальность свои идеи;
Умением эффективно коммуницировать с окружающим миром;
Умением ассимилировать имеющиеся знания;
Умением порождать новые знания и передавать эти знания другим;


Нарочитый дидактичный и директивный подход к обучению, формированию личности
«нового типа», «нового сознания» давно себя дискредитировал. Ключевым становится
вопрос: как формируется такая личность и такое сознание?






7. Поиск новых парадигм развития, мышления и миропонимания

Мировая социально-экономическая система, образование, наука, здравоохранение, переживая кризисные явления и закономерные системные изменения, так или иначе, находятся и в поиске принципиально новых - альтернативных парадигм развития нового сознания современного человека.[3]
Профицит интеллектуализма и рационализма при дефиците эмпатии, эмоционального интеллекта и чувственного опыта познания;
Директивность и игнорирование способности человека к самообучению и самостоятельному порождению знаний;
Нарушение баланса между базовыми механизмами развития, жизнеобеспечения человека и переизбытком новой информации, при неспособности ее оптимально усвоить, нарушение в обучающем процессе «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому);
Преобладание шаблона, технологичности и инструктивности над спонтанностью, «потоком» и открытостью по отношению к незапланированным оригинальным решениям;


«Когда слепой ведет слепого, оба обязательно упадут в яму…»

(суфийская поговорка)




8. Построение обучающего пространства

В фокусе решаемых задач находится не только предмет обучения (управленческие и другие навыки), не только формат обучения (открытые и закрытые обучающие площадки – тренинги, мастер-классы, спецкурсы и обучающие программы в системе высшего и среднего образования, индивидуальное сопровождение), но, прежде всего, сам характер обучения и обучающего пространства – то, КАК этому обучать. Именно обучающее пространство со своими специфическими характеристиками и является формирующей средой, в которой развиваются те или иные качества сознания обучаемого, влияющие, в дальнейшем на его поведение и стиль решения тех или иных задач.
Очевидно, что важным становится умение создать обучающее пространство в балансе между структурой и спонтанностью, с учетом «почвы» личности обучаемого, на которую ложится учебный материал, с исследованием его личностных особенностей, его потребностей и их иерархии, его стиля мышления и понимания учебного материала, с пониманием его психофизического состояния в момент обучения и за его пределами.


Обучение – это не просто передача информации от источника к потребителю. Прежде
всего, это процесс исследования, в том числе самоисследования себя в процессе решения рабочей задачи, систематизация и проверка полученной информации, опять срез и рефлексия
полученных данных и уже затем перенос полученных знаний в практику с
непрекращающимся процессом их верификации…




9. Самоидентичность, культурные коды и сопровождение развития

Инновационный подход к обучению даёт основание рассматривать образовательный процесс не только в качестве инструмента достижения утилитарных образовательных целей. Данный подход предполагает этот процесс, как более глубокое и широкое взаимодействие с личностной природой человека (социальной группы, организации) и определяет его, как «практику сопровождения» познавательного процесса и личностного развития, где основополагающим является:

Уважение к уникальности человека со своими особенностями – его самоидентичности;
Уважение к уникальности общества с присущей только ему культурой и культурными кодами, общественным укладом и экономикой;
Уважение к уникальной среде обитания, определяющей психофизический тот или иной тип личности обучаемого, его психофизику;

Любые обучающие инструменты, человекоориентированные практики, «выращенные» и применяемые в отрыве от этой «триады», в лучшем случае, неэффективны (или же эффект случаен, искажен), в худшем - разрушительны.
Понимание и умелое взаимодействие с этой триадой, в итоге, и определяет эффективность и адекватность любой человекоориентированной практики в работе с данным конкретным человеком и или данной конкретной социальной группой, организацией.
Буквальное перенесение на свою почву подходов и методов, «выращенных» в другой ментальности и в иных культурных кодах чревато, по меньшей мере, неэффективностью в их применении, по большому счету их отторжением или вредом.
Отечественный историк-этнолог Лев Гумилев заметил, что Россия – это «хрящ», натершийся между Востоком и Западом.[4]

Сегодня Россия выходит из роли просто «хряща», становясь частью мира, соединяющей внутри себя Восток и Запад в новом своем качестве.


«Разница западного и восточного мышления, очевидно, заключается в отношении к целому,
к Абсолюту. Мир един и мы идём к его познанию с разных сторон. Восток идёт от целого,
от разделения Единого на множественное. 
Запад отталкивается от множественности мира, чтобы выстроить его в своём сознании до Абсолюта. Налицо две стороны одного и того же процесса, и мера всего есть отношение к Абсолюту...»

(В.А. Росов, «В.И.Вернадский и русские востоковеды»)





10. Интегральная методология и практика профессионального, карьерного, организационного развития, создания своего дела

Описываемый подход и практический метод позволяют создать оптимальный баланс между тремя взаимосвязанными аспектами, дающих ясность, мотивацию и драйв, направленность и устойчивые результаты в персональном и организационном развитии:

Антропологический (человеческий фактор) – исследование глубинных личностных потребностей руководства и персонала компании, организационных потребностей, способов адекватного удовлетворения этих потребностей в их взаимодействии на данном этапе индивидуальной и организационной жизнедеятельности.

Социально-экономический
– исследование индивидуальных способностей и талантов, сильных и слабых сторон личности, неиспользованных возможностей и резервов, определение индивидуальной предрасположенности к тому или иному виду профессиональной, карьерной и бизнес-деятельности, а также направления организационного развития в балансе между экстенсивной и интенсивной моделями развития, создание своего уникального продукта, бренда в данных уникальных условиях общественно-экономического уклада жизни и исторически сформированных «культурных кодов», присущих данному социуму.

Экологический
– осознанное и оптимальное соотношение профессиональной, карьерной, бизнес-деятельности со своей индивидуальной природой - психофизическим здоровьем и личностными качествами, а также конструктивное и дружеское взаимодействие субъекта экономической деятельности с окружающей природной и социальной средой, направленное на сохранение и поддержание среды своего обитания.




11. Сущность альтернативного подхода

Экологический маркетинг и менеджмент «новой волны» можно определить, как поступательный процесс личностного профессионального, карьерного развития, как организацию своего дела, при которой материальные или нематериальные плоды этой деятельности становятся значимыми и востребованными, прежде всего, потому что обладают уникальностью, соответствующим качеством, проверены временем и практикой, максимально отвечают актуальным потребностям большого количества людей.
Основные этапы развития управленческих компетенций в целостном экологическом подходе(самоменеджмент)::
«Взгляд вовнутрь» - исследование глубинных личностных потребностей, личностного потенциала, индивидуальных способностей и талантов сотрудников организации, а также потенциала, потребностей организации, ее сильных и слабых сторон, особенностей взаимодействия между руководством и персоналом, исследование способов сбалансированного удовлетворения индивидуальных и организационных потребностей на данном этапе индивидуальной и организационной жизнедеятельности;
Социализация потенциала - определение индивидуальной предрасположенности к тому или иному виду профессиональной, карьерной и бизнес-деятельности, а также направлению организационного развития в балансе между экстенсивной и интенсивной моделями развития;
Определение зоны комфорта - надситуативный анализ и поиск оптимального соотношения между профессиональной, карьерной, бизнес-деятельностью и своей индивидуальной природой - психофизическим здоровьем и личностными качествами, а также с окружающей средой (природной, экономической и социальной) – понимание своего места в системе этих отношений;
Позволение [5] - формирование способности продуктивно находиться в ситуации неопределенности, толерантность к ней, а также способности определять (выбирать) в потоке внешних и внутренних жизненных событий возможности своего развития;
Кристализация и выращивание - накопление опыта и его анализ, определение главных, наиболее успешных и эффективных направлений и видов деятельности, придание им ясных рыночных форм (форматирование) в виде оформленного уникального бизнес-продукта, услуги, бренда;
Товар лицом и доступно - формирование условий компетентной, доступной и понятной потенциальному потребителю демонстрации своего бизнес-продукта, услуги, информирование о нем потенциально заинтересованного потребителя (адекватная реклама в «окнах рыночной сензитивности» [6]
«Сарафанное радио» - реализация бизнес-продукта, услуги с помощью компетентной рекомендации, основанной на личном положительном опыте других потребителей этого продукта, услуги;

Очевидно, что человек, увлеченно занимающийся делом, к которому наиболее предрасположен, становится все более компетентным в своем деле, а стало быть, более конкурентоспособным, успешным, удовлетворенным и счастливым, монетизируя, прежде всего, свои способности и таланты, непреднамеренно влияя тем самым и на позитивные изменения в окружающем мире...






12. Практика сопровождения

«Практика сопровождения» является гуманитарной «технологией» экологического маркетинга и менеджмента новой волны– управленческим инструментом «тонкой настройки» для создания качественного товара, услуги, его продвижения на рынке, для определения новых перспективных направлений организационного, профессионального и карьерного развития.
Метод включает, в свою очередь, деловые командные игры со специальным психотехническим инструментарием (креатив-методики), индивидуальные стратегические сессии , в том числе блиц-сессии, влияющие, помимо решения основной бизнес-задачи клиента, на развитие эмоционального интеллекта, психофизических компетенций (стрессоустойчивости), навыков конструктивного социального взаимодействия (социальный и эмоциональный интеллект).
Метод позволяет создать благоприятные условия для поэтапного выращивания уникального бизнес-продукта, исходя из профессионального и личностного потенциала, талантов и способностей субъекта экономической деятельности. Методологию и методику практики сопровождения можно свести к следующим основным принципам взаимодействия с клиентом, которые являются и отличительными признаками подхода и метода:

Принцип «витализма и самонавигации» - поддержание жизненного драйва-энергии клиента, развитие его осознанной мотивации и её конструктивной направленности;

Принцип «зоны ближайшего развития» - соблюдение последовательного и поэтапного развития клиента с естественной для него природной скоростью;

Принцип «наблюдения, исследования и понимания» - детальный и безоценочный сбор информации и выявление закономерностей поведения и деятельности подопечного;

Принцип «трансмутации» - готовность клиента к быстрым качественным изменениям в синергийном взаимодействии со специалистом;

Принцип «экономичности» - минимальное воздействие специалиста при совместном решении с клиентом его задач, способствующее максимальному результату – «гомеопатический» эффект;

Принцип «регенерации» - возможность терапевтической работы с деструктивными аспектами личности и организации;

Принцип «полимодальности» - контакт с феноменальным материалом во взаимодействии с клиентом в различных вербальных и невербальных модальностях – - с его интеллектуальными реакциями, эмоциональными, телесно-двигательными, социальным поведением, его энергетикой и др.;

Принцип «полихроничности» - работа с клиентом в различных временных контекстах - события, состояния, связанные с будущим создание пластичных моделей будущего; настоящим - способность быть в процессе и моменте "здесь-и-теперь"; прошлым - способность освобождаться от груза прошлого, извлекать уроки и опираться на положительный опыт;


Сопровождение – это значит быть с человеком, его феноменальным процессом
движения по пути позитивных изменений, развития, это означает максимальную
внимательность к деталям этого движения: мыслям, словам, интонациям, чувствам,
эмоциям, ощущениям, настроению, психофизическому тонусу, противоречиям и
заблуждениям, негативному и позитивному опыту, большим и маленьким открытиям,
его картине мира и системе ценностей, его окружению и многому другому...





13. Уникальность и актуальность

На сегодняшний день, в области отечественного и зарубежного профессионального, карьерного и бизнес-консалтинга ничего подобного, сформулированного с точки зрения методологии, методически и инструментально разработанного, учитывающего отечественные культурные «коды» (если мы говорим об отечественном консалтинге), практически нет.
Экологический маркетинг и менеджмент новой волны является одним из ключевых инструментов решения многих современных социально-экономических проблем и задач в нашей стране, как в центральной ее части, так и в регионах. Отчасти, это «война за контроль над сознанием людей» и «необходимость бесконфликтной смены мирохозяйственных укладов» (по С.Ю.Глазьеву). Сюда можно добавить ещё сохранение уникальности и разнообразия мир», возможность разносторонней реализации, опору на собственные силы во взаимосвязи с окружающим миром, счастливое и здоровое мироощущение.
В современных условиях жесткого геополитического, мировоззренческого противостояния и путаницы, непреодолимых конфликтов интересов, в условиях системных социально-экономических кризисов, экологических проблем, в том числе в условиях западных санкций и необходимости импортозамещения, описываемый проект крайне актуален как с экономической, так и с политической токи зрения.
Реализация проекта и развитие данной темы вообще, как имеющих важнейшую социально-экономическую и политическую направленность и значимость будет весомым аргументом в предвыборном или проектном портфеле любого политика, бизнесмена высокого уровня, государственно мыслящего управленца.

Среди современных гуманитарных консалтинговых технологий, уже в ближайшее
время подобные проекты могут стать ключевыми инструментами решения не только
профессиональных, но и социально-политических и экономических задач...






14. В ногу со временем

Описываемому подходу и методу посвящена книга-монография «ПСИ-фактор в экономике: основы эффективного построения и развития своего дела» (В.Можайский,монография в эл.формате, 2008г.). Книга дает подробное и объемное представление о методологии и практических методах профессионального, карьерного и бизнес-консалтинга с примерами из практики, протоколами индивидуальной работы с профессионалами, предпринимателями, бизнесменами и управленцами разного уровня. В 2016г. монография, в дополненном и отредактированном виде, издана в Государственном университете «Дубна» под названием «Психологические антропопрактики сопровождения бизнеса, профессионального и карьерного развития». Рецензия на книгу «Пси-фактор в экономике» дана одним из основателей отечественной эргономики, доктором психологических наук, академиком РАО В.М.Муниповым.





По данной теме проводятся индивидуальные консультации, в том числе индивидуальные стратегические блиц-сессии, бизнес-тренинги и мастер-классы. В 2017г. в университете «Дубна» состоялся первый экспериментальный практический спецкурс для студентов кафедры психологии, посвященный данной теме, наметив, таким образом, общие «контуры» отечественной консалтинговой школы экологического маркетинга и менеджмента «новой волны». Готовится к изданию вторая дополненная редакция авторской монографии «Пси-фактор в экономике: основы эффективного построения и развития своего дела».






Законы физики одинаково действуют и в утюге, и в ракетном двигателе, разница лишь в сложности объекта. Так же обстоит дело и с психологическими законами, эффектами и механизмами, которые универсальны и действуют в самых разных областях человеческой жизни - от здоровья и отношений до профессии, карьеры, бизнеса, образования...




 

[1] Трофимов В.Т.,Зилинг Д.Г. Экологическая геология. - М.: ЗАО Теоинформмарк", 2002.

[2] Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990 (перевод В.Б.Боброва)

[3] Юбилейный доклад Римского клуба «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», von Weizsaecker, E., Wijkman, A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. — Springer, 2018.; Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры России», 2018.

[4] Гумилев Л.Н., цикл телевизионных лекций «Этносы Земли», ГТРК «СПб 5-канал», 1993-95гг.

[5] «Позволение» – из славянской борьбы Любки - особое состояние, позволяющее отключить собственную нарочитую активность. Противник рассматривается, как мир, который с тобой разговаривает, когда ты входишь в природу, и для того что бы выжить, ты должен её принять. Если же ты не принимаешь мир вокруг, ты просто не выживаешь.

[6] Потребитель уникального и качественного бизнес-продукта и услуги, зачастую, находится ближе, чем принято считать. По этой причине многие впадают в шаблонное поведение поиска целевой аудитории, которая находится «где-то» и к этому месту необходимо нарочито пробиваться. Как в ближнем социальном окружении (личном, профессиональном), так в широком социально-экономическом поле есть люди, группы людей – организации, нуждающиеся в данном продукте или услуге, так или иначе транслирующие эту потребность, есть специально организуемые места (ярмарки, выставки, презентации, виртуальные пространства и др.), где данный товар или услуга могут быть представлены. Основная задача здесь – увидеть эти уже существующие каналы трансляции и адекватно данному конкретному «окну» представить свой товар или услугу.

Литература:

  1. Выготский Л.С., Психология, Эксмо-Пресс, М., 2000;
  2. Гагарин А.В. Экологическая антропология: на стыке наук. Аспекты взаимодействия в системе «Человек – Среда – Культура». М., 2015. 208 с.
  3. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учебное пособие / А.В. Гагарин, С.Н. Глазачев. М., 2012.
  4. Глазьев С.Ю., Последняя мировая война. США начинают и проигрывают — М.: Книжный мир, 2016. — 512 c.;
  5. Деркач А.А., Самореализация - основание акмеологического развития [Текст]: монография / А. А. Деркач, Э. В. Сайко; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 224 с.
  6. Друкер П., Менеджмент. Вызовы XXI века. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 256 с.;
  7. Зинченко В.П., Толерантность к неопределённости: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии 2007. №6, с.3-20;
  8. Можайский В.В., Экологический подход в индивидуальной и организационной психологической работе, Управление персоналом, 2006, №21, с.15-18;
  9. Можайский В.В., Пси-фактор в экономике: основы эффективного построения и развития своего дела. – М.: монография в эл. формате, 2008. – 248 с.;
  10. Можайский В.В., Человек «деловой» и человек «страдающий»: междисциплинарное будущее и настоящее коучинга и психотерапии, Управление человеческим потенциалом, ИД Гребенников, 2012, №2, с.144-151;
  11. Можайский В.В., Экограды - утопия или новая реальность новой России? Возможные стратегии преодоления и предупреждения экономических, социальных и экологических кризисов (основные тезисы по итогам «круглых столов» фестиваля «ЭКОТЕКТУРА», встреч экспертного совета «Экограды России», сентябрь 2012 - январь 2013 г.), 2013, статья на персональном сайте – 4 с.;
  12. Можайский В.В., Психологические антропопрактики сопровождения бизнеса, профессионального и карьерного развития., Госуниверситет «Дубна», 2016., монография – 383 с.;
  13. Можайский В.В., Баллада о лекаре. Психотерапевтический фольклор., Госуниверситет «Дубна», 2017., монография – 141 с.;
  14. Трофимов В.Т.,Зилинг Д.Г. Экологическая геология. - М.: ЗАО Теоинформмарк", 2002. - 415с.;
  15. Юбилейный доклад Римского клуба «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», von Weizsaecker, E., Wijkman, A.Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet.  Springer, 2018. — 220 p.;
  16. Ясвин В.А., Психология отношения к природе, М.: Смысл, 2000. – 456 с.;



УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В БИЗНЕСЕ (бизнес-форум для лидеров бизнеса)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ "НОВОЙ ВОЛНЫ" (индивидуальные стратегические сессии для управленцев и предпринимателей)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ "НОВОЙ ВОЛНЫ" (бизнес-тренинг)