Экограды - утопия или новая реальность новой России?
основные тезисы по итогам «круглых столов» фестиваля «ЭКОТЕКТУРА», встреч экспертного совета «Эко-грады России» (сентябрь 2012 - январь 2013 г.)
Понятие «экология» впервые предложил в середине XIX века немецкий ученый Эрнст Геккель. Восходит оно к греческим oikos (ойкос или экос; на римский манер oecus - экус) – «жилище, дом, имущество, состояние, добро» и λογία (логия) «говорю». Ойкосом Древние греки называли также одно из помещений дома, служившее святилищем. Слово экология – международное: практически все языки мира созвучны в его произношении. Одним из редких исключений является вьетнамский язык, где при дословном переводе sinh thái học получается «рожденный статус школы».
По сути, экология - наука о нашем общем доме по имени Природа. Вероятно, уже ни для кого не секрет, что сегодня происходит с нашим общим домом в результате глубокого отрыва человека от природы своей и окружающей, в результате индустриального технического развития общества и утраты, в массе своей, культуры понимания и взаимодействия с окружающей средой. Вряд ли кому-то нужны для этого доказательства, цифры и статистика. Почувствовать загрязненный воздух в мегаполисах и крупных промышленных городах и регионах, неприятную на вкус и запах воду, вытекающую из нашего водопровода или наполняющую городские реки и пруды, увидеть груды мусора в наших парках и лесах, ворохи сигаретных окурков на тротуарах, дорогах и остановках общественного транспорта, «монбланы» городских свалок может каждый.
Торжество революционных идей тоталитарного толка в начале двадцатого столетия - идей исправления социального мира и индустриальное экстенсивное развитие экономики повлекли за собой соответствующее отношение и к окружающей среде, укрепив стремление людей «подогнать»окружающий мир под себя и свои нужды, как правило, без диалога с природной средой и ее возможностями. Отсюда повороты рек «вспять», уничтожение природного ландшафта в угоду «грандиозным» экономическим проектам или городской архитектуре, промышленному производству и т.д. И все это во вред, в итоге, и самому человеку, наносящему сегодня серьезный ущерб своей же среде обитания (к слову сказать, это, к сожалению, пожалуй, единственное надежное отличие человеческой популяции от других биологических видов, населяющих планету). Торжество идей потребительского общества только усилило эту ситуацию. Технический прогресс, достигнув за последние столетия значительных высот, невольно опустил людей на экологическое дно, создав очевидные проблемы для жизни, познакомив многих с реальностью экологических катастроф, опасностью быстрого массового уничтожения, а также дно политическое, усеянное «камнями преткновения» во взаимоотношениях многих стран и народов.
За такое научно-техническое «удовлетворение» своих нужд мы платим, как правило, экологическими, политическими и экономическими проблемами, хронической неспособностью решать насущные задачи, «не отрываясь от земли», рассчитывая на свой внутренний потенциал и интенсивные способы решения этих проблем и задач. Такая незатихающая активность покорителей природы и мира, вероятно, полностью перекрывает беспокойство за мир, в котором мы живём, бережное отношение к нему и, часто, просто здравый смысл. Порой создаётся впечатление, что понятие «окружающая» среда несёт уже военно-стратегический смысл, и мы героически начинаем воевать со средой, попав в её «окружение», а затем, прорвав окружение, переходим в наступление и берём её в плен, воспринимая окружающий мир как раба, как бездонную помойную яму, которая всё примет и стерпит. И он терпит… Бесконечные нефтяные пятна в морских акваториях, их опустошение, развлекательные космические полёты и падающие в океан космические станции, взрывы атомных реакторов, испытания оружия массового поражения и радиационные отходы, городскую загазованность и непомерное уничтожение природных ресурсов, да и просто, обыкновенную грязь, которую люди часто оставляют после себя, «отдохнув на природе».
Рассматривая с экологической точки зрения вопросы градостроительства и качества жизни населения городов, мы видим, что современный мегаполис обладает рядом характеристик, практически полностью определяющих его природную экологию, экологию сознания, уровень стресса, качество жизни населяющих его людей. Прежде всего, это огромные расстояния, диктующие временной регламент, распорядок жизни, степень утомляемости людей. Высокая концентрация технических средств и производств, вызывающих загрязнение городской среды, техногенный шумовой стресс, фобии (например, страх метро). Перенаселенность и большое скопление людей разных культур, социальных страт и ценностных ориентаций (или их отсутствия), непременно обуславливающих конфликты и разного рода социальные напряжения. Современный мегаполис - «благоприятная почва», на которой возникают и развиваются те или иные расстройства человеческого организма, психики, снижается в итоге качество человеческой жизни, ее продолжительность.
Необходимость нового экологического градостроительства, как одного из мирных, творческих, эволюционных инструментов решения экологических, социально-экономических, внутри и внешнеполитических задач давно назрела на государственно-административном уровне. Не только ученые–биологи, психологи, экологи, социологи, но и многие другие разумные люди понимают, что системный кризис, в том числе экологический, техногенный – налицо. Уже давно в разных уголках нашей планеты идет процесс по преобразованию патогенных явлений описанных выше, в том числе посредством «зеленого» градостроительства - населенных пунктов, организованных на принципиально других основах.
Эко-град (или эко-полис) - это населенный пункт с характеристиками современного комфортного города, экономически и социально саморегулирующийся, связанный социально-экономическими связями с подобными и более крупными городами и населенными пунктами. Эко-град по своим масштабам, технологическим, качественным и культурным характеристикам - это оптимальный и безвредный для данной местности (экосистемы, ландшафта, этнического ареала) город. Ключевая основа такого поселения – это организация жизни, прежде всего, во взаимно обогащающем и поддерживающем диалоге с данной локальной территорией, с ее ландшафтом – экосистемой, сложившейся этнической и культурной спецификой. Отдельно можно было бы выделить также и другие немаловажные характеристики эко-града. Среди них: автономное энергообеспечение и самостоятельная переработка отходов, самообеспечивающие экономические микромодели для жителей эко-градов, безопасные технологии и эко-материалы в строительстве различных объектов, универсальность архитектуры наряду с ее оригинальностью и возможностью трансформации самими жителями эко-града, организация системы внутренней безопасности и предотвращения криминогенных факторов. Жители эко-града имеют возможность наиболее полного удовлетворения личных и социальных потребностей в качественном образовании, профессиональной реализации здравоохранении, досуга, живого общения, связи с окружающим миром.
Целевая аудитория" - население эко-градов, на мой взгляд, может быть рассмотрена из нескольких ракурсов:
1. Задача создания эко-градов: например, гео-политическая - заселение свободных территорий, экономическая - создание нового рынка недвижимости, общественно-социальная - решение социальных задач, исследовательская - градостроительный эксперимент;
2. Имеющиеся возможности создания эко-градов: финансово-экономические, научные, организационные, человеческий ресурс и потенциал, архитектурно-эстетические;
3. Концептуально-смысловой ракурс (как мы себе вообще представляем потенциальных жителей эко-града?), например, "население эко-града могут составлять самые разные люди, объединенные общими ценностными установками, поддерживающие и развивающие основы миролюбивого взаимного обогащающего отношения к окружающему миру - природной и социальной среде, создавая тем самым почву для формирования и развития экологического сознания"
Каждый из этих ракурсов и его составляющих, а также сочетание этих ракурсов может формировать образ целевой аудитории населения эко-градов (возраст, социальный и экономический статус и возможности, национально-этническую и конфессиональную принадлежность, образовательный и культурный уровень, тот или иной тип профессии, даже психотип и личностные особенности.
Развитие одной стороны жизнедеятельности – в данном случае создание эко-градов и новой экологической архитектуры жизни (как буквально, таки метафорически) – не может возникать изолированно от других сфер, тем более психологии. Размышления яркого британского архитектора Кристофера Дея о «больной» архитектуре, влияющей на человеческое здоровье, вызывающей физические и психические болезни и эко-архитектуре, способной исцелять – тому подтверждение («Места, где обитает душа: архитектура и среда как лечебное средство»). Понятия «экология», «экологический» не чужды психологии. Одно из первых упоминаний об экологическом подходе в частности в психотерапии впервые встречается в середине ХХ века и связано с именем американского психиатра Гр.Бейтсона («Экология разума»). Тем не менее, практического метода, решающего ключевые проблемы человеческой жизни, в основу которого были бы положены идеи экологического подхода, до недавнего времени не существовало.
Сегодня Целостный экологический подход в оздоровительной работе, в образовании и экономике продолжает традиции, заложенные в середине двадцатого столетия, а также является развитием идей феноменологического подхода в науке (Э.Гуссерль), клиенто-ориентированного (К.Роджерс) и других подходов в психотерапии, культурно-исторического подхода в психологии (Л.Выготский). Экологическая психотерапия психосоматических расстройств личности, экологический коучинг, объединенные в Практику Сопровождения являются, по сути, методами, в которых реализуются идеи экологического подхода. Экологическая психотерапия – личностноориентированный недирективный метод психологической работы в области физического и психического здоровья, позволяющий работать с самым широким спектром заболеваний, вплоть до онкологии и психотических расстройств. Экологический коучинг также является недирективным методом работы с индивидуальным и корпоративным клиентом в области бизнес-экономической деятельности, позволяющим формировать важнейшие личностные компетенции, благодаря которым эффективно решаются задачи различного рода.
По большому счету, это и методы формирования нового экологического сознания (или возврата к нему), основанном на принципиально новом отношении к природной и социально-экономической среде. Экологическое сознание можно определить, как качественно новое отношение современного человека к своей человеческой природе и среде обитания, глубокое самопознание и взаимопонимание, необходимое и достаточное для гармоничной адаптации в окружающем мире. Это отношение к себе, не как к единовластному центру Вселенной, меняющему её по любому своему волеизъявлению, но как к неотъемлемой её частице, познающей основы мироздания.
Экологическое градостроительство в этом смысле становится одним из важнейших и, безусловно, эффективных инструментов сбалансированного решения экономических, экологических, социальных задач. При этом, инструментов демократических, творческих, мирных, объединяющих большое количество граждан нашей страны, разных профессий и статусов, получающих таким образом реальную возможность самостоятельно и при поддержке государства строить свою жизнь и новую Россию. Для Российской Федерации это во многом решение важнейших задач государственной важности - перенаселения крупных городов, преобразования уже существующих, незаселенности больших территорий. Очевидно, что эко-грады формируют привлекательный образ новой России как для самого населения страны, так и для стран ее окружающих, повышая статус государства на международной арене, его авторитет, достигаемый, что немаловажно, мирными средствами.
То, что проблема решения важнейших социальных, экологических как внутри так и внешнеполитических, экономических задач назрела – это очевидно. Очевиден и социальный запрос на подобное решение подобных задач, который выражается сегодня в активно развивающихся в резонансе инициатив «снизу» и «сверху». Это и есть предпосылки, которые, при благоприятных условиях (слаженное "вертикальное" и "горизонтальное" взаимодействие участников проекта), определят перспективу развития одного из важнейших направлений социально-экономической сферы страны - нового градостроительства обновляющейся России.
В.МОЖАЙСКИЙ
НОВЫЕ КНИГИ ВЛАДИСЛАВА МОЖАЙСКОГО:
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР: просто о сложном или почти "все" о жизни за пару часов чтения
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: инструменты «тонкой настройки» для современных управленцев и предпринимателей
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: Экологическая психотерапия психосоматических расстройств
также см. статьи
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ "НОВОЙ ВОЛНЫ"