В ЗОНЕ ДОСТУПА

Изначально этот текст планировался, как небольшой отзыв-впечатление на понравившийся мне спектакль. Но, по мере его написания, текст постепенно увеличивался и получился, в итоге, значительно более объемным. Авторы и актеры, задействованные в этой театральной постановке, вольно или невольно, затронули те стороны человеческих отношений, которые мне было интересно более развернуто отразить в данном тексте. По сути, получилась небольшая статья, которую я с удовольствием и представляю вниманию посетителей сайта. 

Стыдно признаться, но до этого спектакля я не был в театре лет эдак уже пять. Дела семейные, заботы, работа, в общем, не до театров как-то было. Да и чего греха таить, из того, что в окружающем информационно-рекламном пространстве попадалось на глаза про идущие сегодня спектакли, ничего не цепляло. А возможно, я уже избалован в прошлом регулярным посещением, в течение нескольких лет, театра-студии Петра Фоменко с его волшебными и гениальными постановками. В общем не знаю, в чем тут дело и вот вдруг, что называется, «здрасьте я ваша тетя»… Моя знакомая рекомендует мне посмотреть в театре Et Cetera, что под управлением замечательного русского актера и режиссера Александра Калягина одну интересную постановку - «В зоне доступа». В добавок ко всему, один из главных персонажей спектакля – моя коллега по цеху – психолог и психотерапевт, зачем-то затеявшая игру с мобильными телефонами, сообщениями и звонками, приходящими аккурат во время дружеской вечеринки, прямо за столом.

Ну как тут не возбудиться моему театрально-потребительскому интересу?! Да и живое сарафанное радио, с опциями подробного описания увиденного и пережитого, с ответами на вопросы, признаться, для меня куда важнее любых, пусть самых ярких, креативных, но все-таки неживых афиш-картинок, анонсов и, тем более, других форм современной навязчивой и потому отталкивающей рекламы. Особенно в сфере искусства. Талантливо, красиво и умно сделанное, дающее возможность в этом творении уловить какую-то новую правду о жизни и себе, как правило всегда, у воспринимающего это творение, вызывает отклик. Оно уже, само по себе, обладает волшебной притягательностью, передаваемой в данном случае из уст в уста, а возможно и какими-то другими космическими проводами, соединяющими нас между собой. Афиши и другая реклама, на мой взгляд в данном случае, вторичны.

Вполне себе бытовая сцена несколько нервного разговора жены (она же психолог-психотерапевт) с мужем (пластическим хирургом) по поводу презервативов, обнаруженных матерью в рюкзаке их взрослеющей дочери-подростка, сразу же цепляет, надежно погружая тебя в разворачивающееся на сцене действо. А еще, уже с первых его нот, невольно побуждает размышлять на одну из самых пикантных тем детско-родительских отношений – тему сексуального воспитания ребенка. Но, при этом, с каким-то добрым и немного грустным смехом.

Все происходит в знакомых до боли декорациях современной среднестатистической московской квартиры, с балконом и видом из окна на невзрачные известково-белые многоэтажки, изрезанные правильными геометрическими линиями межпанельной гидроизоляции, с такими же точно квартирами, как и в твоем доме. Настоящий кухонный гарнитур, праздничный стол на его фоне, оливье и прочая традиционная кулинария, плотно расставленная на столе, уже на визуально-физиологическом уровне располагают тебя к привычному, но приятному времяпрепровождению в этот вечер.

Собирающиеся к столу старые друзья со своими половинками, искренне радуются друг другу, вместе и поочередно подхватывают брошенную кем-то фразу, весело обыгрывают ее в милой и незлобной пикировке – все это сочными мазками дорисовывает натюрморт дружеского застолья. Зрителя обволакивает уютная атмосфера домашнего праздника. Вот оно счастье – здесь и теперь, так просто и так убедительно заискрившееся на сцене! И даже минутная мизансцена, с довольно откровенными объятиями на кухне мужа и жены из разных супружеских пар, пока все остальные тусят на балконе, вызывает в общем-то некоторое недоумение, но не портит всей этой атмосферы, навевая цветаевские строчки: мне нравится еще, что вы при мне спокойно обнимаете другую... Ну, мало ли чего там у них – давно не виделись, соскучились, а чего бы и не пофлиртовать, пусть и в таком современном раскованном стиле - даже забавно. Хочется им всем крикнуть – хорошего вечера, ребята!

Но все же сложно было поначалу предвидеть, что именно это «смысловое ружье», повешенное авторами спектакля в мимолетной, как бы ни к чему не обязывающей мизансцене игривого флирта, в итоге и выстрелит в теплых декорациях чудесного домашнего праздника, обдавая зрителя контрастным душем разворачивающихся на сцене трагических событий. Звенящий и счастливый бурлеск дружеской встречи вдруг окажется в общем то лишь пусть и ярким, но тоненьким, легко сползающим покрывальцем, маскирующим ту реальную жизнь, которую прячет за ним каждый из присутствующих. Ружье выстрелит и совсем не «по воробьям». По-разному, но по полной программе достанется каждому из пришедших на эту вечеринку, включая хозяев, срывая в зале уже не только смех, но и другие реакции: отчаянное «ну зачем же!», испуганное «нет-нет, только не это!», и печально-задумчивые «эх-хе-хе» и «да уж..». Многие в зале давно уже сроднились с происходящим, сопереживая персонажам и, вероятно, узнавая где-то в них и себя.

То, что развернулось на сцене единым непрерывным кадром, выразительными средствами странной застольной игры и конечно благодаря талантливой игре актеров, где практически каждый актерский образ выписан, одновременно реалистично и, в определенной степени, гротескно, нельзя отнести к какому-то одному жанру или приему. «Все промелькнули перед нами, все побывали тут…». И жанрово, и содержательно, и даже декорационно. Тут тебе и шекспировская комедия положений, или скорее трагикомедия, и смысловая отсылка к фильму Г.Данелии «Осенний марафон» (а к фильму В.Мережко «Ночные забавы» отсылка еще и декорационным решением - все действие происходит практически в стенах одной квартиры), и к «феллиниевским» проституткам, и еще ко многим другим театральным и кинопостановкам, не говоря уже о литературных произведениях самых разных времен и культур, активно пытавшихся осмыслить эту тему. Но к чести молодых создателей спектакля, они не только не потерялись и не растворились в обилии уже давно существующих на сей счет авторитетных художественных высказываний, но и нашли, похоже, какие-то свои уникальные современные живые нотки и способы их сценического выражения таким разножанровым языком. Чему, по большому счету, я не удивлен – есть у кого учиться! Чего только стоят, к примеру, Бабс Баберлей, Эзоп, Платонов, Чичиков, Ихарев и многие другие неповторимые, разноплановые и совершенно противоположные друг другу по характеру образы, созданные и потрясающе сыгранные, в свое время, руководителем театра, в стенах которого и творят молодые режиссеры и актеры.

Возможно именно эти живые, разножанровые и также талантливо переданные актерами нотки предложенной сценической истории и являются залогом того, что сам зритель сталкивается, лицом к лицу, с трагическими смыслами и «теневой» стороной человеческой жизни и отношений, будучи внутренне подготовленным к этой встрече. И мне это, и как человеку, и как специалисту, по роду своей профессиональной деятельности часто имеющему дело с этой теневой стороной или «вторым дном» человеческой жизни, очень близко и важно.

Именно это второе дно, образующееся день за днем из наших внутренних пустот и деформаций, своевременно не заполненных и не отрихтованных, стало универсальным знаком нашего времени в разных его проявлениях. Именно это второе дно своей потаенной жизни, тщательно маскируемое человеком и от самых близких людей, во многом лишает эти отношения самоценности, уникальности, искренности, сокровенности, доверия, возможности узнать себя и родного тебе человека глубже, найти решение возникшим в отношениях трудностям и неудовлетворенностям и, наконец, стать благодаря этому более зрелым и целостным. Именно поэтому это второе дно становится, зачастую, основным предметом психологической работы с самыми разными людьми. Эта скрытая от всех вторая сторона нашей жизни, кроме прочего, часто отчуждает близких людей друг от друга в их иллюзорных поисках быстрого счастья на стороне, в тайне от партнера, друзей, близких. 

Да и близкие зачастую не готовы ни понять, ни принять все это, а тем более помочь заполнить эти зияющие пустоты души и тела, ведь они сами, порой, страдают тем же. И стоят перед этой двойной реальностью и взаимным отчуждением очень многие обладатели такой внутренней пустоты. Стоят очень разные в своих характерах и возрастах, в своих социальных статусах, в своей половой принадлежности и сексуальных пристрастиях. Стоят, дружно растопырившись перед этой реальностью, уже как перед само собой разумеющейся неизбежностью, вкушая ее вновь и вновь то ли, как щекочущий нервы запретный плод, то ли как привычную сладкую разлагающую душу и тело отраву, как наркотик от которого уже невозможно отказаться. Возможно, вкушая такие отношения, как иллюзорный живительный глоток воздуха в монотонных и рутинных отношениях, где «любовная лодка», из раза в раз, будет разбиваться о быт и прочие семейные трудности. Вот вам и связь времен и поколений в этой неизбывной, из века в век повторяющейся истории!

И только несколько искренних и сокровенных слов, которыми обменялись два, по сути, главных персонажа спектакля – отец (хозяин дома) и его дочь, роль которой лишь легким пунктиром дана в этой постановке, звучат в финале целительным и сверяющим биение сердец камертоном - сердец, находящихся в «зоне взаимного доступа». Спасибо тебе, папа, я очень люблю тебя, - почти шепчет в телефонную трубку дочь, сбежавшая из дома к своему парню, с ведома папы. Но сбежавшая в тайне от мамы-психолога. И я очень тебя люблю, - немного неуверенно, но нежно отвечает понимающий и доверяющий своей дочери отец. И такой финал постановки, в котором моя «коллега-психолог», убедительно показанная не очень в привлекательном свете, конечно огорчает меня, как профессионала, тем не менее, очень радует и греет по-человечески.

В.МОЖАЙСКИЙ
(в тексте использованы авторские фото О.Хаимова)

P.S.
Так случилось, что через некоторое время этот текст стал достоянием сначала актерской труппы, задействованной в спектакле, а затем и руководителя театра  Et Cetera А.А.Калягина, который тепло и с интересом отнесся к статье и даже отдал распоряжение разместить ее в распечатанном виде на информационной доске театра. С самими же актерами позже состоялась встреча-беседа, посвященная спектаклю, затронутой теме, практической работе психолога вообще и с затронутыми в спектакле вопросами человеческих отношений, в частности.


НОВЫЕ КНИГИ ВЛАДИСЛАВА МОЖАЙСКОГО:

Психотерапевтический фольклор. Просто о сложном или почти "все" о жизни за пару часов чтения (авторский творческий сборник), Изд-во ЛитРес, 2024. Ознакомиться и приобрести книгу: https://www.litres.ru/book/vladislav-mozhayskiy/psihoterapevticheskiy-folklor-70331887/

Экологическая психотерапия психосоматических расстройств. Антропологическая медицина, Издательство ЛитРес, 2023. Ознакомиться и приобрести книгу: https://www.litres.ru/book/vladislav-mozhayskiy/ekologicheskaya-psihoterapiya-psihosomaticheskih-rass-69979318/

Антропологическая экономика. Психологические инструменты «тонкой настройки» для современных управленцев и предпринимателей, Издательство ЛитРес, 2024. Ознакомиться и приобрести книгу: https://www.litres.ru/book/vladislav-mozhayskiy/antropologicheskaya-ekonomika-psihologicheskie-instru-70267291/