ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ И НАРКОТИКИ. Взгляд по существу и практические инструменты работы с нарко- и алкозависимыми

«Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали…», - эти пронзительные цветаевские строчки вполне могут быть посвящены всем творческим личностям - актерам, музыкантам, писателям, поэтам, художникам, кому протянул свою соблазняющую руку Морфей с кубком, наполненным дурманящим зельем.

Помимо общеизвестных факторов, обуславливающих развитие наркотической зависимости творческих личностей, существуют и другие, играющие, на мой взгляд, важную роль в ее развитии. Эти факторы можно отнести к культурально-функциональным, сложившимся исторически и направленным на решение тех или иных насущных задач, которые вставали перед человеческим сообществом в разные эпохи и в разных обстоятельствах.

Так, например, процесс применения наркотических средств в некоторых сообществах ранних культур контролировался и сопровождался «знающими» или посвященными людьми -  шаманами, жрецами, целителями, знахарями, ведунами. Так было практически в любом этносе, где существовали относительно развитые религиозные и другого рода культы. В наше время почти утеряно культурально-функциональное предназначение этого процесса, и он перестал быть таинством и средством решения важных вопросов человеческого бытия[1]. Сегодня прием наркотиков, как правило, служит лишь ситуативным целям, достижению примитивного удовольствия – «быстрого счастья», а также является одной из форм эскапизма – избегания реальности, переживаемой принимающим наркотики, по меньшей мере, как дискомфортной. Тем не менее, отголоски этого культурного наследия слышны и сегодня.

Среди тех, кто употребляет наркотики, бытует выражение «распечататься». Помимо одного из своих значений - начать опять принимать наркотики после прекращения их употребления (по разным причинам, в том числе и после лечения наркозависимости), оно обозначает особый вид субъективных состояний, которые можно испытать при приеме особенно сильных наркотиков, дающих принципиально новые ощущения и впечатления, изменяющих восприятие окружающей реальности, вызывающих необычное физическое и эмоциональное состояние, таким образом, как бы «распечатывающих» сознание.

Судя по всему, творческое состояние, особенно в своей высшей экстатической фазе, очень близко по своим характеристикам состоянию человека, принявшего наркотик и «распечатавшегося». В состоянии творческой активности может меняться электрическая активность головного мозга, повышаться температура тела, происходит сильный выброс физической и эмоциональной энергии, человека посещают новые и необычные идеи, художественные образы, наконец, в кровь выбрасываются «гормоны счастья» - эндорфины, серотонин, дофамин и другие внутренние организмические «наркотики».

Античная история дает нам подобные примеры – оргиастические культы Древней Греции и Рима, участники которых под воздействием алкоголя и других наркотических средств, кроме прочего, предавались полету творческого сознания, сочиняя и исполняя песни, баллады, танцы («вакхические» или «дионисийские» культы). В этой связи, одна из ключевых исторически сформировавшихся причин, побуждающая творческого человека прибегнуть к «услугам» наркотиков или алкоголя – стимуляция творческого состояния, особенно в периоды «творческого застоя», если не находится других более здоровых способов его стимуляции.

Во многих древних дохристианских культурах употребление наркотических веществ, например трав, грибов или специально приготовленных из них зелий, являлось частью ритуала, служившего религиозно-обрядовым целям, посвящениям, в том числе, попыткам увидеть будущее и предсказать грядущие события. Например, друиды, поклонявшиеся деревьям и растениям, готовили подобное зелье из омелы – растения-паразита, растущего на дубе. В местах богатых грибами, именно грибы определенных видов служили исходным материалом для зелья, изменяющего сознание и дающего «связь» с духами. В этом смысле, еще одна причина, вероятно обуславливающая тягу, особенно творческой личности к наркотикам, носит культово-религиозный характер, и связана она с попыткой воссоединения с «высшим разумом». Эта традиция, не обязательно предполагающая прием наркотических средств, в тех или иных формах сохранилась и в современной культуре, например, в театрализованных мистериях.

К примеру, один из наиболее сильнодействующих наркотиков - ЛСД, способен вызвать у принимающего совершенно необычные состояния сознания и телесные переживания. ЛСД синтезируется посредством переработки определенного вида грибов и выделения лизергиновой кислоты. Более того, до определенного времени ЛСД использовался в психотерапевтических целях (эксперименты С.Грофа), позволяя принимающему его, по одной из научных гипотез, прорваться через внутренние ограничивающие преграды, психотравмы, получить новый стимулирующий опыт развития и новый ракурс в восприятии реальности, исследовать себя. Это, своего рода, попытка «расширить горизонты», как пел Владимир Высоцкий – одна из ярчайших творческих личностей, упавшая в эту «бездну». Своеобразный терапевтический эффект от приема наркотика здесь является крайне значимым фактором, так как человек, занимающийся творчеством, кроме прочего, чувствителен, сверх обычного, ко всему, что происходит с ним, к событиям, наполняющим его жизнь и при этом, зачастую, крайне незащищен и раним. Иногда таких людей называют «люди без кожи».

Наиболее яркой, на мой взгляд, иллюстрацией познавательно фактора, как мотива приема наркотиков, служат книги-дневники Карлоса Кастанеды, где описаны его опыты с кактусом-пейотом, использовавшимся местными жителями в религиозно-культовых и терапевтических целях. Таким образом, следующая немаловажная причина, подталкивающая творческую личность к приему наркотиков – терапевтическая и познавательно-информационная. Наркотик помогает, принимающему его, избавиться от душевных, порой и физических страданий, получить новый опыт и новое знание о себе и окружающем мире.

Все перечисленные выше причины, безусловно, являются для творческого человека вероятными «провокаторами» наркозависимости, особенно в случаях, когда наркотик или алкоголь используется и воспринимается, как единственно возможный способ решения проблем. Другие, более безопасные способы либо не находятся, либо не используются. Но, пожалуй, уже этих трех причин достаточно, чтобы получить высокий процент наркозависимых среди творческих личностей.

Факторы другого – «среднестатистического» порядка создают более чем надежный фундамент для развития наркозависимости творческой личности, как следствие, физического, психического и, в итоге, творческого ее разрушения. Среди таковых: 1. естественно усиливающаяся биохимическая зависимость организма от психотропных средств, которая, как правило, уже не может регулироваться сознательным усилием воли (непреодолимые ломки); 2. постепенная потеря способности переживать здоровое и естественное чувство удовольствия (ангедония), 3. умелые манипуляции наркозависимыми людьми со стороны наркоторговцев, заинтересованных в сбыте своего товара; 3. добровольное желание принимающего наркотик отрешиться от обыденной реальности, хронически дискомфортной для него семейно-бытовой неустроенности и профессиональной нереализованности.

Так и уходят в эту «бездну» лучшие - те, кто одарен, и кто может одаривать своим талантом других. Уходят туда, откуда многие не возвращаются, а если и возвращаются, то часто уже другими - надломленными, больными, утратившими свой дар, тем самым заплатившими за непродолжительную эйфорию, дающую иллюзию наполненной жизни, творчества, счастья.

Практические психологические рекомендации для работы
с нарко- и алкозависимостью

По своему профессиональному опыту знаю, что давать «со стороны» рекомендации и советы тем, кто уже употребляет нарко­тики и страдает алкоголизмом, особенно продолжительное время, отвечать на «проклятый» вопрос «что делать?» чаще всего бессмысленно. Зависимость организма на биохимическом уровне от психоактивных веществ, алкоголя, неконтролируемо побуждающая человека к приему очередной дозы, разрушение со­знания и нарушение адекватного физического само­ощущения, критического отношения к своему состоянию, способности заботиться о себе, отрицание проблемы зависимости, в том числе, неспособность прислуши­ваться к чьему бы то ни было мнению, достигает такой глубины, что советы и рекомендации просто не воспринимаются таким человеком или же не доходят до его сознания, поэтому они не реализуются в каких-либо продуктивных действиях по избавлению от зависимости. Отсюда и первый вывод: необходимо рабо­тать не только с человеком, страдающим нарко- или алкозависи­мостью, но и с его социальным окружением — теми, для кого он и кто для него все ещё эмоционально значим, кто действительно за него переживает, поэтому может как-то повлиять на такого человека, кто может предпринять те или иные действия, побуждающие зависимого к изменению своего деструктивного поведения и образа жизни.

Наркомания, как алкоголизм, своего рода, системно-социальная болезнь, корни которой уходят, за­частую, в социальное окружение заболевшего, в социально-экономические, политические и исторические процессы, вообще[2]. Продуктивный под­ход к лечению наркозависимого предполагает и системный его характер, в терапевтическом фокусе которого находится не только сам нар­козависимый, но и его ближайшее социальное окружение. Сам по себе прием наркотиков, алкоголизм — это поведенческий симптом, как прави­ло, сигнализирующий о глубоком неблагополучии в жизни челове­ка, в его социальном окружении, о его нереализованности, личностной незрелости, психологических травмах и комплексах, приведших, в том числе, к нарко- и алкозависимому поведению, об отсутствии наполненного и радостного ощущения жиз­ни — всего того, что побуждает больного нарко- и алкозависимостью искать рецепты «быст­рого счастья».

В случае, если нарко- или алкозависимый человек осознал всю глубину беды, мотивирован на лечение и пытается преодолеть свой недуг, но в силу перечисленных выше причин не может самостоятельно это сделать, нуждается в поддержке со стороны специалиста, то вместе с общим системным взглядом на проблему могут быть использованы функциональные, в том числе, немедикаментозные психологические приемы поэтапного преодоления своей зависи­мости — экологические методы развития психофизической само­регуляции[3]. Такую работу могут проводить специалисты с соответствующим опытом работы и образованием — психологи, в том числе клинические, врачи-психотерапевты, наркологи, психиатры, социальные работ­ники, педагоги, парамедики.

ПОЭТАПНАЯ РАБОТА С НАРКО- И АЛКОЗАВИСИМЫМИ СОСТОЯНИЯМИ:

1. Регулярный индивидуальный или групповой тренинг раз­вития воли — способности быть «один на один» с позывом к при­ему наркотика или алкоголя и, при этом, пытаться преодолеть этот позыв само­стоятельно, насколько это возможно[4]. Тренинг основан на развитии естественного психофизического механизма, который в той или иной степени есть у любого человека — механизм временного «за­тухания» интенсивности позыва в случае его неудовлетворения в течение определённого времени.

Любой относительно здоровый организм именно так и реагирует в ситуации депривации потреб­ности в еде, воде, сексе и других потребностей, во всяком случае, на определённое время. Конечно, организм зависимого человека далек от здорового состояния, тем не менее, подобный тре­нинг, наряду с другими терапевтическими инструментами, вполне уместен и может быть эффективен, будучи построенным от непро­должительного времени «терпения» к более длительному (это вре­мя определяется и фиксируется совместно специалистом и пациентом).

2. Процесс «терпения» на следующем этапе можно допол­нить и другим регулярным тренингом — развитием рефлексии сво­его состояния, это можно ещё назвать «включением внутреннего наблюдателя». Тренинг основан на развитии естественной психо­физической способности человека к наблюдению, пониманию и рефлексии своего неконтролируемого импульсивного состояния (эмоций, сложных чувств, физических позывов, других телесных реакций и состояний, смешанного состояния ума). Таким образом происходит развитие навыка контроля импульсивного состояния через самостоятельное устранение напряжение с помощью дыха­ния, разнообразных движений, а также сублимации — перенаправ­ления энергии импульса (позыва к приему наркотиков или алкоголя) в другое продуктивное и безопасное для здоровья русло. Это возможность постепенно учиться быть всё менее захваченным этим неконтролируемым состоянием.

Для такого тренинга можно завести специальный дневник, в котором желательно наиболее детально и подробно описывать свои ощущения, связанные с позывом к приему наркотика или алкоголя – открытые и прямые позывы (как чувство жажды или голода) - так называемая, «ломка», сопровождающаяся интенсивным психологическим и физическим дискомфортом. А также скрытые позывы, например, в виде определенного рода эмоциональных реакций, мыслей, иногда «внутреннего голоса», так или иначе предлагающего, призывающего, убеждающего «сделать это».

В процессе ведения дневни­ка можно двигаться от простых к более сложным и глубоким опи­саниям своих состояний, с подключением художественных эмоцио­нально заряженных образов, отражающих это состояние, реакции и ощущения в самых подробных деталях. При этом отражать такие состояния можно еще и с помощью рисования, лепки, резьбы по дереву, сочинения стихов и других тех или иных творческих форм и жанров, тем более что человеку, творчески одаренному, делать это не очень сложно. Такая работа может создать фундамент для развития естественной психофизической способности к переживанию чув­ства удовольствия (эмоционально-психологического, физического, эстетического, познавательного), развития способности к естест­венному радостному и наполненному ощущению «вкуса жизни», без использования каких-либо химических средств.

3. Предыдущий этап и достижения важно поддержать и под­крепить регулярными действиями, направленными на поиск и по­лучение различного рода «удовольствий» от любых жизненных со­бытий и состояний, не связанных с употреблением тех или иных стимуляторов. Возможно, это то, что было когда-то утеряно, например, творчество без стимуляторов. В этом случае уместными могут стать различного рода хобби: походы на природу, приятное движение, спорт, чтение книг, музыка, посеще­ние интересных мест, путешествия, общение с приятными и инте­ресными людьми, ведущими другой, здоровый образ жизни. Всё это дает возможность иного взгляда на свои способности и дарова­ния, а также возможность научиться получать максимальное удо­вольствие от своего таланта и его реализации в жизни. Но самое важное — научиться получать удовольствие, опираясь на собствен­ные, внутренние «гормоны счастья», которые непременно выделяются в кровь практически при любом виде приятной деятельности. Чем больше таких внутренних здоровых стимуляторов, тем лучше.


4. Предыдущий этап и достижения важно подкрепить про­цессом внутренней психологической работы и, в некоторых случаях, «ре-социализации». Это этап пересмотра своих жизненных принци­пов и установок, системы внутренних ценностей — «что такое хорошо и что такое плохо?». Важно научиться определять, что и кто в вашем мировосприятии действительно поддерживает ваши жизнен­ные силы, процесс развития, реализацию ваших способностей и та­ланта, а что и кто - нет. Это этап более глубокой психологической работы над собой, позволяющей, в том числе, «на трезвую голову», в прямом и переносном смысле этого выражения, понять какую психологическую функцию выполняют в вашей жизни наркотики или/и алкоголь. Какие психологические и физиологические выгоды, удобства, радости и приятности они доставляют вам? Например, снятие общего эмоционального и физического напряжения, связанного с теми или иными жизненными трудностями, проблемами, кризисами, преодоление страхов и скованности во взаимодействии с другими людьми, включая сексуальную скованность, достижение ощущения «праздника жизни», преодоление фоновой озабоченности и тревожности в каких-либо определенных ситуациях и вообще и т.п. Такая работа направлена также на поиск способов достижения и обретения всех этих важных и необходимых человеку состояний без участия психоактивных веществ и алкоголя.

На этом этапе важно подвергнуть ревизии и свою профессиональную, творческую деятельность, образование. Понять своим ли делом вы занимаетесь и есть ли оно вообще? Какой круг общения у вас сложился, каковы привычные «маршруты» вашей жизни, в которые привычно вписаны наркотики или алкоголь? Важно понять, при этом, как изменить эти связи и маршруты, как исключить из них алкоголь и наркотики?

Это этап поиска себя другого, «нового» и своего истинного призвания в жизни, своего предназначения — того, что и дает в итоге человеку ощуще­ние самореализации, радости, социальной востребованности, ощу­щение «нужности», понимания «для чего ты живешь?». На этом этапе важно начать учиться делать что-либо полезное для себя и других, начиная с какой-либо быто­вой работы и самообеспечения, завершая социально полезной дея­тельностью — какой-либо работой, возможно, физической, в том числе помогать другим, нуждающимся в этой помощи.

Важно отметить, что вся, описанная выше работа, особенно на первых ее этапах, обязательно должна сопровождаться эффективным процессом детоксикации организма от наркотиков, алкоголя и их метаболитов. Длительность детокса, применяемые химико-фармакологические и/или натуральные препараты и средства зависят от стажа нарко- или алкозависимости, тяжести употребляемых наркотиков. Для определения оптимального курса детоксикации необходимы консультации с профессионалами-наркологами, психиатрами, неврологами, терапевтами, работающими с нарко- и алкозависимыми пациентами.

--------------------------------------------

[1] Не считая психотерапевтические и исследовательские опыты С.Грофа с ЛСД, которые, в последствии, были запрещены.

[2] В данном случае, имеются ввиду – как исторически сложившиеся национальные традиции в вопросе употребления алкоголя, так и факты намеренного спаивания и наркотизации населения страны, с целью дестабилизации внутренней обстановки и решения заинтересованными кругами тех или иных геополитических вопросов, как это было, например, во времена «опиумных войн», которые вели Великобритания и Франция против Китая в XIX веке. На сегодняшний день существуют научные и другие исследования уже современных явлений и процессов, подобного рода, непосредственно касающихся и нашей страны (Позднякова М.Е. Алкогольные традиции в современной России, журнал «Россия реформирующаяся», ФНИСЦ РАН, №10, 2011г., с.350-372; Позднякова М.Е. Алкоголизация населения как фактор дестабилизации российского общества, сборник материалов конференции, ФНИСЦ РАН, 2010г., с.35-40 и др.)

[3] Создание условий мотивации зависимого к лечению, зачастую, находится в зоне ответственности окружающих его людей, так как на определенных стадиях своей болезни зависимый еще или уже может не осознавать свою болезнь, отрицает ее. У него, как правило, нарушены и искажены процессы мышления, восприятия себя и окружающих событий. Способы создания такой мотивации, в данных обстоятельствах, имеют широкий спектр – от убеждения в необходимости лечиться до различного рода способов принуждения, особенно, если поведение зависимого приобретает социально опасный характер.

[4] В данном случае, речь идет о физиологических и психологических позывах, которые более или менее явно осознаются человеком и, тем самым, могут находиться в зоне его волевого контроля. К таковым не относятся так называемые «ломки», психоэмоциональные и физиологические «атаки», иногда возникающие резко, бесконтрольно и носящие, зачастую, чрезвычайно интенсивный характер, сопровождающиеся сильным физиологическим возбуждением, иногда страхом и даже паникой, что и провоцирует нарко- или алкозависимого человека на прием «успокаивающей» дозы. Подобные ситуации требуют специальной медико-психологической и психотерапевтической подготовки пациента к состояниям такого рода, требуют формирования психологических и физических навыков саморегуляции для выхода из них.


В.МОЖАЙСКИЙ (отредактированный и дополненный вариант статьи 2013 г.) 


Также по теме - в авторском учебно-методическом пособии "Экологическая психотерапия психосоматических расстройств. Антропологическая медицина", Издательство ЛитРес, 2023. Ознакомиться и приобрести книгу: https://www.litres.ru/book/vladislav-mozhayskiy/ekologicheskaya-psihoterapiya-psihosomaticheskih-rass-69979318/