+7 (962) 911 71 14
+7 (926) 548-84-43

Подпишитесь на обновления

 

«Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали…», - эти пронзительные цветаевские строчки вполне могут быть посвящены всем творческим личностям – актерам, музыкантам, писателям, поэтам, художникам, кому протянул свою соблазняющую руку Морфей с кубком, наполненным дурманящим зельем.

Помимо общеизвестных факторов, обуславливающих развитие наркотической зависимости творческих личностей, существуют и другие, играющие, на мой взгляд, важную роль в ее развитии. Эти факторы можно отнести к культурально-функциональным, сложившимся исторически и направленным на решение тех или иных насущных задач, которые вставали перед человеческим сообществом в разные эпохи и в разных обстоятельствах.

Так, например, процесс применения наркотических средств в некоторых сообществах ранних культур контролировался и сопровождался «знающими» или посвященными людьми -  шаманами, жрецами, целителями, знахарями, ведунами. Так было практически в любом этносе, где существовали относительно развитые религиозные и другого рода культы. В наше время почти утеряно культурально-функциональное предназначение этого процесса, и он перестал быть таинством и средством решения важных вопросов человеческого бытия[1]. Сегодня прием наркотиков, как правило, служит лишь ситуативным целям, достижению примитивного удовольствия – «быстрого счастья», а также является одной из форм эскапизма – избегания реальности, переживаемой принимающим наркотики, по меньшей мере, как дискомфортной. Тем не менее, отголоски этого культурного наследия слышны и сегодня.

Среди тех, кто употребляет наркотики, бытует выражение «распечататься». Оно обозначает особый вид субъективных состояний, которые можно испытать при приеме особенно сильных наркотиков, дающих принципиально новые ощущения и впечатления, изменяющих восприятие окружающей реальности, вызывающих необычное физическое и эмоциональное состояние, таким образом, «распечатывающих» сознание.

Судя по всему, творческое состояние, особенно в своей высшей экстатической фазе, очень близко по своим характеристикам состоянию человека, принявшего наркотик и «распечатавшегося». В состоянии творческой активности может меняться электрическая активность головного мозга, повышаться температура тела, происходит сильный выброс физической и эмоциональной энергии, человека посещают новые и необычные идеи, художественные образы, наконец, в кровь выбрасываются «гормоны счастья» - эндорфины, серотонин, дофамин и другие внутренние организмические «наркотики».

Античная история дает нам подобные примеры – оргиастические культы Древней Греции и Рима, участники которых под воздействием алкоголя и других наркотических средств, кроме прочего, предавались полету творческого сознания, сочиняя и исполняя песни, баллады, танцы («вакхические» или «дионисийские» культы). В этой связи, одна из ключевых исторически сформировавшихся причин, побуждающая творческого человека прибегнуть к «услугам» наркотиков или алкоголя – стимуляция творческого состояния, особенно в периоды «творческого застоя», если не находится других более здоровых способов его стимуляции.

Во многих древних дохристианских культурах употребление наркотических веществ, например трав, грибов или специально приготовленных из них зелий, являлось частью ритуала, служившего религиозно-обрядовым целям, посвящениям, в том числе, попыткам увидеть будущее и предсказать грядущие события. Например, друиды, поклонявшиеся деревьям и растениям, готовили подобное зелье из омелы – растения-паразита, растущего на дубе. В местах богатых грибами, именно грибы определенных видов служили исходным материалом для зелья, изменяющего сознание и дающего «связь» с духами. В этом смысле, еще одна причина, вероятно обуславливающая тягу, особенно творческой личности к наркотикам, носит культово-религиозный характер, и связана с попыткой воссоединения с «высшим разумом». Эта традиция, не обязательно предполагающая прием наркотических средств, в тех или иных формах сохранилась и в современной культуре, например, в мистериях.

К примеру, один из наиболее сильнодействующих наркотиков - ЛСД, способен вызвать у принимающего совершенно необычные состояния сознания и телесные переживания. ЛСД синтезируется посредством переработки определенного вида грибов и выделения лизергиновой кислоты. Более того, до определенного времени ЛСД использовался в психотерапевтических целях (эксперименты С.Грофа), позволяя принимающему его, по одной из научных гипотез, прорваться через внутренние ограничивающие преграды, психотравмы, получить новый стимулирующий опыт развития и новый ракурс в восприятии реальности, исследовать себя. Это, своего рода, попытка «расширить горизонты», как пел Владимир Высоцкий – одна из ярчайших творческих личностей, упавшая в эту «бездну». Своеобразный терапевтический эффект от приема наркотика здесь является крайне значимым фактором, так как человек, занимающийся творчеством, кроме прочего, чувствителен, сверх обычного, ко всему, что происходит с ним, к событиям, наполняющим его жизнь и при этом, зачастую, крайне незащищен и раним. Иногда таких людей называют «люди без кожи».

Наиболее яркой, на мой взгляд, иллюстрацией познавательно фактора, как мотива приема наркотиков, служат книги-дневники К.Кастанеды, где описаны его опыты с кактусом-пейотом, использовавшимся местными жителями в религиозно-культовых и терапевтических целях. Таким образом, следующая немаловажная причина, подталкивающая творческую личность к приему наркотиков – терапевтическая и познавательно-информационная. Наркотик помогает, принимающему его, избавиться от душевных, порой и физических страданий, получить новый опыт и новое знание о себе и окружающем мире.

Все перечисленные выше причины, безусловно, являются для творческого человека вероятными «провокаторами» наркозависимости, особенно в случаях, когда наркотик или алкоголь используется и воспринимается, как единственно возможный способ решения проблем. Другие, более безопасные способы либо не находятся, либо не используются. Но, пожалуй, уже этих трех причин достаточно, чтобы получить высокий процент наркозависимых среди творческих личностей.

Факторы другого – «среднестатистического» порядка создают более чем надежный фундамент для развития наркозависимости творческой личности, как следствие, физического, психического и, в итоге, творческого ее разрушения. Среди таковых: 1. естественно усиливающаяся биохимическая зависимость организма от психотропных средств, которая, как правило, уже не может регулироваться сознательным усилием воли (непреодолимые ломки); 2. постепенная потеря способности переживать здоровое и естественное чувство удовольствия (ангедония), 3. умелые манипуляции наркозависимыми людьми со стороны наркоторговцев, заинтересованных в сбыте своего товара; 3. добровольное желание принимающего наркотик отрешиться от обыденной реальности, хронически дискомфортной для него семейно-бытовой неустроенности и профессиональной нереализованности.

Так и уходят в эту «бездну» лучшие - те, кто одарен, и кто может одаривать своим талантом других. Уходят туда, откуда многие не возвращаются, а если и возвращаются, то часто уже другими - надломленными, больными, утратившими свой дар, тем самым заплатившими за непродолжительную эйфорию, дающую иллюзию наполненной жизни, творчества, счастья.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА:
По своему профессиональному опыту знаю, что давать «со стороны» рекомендации и советы тем, кто уже употребляет наркотики, особенно продолжительное время, отвечать на «проклятый» вопрос «что делать?» чаще всего бессмысленно. Разрушение у этих людей сознания, социального интеллекта, физического самоощущения, в том числе способности заботиться о себе, прислушиваться к чьему бы то ни было мнению, достигает такой глубины, что советы и рекомендации просто ими не воспринимаются или не доходят до сознания. Отсюда и первый вывод: необходимо работать не только с человеком, страдающим наркотической зависимостью, но и с его социальным окружением – теми, кто для него еще эмоционально значим, и кто действительно за него переживает.

Наркомания – системная болезнь, корни которой уходят зачастую в социальное окружение заболевшего. Продуктивный подход к лечению наркозависимого предполагает системный характер, в терапевтическом фокусе которого находятся не только сам наркозависимый, но и его ближайшее социальное окружение. Сам по себе прием наркотиков – это поведенческий симптом, как правило, сигнализирующий о глубоком неблагополучии в жизни человека, его нереализованности, незрелости, отсутствии наполненного и радостного ощущения жизни. Все вышесказанное, что называется, «стратегический» взгляд и подход. Воплотить эту стратегию в практику могут специалисты с соответствующим опытом работы и образованием - психологи, врачи-психотерапевты, наркологи, психиатры, социальные работники, педагоги, парамедики.
В случае, если наркозависимый человек осознал всю глубину беды, пытается преодолеть свой недуг, но в силу перечисленных выше причин не может самостоятельно это сделать, нуждается в поддержке со стороны специалиста, то вместе со стратегическим подходом могут быть использованы «тактические», в том числе, немедикаментозные приемы поэтапного преодоления наркозависимости – экологические методы развития психофизической саморегуляции.

Ниже будет описана авторская методика «ПЕРЕВАЛ» - поэтапная психологическая работа с наркозависимым состоянием. Это, кроме прочего, регулярный индивидуальный или групповой тренинг развития воли - способности быть «один на один» с позывом к приему наркотика и, при этом, пытаться перетерпеть этот позыв самостоятельно. Тренинг основан на развитии естественного психофизического механизма, который, в той или иной степени, есть у любого человека - механизм временного «затухания» интенсивности позыва в случае его неудовлетворения в течении определенного времени. Любой относительно здоровый организм именно так и реагирует в ситуации депривации потребности в еде, воде, сексе и других потребностей, во всяком случае, на определенное время. Конечно, организм наркозависимого человека далек от здорового состояния, тем не менее, подобный тренинг в терапевтическом процессе вполне уместен и может быть эффективен, будучи построенным от непродолжительного времени «терпения» к более длительному (это время определяется и фиксируется совместно специалистом и наркозависимым).

Процесс «терпения» на следующем этапе можно дополнить и другим регулярным тренингом – развитием рефлексии своего состояния, это можно ещё назвать «включением внутреннего наблюдателя». Тренинг основан на развитии естественной психофизической способности человека к наблюдению, пониманию и рефлексии своего неконтролируемого импульсивного состояния (эмоций, сложных чувств, физических позывов, других телесных реакций и состояний, смешанного состояния ума). Таким образом, происходит развитие навыка контроля импульсивного состояния через самостоятельное устранение напряжение с помощью дыхания, разнообразных движений, а также сублимации - перенаправления энергии импульса (позыва к приему наркотиков) в другое продуктивное и безопасное для здоровья русло. Это возможность постепенно учиться быть все менее захваченным этим состоянием.

Для такого тренинга можно завести специальный дневник, в котором желательно наиболее детально и подробно описывать свои ощущения, связанные с позывом к приему наркотика (эмоции, физическое состояние, мысли, действия). В процессе ведения дневника можно двигаться от простых к более сложным и глубоким описаниям своих состояний, с подключением художественных эмоционально заряженных образов, отражающих это состояние, реакции и ощущения в самых подробных деталях. При этом отражать эти состояния можно еще и с помощью рисования, лепки, резьбы по дереву, сочинения стихов и других интересных творческих занятий, тем более, что человеку творчески одаренному, делать это не очень сложно. Такая работа может создать фундамент для развития естественной психофизической способности к переживанию чувства удовольствия (эмоционально-психологического, физического, эстетического, познавательного), развития способности к естественному радостному и наполненному ощущению «вкуса жизни» без использования каких-либо химических средств.

Предыдущий этап и достижения важно поддержать и подкрепить регулярными действиями, направленными на поиск и получение различного рода «удовольствий» от любых жизненных событий и состояний, не связанных с употреблением чего-либо (курение, алкоголь, стимуляторы и т.д.). Возможно это то, что было когда-то утеряно - творчество без стимуляторов! В этом случае, уместными могут стать различного рода хобби: походы на природу, приятное движение, спорт, чтение книг, музыка, посещение интересных мест, путешествия, общение с приятными и интересными людьми, ведущими другой, здоровый образ жизни. Все это дает возможность иного взгляда на свои способности и дарования и, возможность научиться получать максимальное удовольствие от своего таланта и его реализации в жизни.

Предыдущий этап и достижения важно подкрепить процессом «ре-социализации» - пересмотра своих жизненных принципов и установок – системы внутренних ценностей – «что такое хорошо и что такое плохо?». Важно научиться определять, что в вашем мировосприятии действительно поддерживает ваши жизненные силы, процесс развития, реализацию ваших способностей и таланта, а что нет. На этом этапе возможно подвергнуть ревизии и свою профессиональную. творческую деятельность, образование, понять своим ли делом вы занимаетесь и есть ли оно вообще? Это этап поиска себя другого и своего истинного призвания в жизни, своего предназначения - того, что и дает в итоге человеку ощущение самореализации, радости, социальной востребованности, ощущение «нужности». На этом этапе важно начать учиться делать что-либо полезное для себя и других, начиная с какой-либо бытовой работы и самообеспечения, завершая социально-полезной деятельностью – какой-либо работой, возможно физической, в том числе, помощью другим, нуждающимся в этой помощи.

Владислав МОЖАЙСКИЙ
2013г. 

[1] Не считая психотерапевтические и исследовательские опыты С.Грофа с ЛСД, которые были, в последствии, запрещены.

 
Яндекс.Метрика