Актуальные проблемы построения карьеры молодыми и опытными специалистами
случаи из практики консультирования
(Управление человеческим потенциалом, ИД Гребенников, 2010, №2, С.110-114)
1. Что происходит сегодня с обучением молодых специалистов?
Вслед за многими странами мы постепенно вступаем в эпоху постиндустриального, информационного общества, эпоху информационной экономики, которая опирается уже не только на создание и потребление материальных объектов и благ, но на создание и освоение информации, в том числе, научных знаний, применяемых в самых разных областях человеческой деятельности. В этой связи, современная экономика, равно, как и культура, политика, сфера образования, нуждается сегодня не только и не столько в стандартизированных процессах и персонале, формально выполняющем свою работу исключительно по заданным стандартам и шаблонам, но в личностях – управленцах нового типа, обладающих редкими, уникальными качествами и компетенциями:
Способностью к самоорганизации и самомотивации;
Умением брать на себя ответственность лидера и работать в команде;
Умением оригинально и нестандартно мыслить;
Умением глубоко чувствовать и понимать окружающий мир;
Умением оперативно действовать и воплощать в реальность свои идеи;
Умением эффективно коммуницировать с окружающим миром;
Умением ассимилировать имеющиеся знания;
Умением порождать новые знания и передавать эти знания другим;
Умением брать на себя ответственность лидера и работать в команде;
Умением оригинально и нестандартно мыслить;
Умением глубоко чувствовать и понимать окружающий мир;
Умением оперативно действовать и воплощать в реальность свои идеи;
Умением эффективно коммуницировать с окружающим миром;
Умением ассимилировать имеющиеся знания;
Умением порождать новые знания и передавать эти знания другим;
Нарочитый дидактичный и директивный подход к обучению, формированию личности «нового типа», «нового сознания» давно себя дискредитировал. Ключевым становится вопрос: как формируется такая личность и такое сознание?
Сегодняшняя непростая экономическая ситуация приводит к закономерным, существенным и далеко не всегда позитивным изменениям как рынка труда, так и образования, которые ставят молодых специалистов в заведомо невыгодное положение. Так, например, по данным Росстата, при относительной стабильности общей численности населения страны количество студентов в вузах увеличилось с 2,6 млн. человек в 1993 году до 7,5 млн. человек в 2007 году (со 176 до 525 студентов вузов на 10 тыс. человек населения). Нагрузка на преподавателя выросла почти на 70% и сейчас значительно превышает аналогичные показатели западных вузов, оказывая значительное влияние на качество образовательного процесса, обучение профессионально подготовленных и социально адаптированных специалистов. Вместе с тем, в условиях продолжающихся социально-экономических перемен, массовых сокращений и безработицы на кадровом рынке произошел переизбыток специалистов с дипломом о высшем образовании, претендующих на позиции менеджеров (специалистов по управлению), юристов, психологов, финансистов, экономистов и т.д. В последние годы, в связи с демографическим «провалом», который пришелся на первую половину 90-х годов, ситуация с резким увеличением количества студентов и, как следствие, преподавательской нагрузки, несколько компенсировалась.
Какие проблемы молодых специалистов становятся в этих условиях актуальными на сегодняшний день? Прежде всего, это трудности при устройстве на работу выпускников вузов, молодых специалистов, не имеющих стажа, опыта работы и поэтому менее привлекательных для работодателя по сравнению с уже работающими специалистами. Помимо объективных причин такого положения дел, подобная «непривлекательность» связана со многими субъективными профессионально-психологическими факторами. Основными среди них являются: неразвитость практических профессиональных навыков у молодых специалистов в связи с преобладанием теоретического характера знаний над практическими умениями, недостаток жизненного опыта и личностной зрелости, не позволяющие быть более независимым в развитии своей карьеры, построении собственного бизнеса. Наконец, это высокая степень эмоционально-психологического стресса, переживаемого молодыми людьми в условиях социально-экономической нестабильности, что напрямую негативно влияет на психофизическое здоровье, способность к социальной адаптации, качество личной жизни.
В условиях современной сложившейся системы образования, в том числе в области менеджмента и предпринимательства, вышеперечисленные проблемы либо не решаются, либо их решение носит, скорее, случайный и нецеленаправленный характер. Процесс обучения сегодня, во многом, носит отчуждённый от «объекта» обучения характер. Специальных обучающих программ и планов достаточно. Недостаточно, на мой взгляд, специальных программ исследования того, как эти планы и программы усваиваются конкретными молодыми людьми со своими индивидуальными особенностями, характерами, талантами и ограничениями. Каков КПД образования? Похоже, это ключевой вопрос для всей системы образования, её экономики и экономики страны в целом.
КПД системы образования, безусловно, во многом, зависит от её особенностей, формы и содержания. Не секрет, что современное образование выстроено, главным образом, в традиционном, стандартизированном академическом формате. Этот формат имеет свои ключевые характеристики, ограничивающие в определённой степени более глубокое получение слушателями профессиональных знаний. Таковыми основными характеристиками являются:
Учебное заведение, как «банк» специальной информации, которую студент получает только здесь, недостаточно используя другие источники профессиональной информации;
Традиционно однонаправленный вектор получения информации, заранее предполагающий получение знаний от более информированного преподавателя к менее информированному студенту;
Формирование у студентов знаний и профессиональных навыков на основе уже существующих концепций в данной области деятельности, алгоритмов и сценариев действия (при этом, любая концепция не может объективно описать реальность, предложить единственно правильный и детальный сценарий деятельности: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги»);
Получение студентами знаний в традиционном рационально-логическом ключе – «аристотилевой логики», при котором другие способы познания, как правило, не задействованы. Значительный дефицит в системе традиционного образования новых современных технологий профессионального развития с использованием практической психологии и психотехники;
Планово-технологическая подача учебного материала по существующим образовательным программам (преподаватель, как правило, в таких условиях имеет ограниченное представление о том, на какую личностную почву ложится учебный материал, как он усваивается тем или иным студентом);
Учебное заведение, как «банк» специальной информации, которую студент получает только здесь, недостаточно используя другие источники профессиональной информации;
Традиционно однонаправленный вектор получения информации, заранее предполагающий получение знаний от более информированного преподавателя к менее информированному студенту;
Формирование у студентов знаний и профессиональных навыков на основе уже существующих концепций в данной области деятельности, алгоритмов и сценариев действия (при этом, любая концепция не может объективно описать реальность, предложить единственно правильный и детальный сценарий деятельности: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги»);
Получение студентами знаний в традиционном рационально-логическом ключе – «аристотилевой логики», при котором другие способы познания, как правило, не задействованы. Значительный дефицит в системе традиционного образования новых современных технологий профессионального развития с использованием практической психологии и психотехники;
Планово-технологическая подача учебного материала по существующим образовательным программам (преподаватель, как правило, в таких условиях имеет ограниченное представление о том, на какую личностную почву ложится учебный материал, как он усваивается тем или иным студентом);
Очевидно, что все перечисленные характеристики являются атрибутами современной образовательной системы, как исторически сложившегося способа обучения одновременно большого количества людей, желающих получить ту или иную профессию. Специфика и особенности такой системы образования, её «ограничения» приводят, в том числе, к негативным следствиям, напрямую влияющим на качество профессиональных знаний и знаний вообще, а также на способы их реализации – профессиональную адаптацию.
Таковыми следствиями, соответственно, являются:
Недостаточная активность студентов в самостоятельном получении необходимой специальной информации из окружающей информационной среды, что, как правило, приводит к профессиональному капсулированию, остановке профессионального и личностного развития;
Отсутствие или снижение самостоятельной мотивации к познанию в данной области и смежных областях знания, сохранение инфантильной позиции по отношению к получению знаний («мне и так всё расскажут»);
Недостаточная востребованность творческой компоненты и креативности, в условиях заранее заданных жёстких образовательных программ и алгоритмов профессиональной деятельности (как следствие, снижение мотивации, в дальнейшем, уже профессиональной деятельности, отсутствие способности эффективно действовать в ситуации неопределённости);
Недостаточная компетентность студентов в привлечении дополнительных способов получения необходимой информации и знаний, основанных на активизации и развитии других модальностей восприятия, переработки информации (интуиция, чувства и ощущения, образное мышление);
Формирование или закрепление эмоционально-психологической нечувствительности в условиях формально-планового обучения, при котором, как правило, не развивается способность к феноменальному межличностному контакту, пониманию другого человека со своими индивидуальными особенностями, потенциалом, потребностями и границами;
Формирование устойчивых и долговременных личностных напряжений эмоционально-психологического и физического характера (переживание стресса) в связи с информационной перегрузкой формальным знанием, отсутствием достаточных навыков реализации этих знаний в неформальных обстоятельствах жизни и профессии;
Недостаточная активность студентов в самостоятельном получении необходимой специальной информации из окружающей информационной среды, что, как правило, приводит к профессиональному капсулированию, остановке профессионального и личностного развития;
Отсутствие или снижение самостоятельной мотивации к познанию в данной области и смежных областях знания, сохранение инфантильной позиции по отношению к получению знаний («мне и так всё расскажут»);
Недостаточная востребованность творческой компоненты и креативности, в условиях заранее заданных жёстких образовательных программ и алгоритмов профессиональной деятельности (как следствие, снижение мотивации, в дальнейшем, уже профессиональной деятельности, отсутствие способности эффективно действовать в ситуации неопределённости);
Недостаточная компетентность студентов в привлечении дополнительных способов получения необходимой информации и знаний, основанных на активизации и развитии других модальностей восприятия, переработки информации (интуиция, чувства и ощущения, образное мышление);
Формирование или закрепление эмоционально-психологической нечувствительности в условиях формально-планового обучения, при котором, как правило, не развивается способность к феноменальному межличностному контакту, пониманию другого человека со своими индивидуальными особенностями, потенциалом, потребностями и границами;
Формирование устойчивых и долговременных личностных напряжений эмоционально-психологического и физического характера (переживание стресса) в связи с информационной перегрузкой формальным знанием, отсутствием достаточных навыков реализации этих знаний в неформальных обстоятельствах жизни и профессии;
По сути, самостоятельная внутренняя мотивация молодого специалиста к обучению и развитию, его личностно-профессиональные компетенции и качества, стали и камнем преткновения в решении его проблем и тем камнем, который невольно «презрели строители» в системе профессионального образования и профориентации. Именно поэтому сегодня важна разработка и внедрение на базе различных государственных и коммерческих структур специальных программ психологического сопровождения молодых специалистов (индивидуальной работы и групповых тренингов), с привлечением профессиональных психологов, управленцев, имеющих опыт самостоятельного построения и развития бизнеса, карьеры, а также обладающих необходимыми педагогическими и психологическими навыками. Наиболее актуальным на сегодняшний день становится решение следующих задач в области специального образования:
Обучение навыкам построения собственного бизнеса, развития карьеры и создания новых рабочих мест;
Практическое последипломное или параллельное образование с использованием новейших образовательных технологий, основанных на синтезе современной практической отечественной, западной психологии и адаптированных к реальности российского социально-культурного и экономического уклада;
Организация индивидуальной и групповой психологической работы, направленной на развитие личностной зрелости молодых специалистов, коммуникативных навыков, опыта, знаний и кругозора, развитие навыков самоменеджмента;
Организация психологической работы, направленной на повышение личной стрессоустойчивости, адаптивности, развитие навыков психофизической саморегуляции, позволяющих сохранить эффективность деятельности в ситуации неопределённости, форс-мажорных обстоятельствах;
Обучение навыкам построения собственного бизнеса, развития карьеры и создания новых рабочих мест;
Практическое последипломное или параллельное образование с использованием новейших образовательных технологий, основанных на синтезе современной практической отечественной, западной психологии и адаптированных к реальности российского социально-культурного и экономического уклада;
Организация индивидуальной и групповой психологической работы, направленной на развитие личностной зрелости молодых специалистов, коммуникативных навыков, опыта, знаний и кругозора, развитие навыков самоменеджмента;
Организация психологической работы, направленной на повышение личной стрессоустойчивости, адаптивности, развитие навыков психофизической саморегуляции, позволяющих сохранить эффективность деятельности в ситуации неопределённости, форс-мажорных обстоятельствах;
Подобного рода программы – это необходимые условия, в которых молодые специалисты смогут качественно развивать свои личностные и профессиональные компетенции, необходимые для профессиональной адаптации. Такое обучение, является практикой развития способности к учебе, самостоятельному мышлению и, как следствие, профессиональному совершенствованию. Оно является также психологической практикой понимания собственной мотивации к познанию, личностному и профессиональному развитию, через получение живого знания, рефлексии внутреннего личного опыта (Л.С.Выготский, К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Пятигорский, М.К.Мамардашвили, С.Л.Франк, В.П.Зинченко и др.). Развитие внутреннего личного опыта познания, в том числе, познания себя - своих чувств, психофизических особенностей, потребностей и мотивации, потенциала и своих границ, путей личностной и профессиональной самореализации и является психологической основой эффективного построения бизнеса и карьеры.
Такую, специально организованную программу обучения можно определить, как «просветительскую» по И.Канту. Она выступает в качестве необходимой составляющей образовательного процесса и важнейшей компоненты профессионального развития, а также привносит, в дополнение существующим формам обучения, необходимый личностно-психологический аспект. Применительно к бизнес-процессам, подобного рода обучение можно обозначить как практику самоменеджмента, при которой эффективная организация бизнеса требует, прежде всего, особых личностных качеств - личностной зрелости, способности к самоорганизации, психологической компетентности, т.е. персональной эффективности. Получаемый студентами, в рамках такого комплексного обучения и психологического сопровождения опыт самоорганизации и самоменеджмента естественно может быть перенесён ими, таким образом, в практику профессиональной, в том числе, самостоятельной экономической деятельности.
Совершенно очевидно, что одна из важнейших опор современной эффективной экономики, в том числе отечественной, претерпевающей изменения и пытающейся найти собственные внутренние опоры – это человек с развитыми личностными и профессиональными качествами. Такой человек является, своего рода, эффективной саморегулирующейся «системой» в труднорегулируемых, часто деструктивных процессах социально-экономических перемен. Именно, эта «система» может быть живым, конструктивным и опорным элементом в любой области человеческой деятельности.
В фокусе решаемых задач находится не только предмет обучения (управленческие и другие навыки), не только формат обучения (открытые и закрытые обучающие площадки – тренинги, мастер-классы, спецкурсы и обучающие программы в системе высшего и среднего образования, индивидуальное сопровождение), но, прежде всего, сам характер обучения и обучающего пространства – то, КАК этому обучать. Именно обучающее пространство со своими специфическими характеристиками и является формирующей средой, в которой развиваются те или иные качества сознания обучаемого, влияющие, в дальнейшем на его поведение и стиль решения тех или иных задач.
Очевидно, что важным становится умение создать обучающее пространство в балансе между структурой и спонтанностью, с учетом «почвы» личности обучаемого, на которую ложится учебный материал, с исследованием его личностных особенностей, его потребностей и их иерархии, его стиля мышления и понимания учебного материала, с пониманием его психофизического состояния в момент обучения и за его пределами.
Обучение – это не просто передача информации от источника к ее потребителю. Прежде всего, это процесс исследования, в том числе исследования себя в процессе решения рабочей задачи, систематизация и проверка полученной информации, опять срез и рефлексия полученных данных, а уж потом перенос полученных знаний в практику с непрекращающимся процессом их верификации…
Примеры из практики применения инновационных методов и подходов в преподавательской деятельности:
№1. Профессиональное эссе, как домашнее задание студентам, для развития определенных профессиональных компетенций. Это «обратная связь» студента-психолога о занятии в рамках практического спецкурса «Экологический маркетинг и менеджмент «новой волны»: психологические антропопрактики сопровождения бизнеса, профессионального и карьерного развития»:
«На первом занятии преподаватель рассказал о том, какие тенденции существуют в современном бизнесе. Мы узнали об экологическом маркетинге, который позволяет человеку «взращивать себя», открывать свои таланты и развиваться в профессии, которая ему нравится. Мы рассуждали об архаичных способах ведения бизнеса и о сложности введения психологии в сложившуюся систему маркетинга. Далее преподаватель провёл три короткие пятиминутные консультативные сессии с присутствующими на занятии. Важно было сформулировать своё обращение и вопрос, с которым хотелось бы поработать. В конце занятия была проведена дополнительная встреча с одной из участниц пятиминутной сессии, проходила более глубокая проработка её проблемы и затронуты личностные особенности. Проблема была связана с установками, и преподаватель рассказал нам о четырёх техниках работы с установками: фиксация, обращение (разворот), противовес, юмористическое утрирование. Ребята сами пробовали перефразировать обращения клиента и шутить, и на такой весёлой ноте занятие было окончено.
Мне было интересно узнать о психологическом бизнес-консультировании. Когда преподаватель сказал, что занятия по этой теме у нас в университете проводятся впервые, я заинтересовалась ещё больше. Сначала я была немного зажата, было неудобно сидеть. После перерыва, когда начались практические занятия, я почувствовала себя свободнее. Когда со мной проводили пятиминутную сессию, я была очень рада, что наконец могу поговорить с преподавателем на тему моей работы, потому как ещё на прошлогодней апрельской конференции во время мастер-класса вопрос, подобный моему, уже был озвучен. Мне очень нравилось, что могу поговорить на занятии о такой важной теме, как работа, и что могу выразить себя. Было очень приятно и радостно во время подвижной игры, я была задорной, мне нравилось врезаться в других на бегу и взаимодействовать с ребятами. Я чувствовала подъём сил и лёгкость в груди, хотелось прыгать, и я была очень рада выразить это в движении. Чувствовала, что могу быть собой и не стесняться. В конце занятия я была уставшей, перестала быть такой активной, и было сложно наблюдать за ходом консультирования по поводу установок: запрос сложный и запутанный. В целом я была очень удовлетворена занятием.
Благодаря занятию я увидела ещё один пример структуры консультирования, получила знания о техниках работы с установками, которые я могу теперь применить. Подумала о том, что, как и в любой сфере, в бизнесе работают такие же люди, и у них свои особенности, которые можно увидеть благодаря психологии. Для себя я лучше поняла, как мне поступить с работой: высказала свои предположения вслух, чётче осознала, что можно сделать со своей неуверенностью. После упражнения на взаимодействие поняла, что как таковой коммуникативной проблемы у меня нет: стоит адаптироваться в группе — и общение будет лёгким и приятным. Я почувствовала подъём сил и уверенность в том, что научусь полезным навыкам. Жду от новых занятий и других открытий.»
Пример №2.
Фрагменты протокола индивидуальной блиц-сессии со студенткой-психологом выпускного курса на мастер-классе по теме «Экологический маркетинг и менеджмент «новой волны». Клиентский запрос - прояснение профессиональных перспектив (протокол воспроизводится по видеозаписи):
Клиент: - Моя проблема довольно абстрактная, и вопросы у меня такие: чем заниматься дальше? что я могу предложить рынку психологических услуг? что он от меня ждет?
Консультант (повторяя проблемные вопросы клиента): - Пока не понятны ответы на эти вопросы…
Кл.: – В общем-то, понимание есть, просто область предполагаемой деятельности очень широкая.
Конс.: – Очень широкая, отсюда сложности.
Кл.: - Настолько широкая, что возникает вопрос, стоит ли вообще оставаться в психологии и достаточно ли полученных в университете знаний, чтобы развиваться в этой области? Да и нет сейчас такой потребности в профессии психолога.
Конс.: – У вас есть впечатление, что не достаточно знаний и что профессия психолога не востребована, и оба этих впечатления, судя по всему, на чем-то основаны.
Кл.: – На опыте других, на ощущении рынка, на том, что выпускается психологов больше, чем рынок требует. Вроде бы эта сфера развивается, но если поспрашивать, то можно услышать, что люди достаточно скептически относятся к психологии. Это вот в Америке у каждого свой личный психолог, а у нас такого нет, и это очень сильно ограничивает возможности профессиональной занятости, поэтому непонятно что делать. То ли продвигать себя в этой области, то ли идти куда-то в другую более перспективную?
Конс.: – У вас есть некоторые представления относительно профессии психолога и возможностей профессиональной занятости, через эти представления вы и смотрите на профессию и возможности дальнейшего трудоустройства, и вы это решили, с кем то пообщавшись.
Кл.: – Да, посмотрев на выпускников и пообщавшись с людьми других профессий. Я общаюсь много с «айтишниками» и вижу что у них гораздо больше движения в этом плане – и в профессии, и предложений и простора для развития. Я вижу, что психология всегда будет отставать от айти, поэтому может быть стоит перейти в эту область работать.
Конс.: – Вы провели свой небольшой анализ и сделали вывод, что в области компьютерных технологий поживее, и именно в этой области можно пытаться развиваться профессионально.
Кл.: – Но в принципе, я допускаю, что можно перейти в айти, но привнести туда психологию.
Конс.: – Появился вариант области вашей дальнейшей профессиональной деятельности – айти-технологии, а также мысль о привнесении психологии в эту область.
Кл.: (улыбаясь) – Да, когда я сейчас озвучила эти мысли мне стало более понятно что делать дальше!
Конс.: – В качестве маленького задания можете ещё подумать в этом направлении, ответив на вопрос, что это за вид деятельности, который объединяет эти две области, и который вам был бы интересен?
Кл.: (улыбаясь и сразу же отвечая на вопрос) – Например, психологическое он-лайн консультирование. Спасибо!
2. Карьерные «зигзаги» опытных специалистов.
Изменения в карьере, как неудача, как дауншифтинг и как «ход Конём». Деструктивные психологические факторы развития карьеры
Реалии современных социально-экономических процессов, выражающиеся сегодня, прежде всего в кризисных явлениях последних лет, столкнули многих лицом к лицу, в том числе, с очевидными проблемами в развитии собственной карьеры, в сохранении достигнутого карьерного уровня, а зачастую вообще в необходимости кардинальных перемен и поиска нового «места под солнцем». Реструктуризация компаний и банкротство, сокращение персонала, понижение уровня доходов, ставшие естественным следствием экономического кризиса, многих заставили задуматься о стратегических карьерных планах, тактике движения по карьерной лестнице и развития собственного бизнеса. Понижение уровня доходов, при этом, стало не единственной переменой в карьерной жизни. Многие столкнулись с понижением в должности и статусе и даже с полной их утратой. Безусловно, все по-разному переживают и проживают непростые процессы. Кому-то довольно сложно выдержать эти перемены и потери, тем более, если они вынуждены и не запланированы и воспринимаются, как в определенном смысле катастрофа и неудача. Для кого-то эти перемены стали импульсом к пересмотру своих карьерных и бизнес-планов и даже взглядов на жизнь. Кто-то подошёл к этим переменам, в том числе и как к возможности найти для себя что-то новое, воспринимая эти перемены, как ресурс для оптимизации своей профессиональной жизни и карьеры. В этом смысле, подобный карьерный «зигзаг» можно рассмотреть в трёх основных ракурсах.
- Зигзаг, как неудача
- Зигзаг, как дауншифтинг
- Зигзаг в карьере, как дополнительная возможность и «ход Конём».
Рассмотрим более детально некоторые психологические факторы или «эффекты», в своей совокупности, негативно влияющие на эмоционально-психологическое состояние человека, попавшего в ситуацию карьерного «зигзага» и приводят к результату, который можно обозначить, как переживание личной и карьерной неудачи.
Зигзаг, как «неудача»:
- Эффект «чёрной метки» или опасение, что на тебе «поставят крест».
Как посмотрят мой очередной работодатель, его HR-менеджер, мои коллеги, специалист кадрового агентства и т.д. на то, что в моём резюме теперь отмечено скатывание вниз по карьерной лестнице? Это один из ключевых вопросов, возникающий в сознании некоторых людей, столкнувшихся с этими обстоятельствами. Действительно, этот факт, отмеченный в резюме, часто, является решающим при отборе сотрудников, доверии им тех или иных должностных ролей, а также рассмотрении их с позиции потенциального развития. Поэтому этот вопрос и, как следствие, эффект или синдром «чёрной метки», выраженный в целом наборе опасений не случайны. Как правило, этот эффект наблюдается у такого типа людей, в характере которых выражены, прежде всего, такие качества как перфекционизм, высокая требовательность к себе и окружающим («нет права на ошибку»), неуклонное стремление к совершенству.
- Эффект «изгоя» и боязнь общественного мнения.
В данном случае, развитию негативных переживаний у некоторых людей, в связи с изменениями в их карьере, способствует «благоприятная» социальная почва – психологический эффект конформности - желание человека быть таким же, как все. Подобного рода переживания, скорее свойственны такому типу людей, которым важно, во что бы то ни стало «сохранять своё лицо» в обществе и оглядываться на то, «что же скажет княгиня Марья Алексеевна?». Зачастую, этот эффект носит бессознательный характер и даёт о себе знать в данных обстоятельствах набором негативных эмоциональных реакций и дискомфортных физических состояний, желанием скрыться от посторонних глаз.
- Эффект «тоннельного мышления».
Человек, попавший в такие обстоятельства становится жертвой своего упрощённого восприятия карьерного пути, как линии – только прямой и только вверх. В данном случае, проблемой является не только жёсткие установки по отношению к своей карьере, но и преобладание «левополушарного», традиционно-логического мышления над «правополушарным» оригинальным и творческим подходом к развитию карьеры. У таких людей, как правило, наблюдается повышенная тревожность в случае попадания в незапланированные и непредвиденные ситуации и обстоятельства.
- Эффект «несбывшиеся мечты».
В этом случае, страдают люди с парадоксальным смешением, казалось бы, несовместимых качеств. С одной стороны – это амбициозные прагматики, мыслящие свою жизнь исключительно в рамках карьерного и финансового роста, с другой – неисправимые романтики, мечтающие о «райских кущах», «молочных реках и кисельных берегах», где стоит «терем сказочной красы».
- Эффект «потерянного счастья».
Связан, как правило, с реальным разрушением и потерей важнейших для такого человека сторон жизни, которые являлись «несущими стенами» его жизненного пространства. Прежде всего, это потеря достигнутого материального уровня, позволявшего удовлетворять устоявшиеся базовые потребности – от привычной еды, жилья, медицинских услуг, отдыха до уважения окружающих и вхождения в определённые социальные круги.
- Эффект «потери насиженного места».
Этот фактор особенно сложно переживается тем типом людей, которые положили много сил и здоровья для того, чтобы «добраться» наконец до заветной должности, материального уровня и пожить спокойной жизнью. Рюкзаки и удобная обувь для переходов выброшены (сколько можно!?), мышцы отвыкли от нагрузки, а голова - от способности ориентироваться на местности. Для них, потеря карьерной стабильности, изменения по типу «зигзаг» подобны стихийным бедствиям. Но те из них, которые преодолевают возникшие карьерные сложности, имеют шанс вновь обрести «форму» и измениться, в том числе с пользой для карьерной перспективы.
- Эффект «падения с семейного пьедестала».
В определённой степени, этот эффект связан с фактором общественного мнения, но с той лишь разницей, что главными носителями общественного мнения, в данном случае, становятся близкие, родственники. Для них такой человек всегда являлся гласным и негласным примером в жизни, носителем принципов успешности, стойкости, силы, прилежания, ответственности, опоры и крепости семейной системы. «Что я скажу своим детям?» - доминирующий и самый трагический вопрос, которым задаётся человек в этих обстоятельствах. При этом, подобные вопросы, как правило, сопровождаются тяжёлыми эмоциональными состояниями, переживаниями, которыми, из-за ожидаемых от него «стойкости» и «силы», он не может поделиться с близкими. Эта категория людей входит в группу высокого риска возникновения психосоматических заболеваний на почве «падения с пьедестала».
Вероятно, к перечисленным выше эффектам можно было бы добавить ещё некоторые, выражающие тот или иной индивидуальный стиль и характер реагирования на ситуацию «зигзага» в карьере. Но обозначенные эффекты являются, на мой взгляд, основообразующими «синдрома неудачи», «синдрома жертвы», а также «синдрома мстителя» - человека, который очень глубоко переживает «несправедливость» окружающего мира и людей по отношению к нему, с самыми разнообразными негативными последствиями для окружающих, иногда самых близких людей. Различного рода расстройства здоровья, вызванные таким стрессом и долговременными негативными эмоциональными состояниями, трудности в установлении социальных контактов – закономерные следствия «синдрома неудачи».
Зигзаг, как «дауншифтинг»:
Традиционное определение дауншифтинга звучит, как сознательное понижение человеком карьерной планки, материального достатка, должностного и социального статуса в связи с субъективным переживанием своего положения, как навязанного извне, не свойственного данной конкретной личности. Примечательно, что это явление, а точнее понятие, сравнительно недавно перекочевавшее к нам с Запада, похоже, хорошо знакомо нам по многочисленным историческим фактам "отечественного дауншифтинга". Опрощение, толстовство, хождение из дворян в народ, уходы от власти и денег в монастыри, скиты, отказ от царских полномочий и их избегание – не полный перечень дауншифтинга «по-русски» (а сколько фактов неизвестных!?). Что говорить про современность?
Это явление выражается, в том числе, в виде стремления деловых людей уйти в другую реальность, где нет хронической погони за прибылью, статусом, нет необходимости контролировать часто неконтролируемые бизнес-процессы, нет конфликтов и борьбы с конкурентами, форс-мажоров различного масштаба и т.д. В некоторых случаях, подобный уход выражается в виде отключения от всех проблем, например, при помощи алкоголя, экстремальных развлечений, а также при полной смене окружающей обстановки, включая жизнь где-нибудь в Тибете, Антарктиде или на Амазонке. Некоторые деловые люди вынуждены таким образом перекраивать свою жизнь, в которой перенапряжение в погоне за прибылью и статусом неизбежно сменяется пустотой, безразличием, материальной пресыщенностью и скукой.
Это побуждает многих пересмотреть свои взгляды и на свою карьеру, и на потребности и вообще на жизнь. Некоторые люди, попавшие в жёсткие условия построения карьеры, бизнеса, начинают понимать на «собственной шкуре», что бизнес «задача» которого — прибыль, не существует сам по себе, бизнес делает человек и эта связка банальна, очевидна и неразрывна. Деловые люди - не только «деловые», основное назначение которых делать карьеру и выколачивать исключительно из всего деньги, они ещё и просто люди, у которых есть и другие стороны жизни, напрямую влияющие на её качество. Карьера, статус, заработок денег, безусловно, могут быть значимыми аспектами, играющими свою важную роль в процессе самореализации, удовлетворения человеком своих потребностей, но далеко не единственными.
Совершенно очевидно, что в данной модели бизнеса - «либо ты - либо тебя», помимо чувства радости удовлетворения своих потребностей, чувства азарта от охоты и игры "на миллиарде", упоения от погони за властью и статусом потенциально заложены боль, страх, путаница в сознании, физический и эмоциональный дискомфорт, по меньшей мере. А как иначе, если на тебя всё время кто-нибудь охотится, и эта охота является основным и неизменным содержанием жизни? Дискомфорт от того, что в этой погоне кто-то оказывается быстрее тебя. Боль и страх от того, что рано или поздно ты становишься добычей «охотника» попроворней, путаница от того, что непонятно как (?) вообще строить жизнь иначе.
Подобные социальные явления выступают, в известной степени, индикатором хронического перекоса в триаде «человек-деньги-власть» в пользу денег, власти и экстенсивного развития экономики для удовлетворения неуклонно растущих человеческих потребностей по принципу «чем больше, тем лучше». Не удивительно, что это приводит, как правило, к психическому и физическому истощению многих деловых людей также, как приводит к истощению своего организма потребность наркомана в очередной дозе. Главный вопрос, который в этой ситуации некоторые начинают себе задавать: «зачем мне всё это?». Человек, подчиняющий всецело свою жизнь погоне за «металлом», статусом и властью, судя по всему, изначально обречён на кризис, в лучшем случае, на такую его форму, как вынужденный или сознательный дауншифтинг.
Рассмотрим теперь возможные действия (стратегию и тактику поведения) в обстоятельствах карьерного зигзага, как «ход конем» или «психологическое айкидо». Напомню, что главные принципы японской борьбы айкидо заключены в том, чтобы силу противника обратить против него самого, противопоставляя его силе свою мягкость и пластичность. В отечественной боевой традиции «любки» существует аналог этого принципа, он называется «позволение». Боец позволяет произойти удару противника, но, будучи физически пластичным и нежёстким, добивается тем самым того, что удар для него не опасен, все действия противника «проваливаются» в мягкость защищающегося, удары проходят вскользь и «сквозь». При этом, боец собран и внимателен, но не напряжён, поэтому защищён и своевременно получает достаточно информации для эффективной защиты и эффективного атакующего действия. И восточный и отечественный стиль ведения боя часто напоминают танец, хотя механика «любков» отличается от механики айки-до.
Но, причём здесь всё это? Кто атакует? Кто защищается? Как, используя эти принципы, подойти к разрешению конкретной карьерной ситуации? Дам наглядный пример из своей практики. Однажды, в режиме он-лайн, я отвечал на вопросы, касающиеся проблем развития бизнеса в условиях кризиса. Приведу дословно один такой вопрос и ответ на него.
Вопрос:
Все говорят, что кризис - это время широких возможностей для бизнеса. Что это значит? Есть ли у психолога, коуча или бизнес-тренера рекомендации, как найти эти возможности?
Ответ:
Представьте, что к вам в офис пришёл бизнес-консультант и дал в рамках «программы благотворительной поддержки развития бизнеса» бесплатную консультацию по основным вопросам организации вашего бизнеса. Он детально показал вам слабые дефицитарные стороны бизнес-процессов, недоработки в стратегии и тактике ведения бизнеса, пробелы в ваших знаниях, просчеты - все то, что отрицательно сказывается на вашем бизнесе, в том числе на характере и стиле его организации. Но он подчеркнул и стороны сильные – рабочие, эффективные, результативные, благодаря которым вы остаетесь «на плаву» в условиях кризиса. Вы стали более ясно понимать, что необходимо изменить, усилить, поддерживать, для того, чтобы ваш бизнес был более устойчивым, эффективным и развивался в этих условиях. Именно в роли такого консультанта, открывающего новые горизонты, и выступает кризис!
Вы можете самостоятельно или с коллегами проанализировать максимально возможное количество событий и изменений (положительных и отрицательных, с вашей точки зрения), произошедших с вами и вашим бизнесом в результате кризиса. Извлеките из этого анализа соответствующие уроки и действуйте, используя возможности, которые находятся в непосредственной близости от вас!
«Тот, кто нам мешает, тот и поможет!» - невольно вспоминается, в данном случае, один из афоризмов комедии Л.Гайдая. Конечно, в роли «атакующего» выступает кризис, «защищающийся» – бизнесмен, который может что-либо предпринять в сложившейся ситуации, и у него два основных варианта решения проблем:
- Немедленное совершение прямых контрдействий для решения возникших проблем - привлечение дополнительных средств (каких и сколько!?), специалистов (каких и сколько!?) и выживание за счёт этого, без учёта внутренних и внешних причин, которые привели к проблемам. Это жёсткая «защита», затратная, с точки зрения ресурсов, поверхностно учитывающая ситуацию, поэтому дающая, в итоге, низкий КПД в развитии бизнеса и его участников;
- Позволение происходить тому, что происходит, наблюдение и изучение состояния бизнес-процессов в складывающихся условиях, прежде всего слабых и сильных мест, внутренних возможностей. Все эти возможности дают внешние обстоятельства. И только после этого совершение эффективного и оптимального действия на основе полученных знаний и информации. Это - мягкая защита с более глубоким изучением проблемной ситуации и более высоким КПД в развитии бизнеса и его участников.
Безусловно, для того, чтобы быть защищённым, действовать эффективно и вовремя, не дожидаясь катастрофических необратимых для себя, своего бизнеса, карьеры последствий, этому необходимо учиться. Иногда, в специально организованных для этой учёбы условиях. В этом смысле, принцип «позволения» в карьере «зигзаг» может стать тем самым творческим действием, когда попавшего в такие обстоятельства «атакует» кризис, реорганизация компании или же её схлопывание. У того, кто оказался в этих обстоятельствах, всегда есть возможность лучше понять свой карьерный путь, например, что здесь «твоё», а что нет. Это возможность найти СВОЁ дело, к которому ты наиболее расположен, а стало быть, конкурентоспособен и востребован.
Приведу пример карьеры «зигзаг» (в данном случае, в уровне должностного статуса). Специалист Н. - женщина (возраст около 35 лет) – вице-президент крупного PR-холдинга, который, как и многие, в ситуации кризиса стал испытывать финансовые трудности, началась его частичная реорганизация. Н. имела возможность остаться в должности и продолжать работу в компании, имея хорошее образование и соответствующий культурный бэкграунд. PR-холдинг сотрудничал со многими коммерческими структурами, которые нуждались в PR-услугах. Одной из таких структур была компания, работавшая на рынке продажи промышленной продукции и имевшая в данный момент вакансию менеджера по продажам. У Н. возникла мысль попробовать себя на «ниве» продаж, тем более, что это представлялось достаточно перспективным с точки зрения заработка. Поделившись мыслями и планами со своим окружением – близкими, друзьями, коллегами, она, практически от всех, получила в свой адрес категоричное: «у тебя ничего не выйдет…». Её пытались убедить в том, что для того, чтобы «продавать» нужны особые качества и талант, что это работа не соответствует её культурному уровню и образованию и т.д. Тем не менее, Н. решила проверить себя – «смогу или нет?». Будучи хорошо обучаемой, она довольно быстро постигла базовые аспекты продаж, что называется, «с нуля» и поняла, что «может». Являясь человеком, которому интересно развиваться, она стала изучать и более тонкие, в частности психологические нюансы совершения выгодных сделок, сама стала обучать молодых менеджеров премудростям продаж. Теперь ей самой стала нравиться новая работа, в которой появился элемент развития. Залогом успешного исхода в карьере, по её мнению, были преодоление давления окружающих, отговаривавших её, а также возросшая уверенность в том, что она может это делать, может быть успешной в этой области, может развиваться и чувствовать удовлетворённость результатами своей работы. Это яркий пример того, как зигзагообразно складывающаяся карьера, бизнес становятся не только способами заработка, обретения статуса, решением проблем в погоне за прибылью и должностью, но и тем самым раскрытием потенциала, самореализацией, ведущими, в том числе, к материальному благополучию.
По сути, карьерный «зигзаг» может стать возможностью нахождения СВОЕГО ДЕЛА, при котором максимально сочетаются индивидуальные личностные качества и специфические требования профессии, карьеры, бизнеса. Индивидуальные способности резонируют с профессиональными компетенциями, находят в них своё наибольшее воплощение и развитие, при этом профессия, карьера, бизнес, в свою очередь способствуют личностному развитию. Я бы дал название такому сочетанию ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ построения карьеры, т.е. наиболее полная самореализация личности в своём деле.
Соответственно, в том случае, когда индивидуальные качества личности и требования профессии, карьеры, бизнеса находятся в диссонансе, противоречат, взаимно угнетая друг друга, вызывая чувство неудовлетворённости, хроническое психофизическое истощение, приводя к низкому качеству деятельности, мы можем говорить об АНТИЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ построения карьеры или «чёрной дыре». Основной психологической проблемой, в данном случае становится наиболее полное понимание человеком, своих индивидуальных качеств, профессиональных навыков, сильных и слабых черт личности, своих аутентичных потребностей, возможностей, а также нахождение оптимальных путей, способов их реализации и удовлетворения. Внутренняя психологическая работа, которую совершает в данной ситуации такой человек, условно, может быть разделена на три основных этапа:
- Этап комплексного самопонимания и самоизучения;
- Этап поиска возможных вариантов действий и принятия решения;
- Этап оценки результата предпринимаемых действий и их коррекция;
Это и есть, на мой взгляд, тот самый «ход Конём», который может самостоятельно или с помощью специалиста сделать любой человек, находящийся на карьерном распутье, в ситуации карьерного «зигзага».
В.МОЖАЙСКИЙ
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ, с примерами из практики профессионального, карьерного и бизнес-консалтинга – в авторском учебно-методическом пособии:
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: инструменты «тонкой настройки» для современных управленцев и предпринимателей