+7 (962) 911 71 14
+7 (926) 548-84-43

Подпишитесь на обновления
(отредактированный вариант статьи " Стресс-менеджмент или скорая помощь на рабочем месте", Корпоративная Культура, 2006)

1. Стресс в современном мире, источники стресса. "Стратегии" преодоления стресса. "Принципиальная схема" стрессогенного влияния.

С четырнадцати лет я стал заниматься восточными единоборствами, тогда ещё официально запрещённым в стране «идеологически нам чуждым» каратэ. Сбылась мечта, которой тогда грезили многие мои сверстники! То, что совсем недавно казалось далёким и каким-то иноземно загадочным, о чём я мог только читать в затёртых «самиздатах», обсуждая с друзьями нечеловеческие возможности таинственного и недосягаемого Брюса Ли, стало реальностью моей жизни. У меня неплохо получалось, тем более, что с детства я любил подвижные игры и физически был достаточно развит, уже попробовав себя в классической борьбе, лёгкой атлетике, баскетболе, а также боксе, которому меня немного обучал мой дядя, уже имевший спортивные награды в республиканских соревнованиях.

В возрасте девятнадцати лет я имел уже в своём арсенале чемпионские титулы городских и областных соревнований. Мой тренер заявил меня на республиканские соревнования, тогда уже официально разрешённого каратэ, обозначив в заявке, мой вес, в котором я выступал последние год-два. Я был хорошо физически и технически подготовлен, поэтому ждал с нетерпением соревнований, чтобы проверить себя и, конечно, победить. Мы приехали в город, где должны были проходить соревнования, поселившись вечером в гостинице. В этот же вечер проходило предварительное взвешивание всех заявленных на соревнование бойцов. Каково же было моё удивление, а потом расстройство, когда весы подо мной показали на целых три килограмма с лишним больше заявленного веса. Что делать! Оказывается, я ещё рос, тренируясь при этом, и мышечной массы у меня прибавилось за последние месяцы. В заявке один вес, на весах другой - это считалось серьёзным нарушением правил, и по этим правилам я подлежал дисквалификации. Прощай турнир и с ним грёзы о чемпионстве! Отчасти, я был деморализован.

Но мне дали шанс, сказав, что если к контрольному взвешиванию утром я покажу заявленный вес, то буду выступать. Это звучало, как издевательство! Куда убрать три с лишним килограмма из тела, где практически были одни мышцы? И как это сделать за одну ночь? Я не находил себе места, думая, что предпринять. Может быть стоит попробовать одеть воздухонепроницаемый спортивный костюм, думал я, и гонять несколько часов по улицам ночного города, потом пойти в сауну и выгнать окончательно из организма всю оставшуюся после этой беготни воду? Интересно, а в какой физической форме я буду после такой ночи на утро в день соревнований? Явно не в лучшей… Мысли в голове скакали, досада перемешивалась с раздражением и надеждой на то, что может быть всё как-то разрешится чудесным образом. Тренер пытался меня поддержать и успокоить, но это ему не очень удавалось. Моё душевное состояние оставляло желать лучшего, при том, что я знал, как важно для бойца умение управлять своими чувствами – воспитание духа, и пытался философски отнестись к произошедшему. Получалось не очень, ситуация оказалась для меня эмоционально сложная, в силу своего неожиданного разворота и в силу сформировавшихся загодя устойчивых ожиданий и надежд. Я нервничал - очень уж хотелось выступить. Уснул я очень поздно и трудно, устав от тяжёлых чувств своих и мыслей.

Проснувшись утром, не в лучшем состоянии, я узнал, что моему тренеру удалось договориться и заявить меня в более тяжёлой весовой категории, по которой я вполне проходил со своим «избыточным» весом, хотя теперь мне и не доставало в этой категории пару килограммов. Но уже не важно - проблема разрешилась! Контрольное взвешивание, как и положено, было назначено на утро, в день начала турнира. Я встал на весы, уже спокойно наблюдая, как передвигаются по направляющим металлические цилиндрики, подталкиваемые легкими ударами пальца взвешивающего. Вот цилиндрик приближается к весу, который изначально был обозначен в заявке, сейчас он поползёт дальше к моему весу, который меня чуть не подвёл. Но почему-то, не дойдя даже до заявленного изначально веса, цилиндрик остановился… Весы те же, взвешивающий тот же, а мой вес на три с лишним килограмма меньше, чем вчера вечером. Я не поверил своим глазам, слез с весов, встал опять, попросив меня перевесить. Цилиндрик опять остановился там же – где уже не было вчерашних лишних килограммов! Фантастика! Правда выступать пришлось все же в категории, заявленной последней - более тяжёлой.

Пожалуй, это был первый для меня отчётливо осознаваемый опыт, когда за одну ночь, в ситуации психо-эмоционального стресса и желания выступить, мой организм явил чудеса саморегуляции (которой, в общем-то, я обучался и в процессе тренировок), избавившись от ненужных килограммов. Много уроков я вынес из этой ситуации и значительно больше сейчас понимаю, как важно иметь ресурс для преодоления стресса, как важно уметь встречаться с неожиданными ситуациями (форс-мажорными, ситуациями неопределённости), как важно иметь развитый эмоциональный интеллект и уметь регулировать свои чувства. Я отчётливо увидел на собственном опыте, что возможности организма в плане саморегуляции, если не беспредельны, то, безусловно, велики, если ты, опять же чего-то действительно хочешь, это значимо для тебя, и ты к этому готов. Соревнования, кстати, я выиграл, став чемпионом республики в своей «не своей» более тяжёлой весовой категории.

-----------------------------

Активные глобальные и локальные изменения в экономической, социальной и политической сфере, конфликты различного характера и масштаба, экологические и техногенные катаклизмы, различные значимые жизненные события, напряжённые и динамичные условия современного бизнеса, конкурентной борьбы создают благоприятные условия для существования хронического стрессового фона в нашей жизни вообще и в бизнес-деятельности, в частности.

Человек переживает стресс (букв. – напряжение, давление) в момент рождения, заболевая, получая психологические и физические травмы, влюбляясь и испытывая радость, играя и занимаясь экстремальными видами спорта, зарабатывая деньги и лишаясь их, теряя близких людей и делая научные открытия. Бесконечен перечень значимых событий (стрессоров), вызывающих у нас, в большей или меньшей степени как позитивный, стимулирующий деятельность организма стресс, так и негативный, разрушающий здоровье - дистресс - сильную разрушающую организм психофизиологическую реакцию в ответ на воздействие стрессогенных факторов[1]. Современный мегаполис, к примеру, является сильным фоновым стрессором, включающим различного рода стресс-факторы, прежде всего, такие, как расстояния, напряжённый временной ритм, городской шум и экология, огромное скопление людей разных культур и социальных страт, вызывающее социальные напряжения. Этот фон является «благоприятной почвой», на которой произрастают те или иные расстройства человеческого организма. Поэтому, вероятно, не будет особой натяжки в утверждении: «жизнь – это стресс».

    Ключевая идея данной статьи, посвящённой феномену стресса и его преодолению, заключена в её названии, что неудивительно. Идея понятна: «жизнь в стрессе существует» (приспосабливаемся же мы как-то к сложным условиям жизни); стресс можно преодолеть, не теряя при этом здоровье (очевидно, что далеко не все заболевают, переживая стресс); стресс может стать фактором личностного развития (благодаря стрессу, многие начинают по-новому воспринимать жизнь и часто более глубоко и мудро). На этом можно было бы и завершить, если бы возможно было дать однозначный, универсальный ответ на вопрос: как, находясь в стрессе, преодолевать его, да ещё изменять свою жизнь, при этом, к лучшему?  

В известной степени, религиозные системы, популярные сегодня различного рода развивающие, оздоровительные практики, психологические и психотерапевтические тренинги, изобретённые западной и восточной культурой, предлагают некоторые рецепты, способы, даже образ жизни, дающие возможность успешного преодоления различного рода жизненных трудностей, в том числе и стрессов, а также возможность укрепления здоровья и развития. Они же, в определённой мере, являются средством «профилактики» и предупреждения стрессов.

  Не случайно одним из ключевых аспектов бизнес-деятельности сегодня становится стресс-менеджмент – закономерное явление в современном российском бизнесе, равно, как и на Западе, по праву занимающее важное, порой ведущее место в формировании и развитии корпоративной культуры. Хороший специалист – это не только эффективный сотрудник с точки зрения профессиональных компетенций, самоорганизации и эффективности, но прежде всего, это здоровый человек с позиции общего физического и психологического самочувствия, в основе которого лежит способность к психофизической саморегуляции и поддержанию, таким образом, оптимальной работоспособности. Снижение психофизического и интеллектуального тонуса, потеря эмоциональной устойчивости влекут за собой снижение персональной эффективности и соответствующее снижение качества бизнес-задачи.

Стресс-факторы современного бизнеса широко варьируются от конфликтов внутри коллектива компании, профессиональных перегрузок, организационных перестроек и изменений, финансовых и других проблемных ситуаций до отношений с клиентами компании, контролирующими органами, социально-экономическим положением в стране, конкурентной борьбой. К наиболее стрессогенным зонам в бизнес-процессах можно отнести следующие:

  1. Культурно-коммуникативная – коммуникации между людьми (персонала и руководства компании, клиентов компании) с различными характерами, образовательным и культурным уровнем, психологическими установками и жизненной философией;
  2. Управленческая (двух-векторная) – столкновение персонала компаний с непопулярными, но необходимыми для развития компании решениями руководства, а руководства с возможными негативными реакциями персонала на эти решения;
  3. Ситуативно-динамическая (или диффузная) – нахождение персонала и руководства компании, в ситуации неопределенности, а также в различного рода форс-мажорных обстоятельствах, в связи с субъективными и объективными организационно-экономическими факторами;
  4. Энергетическая – переизбыток рабочего времени и трудозатрат персонала и руководства компании, приводящий к снижению интеллектуального и психофизического ресурса, различным проблемам здоровья и личной жизни сотрудников компании;

«принципиальная схема» стрессогенного влияния и его последствий:

-       Сильное ситуативное или же хроническое воздействие различного рода стрессоров на организм, потенциально выводящее организм из психофизического равновесия;

-       Физическое переживание воздействия (и в случае, если оно механическое, и в случае, если нет, когда присутствует субъективная оценка произошедшего – «хорошо» это или «плохо для меня», с соответствующей эмоциональной реакцией);

-       Снижение защитных сил организма, затраченных на противодействие хроническим негативным стрессорам и поддержание жизненности, подверженность воздействию других, даже менее сильных стрессоров;

-       Хроническое психофизическое утомление, снижение жизненного тонуса, обострение физических болезней или подверженность им, эмоциональная неустойчивость, психосоматические расстройства организма;

-       Проблемы социальной жизни (трудности в поддержании удовлетворительных человеческих отношений, снижение качества профессиональной деятельности и т.д.);

-                     Общее снижение качества жизни, выполняющее уже роль самостоятельного стрессора, приводящего к устойчивому повторению описанной схемы на новом, более разрушающем организм уровне;

Любой из нас, так или иначе, находится во власти определенных стереотипов поведения, социального окружения, различного рода обстоятельств и не всегда отдаёт себе отчёт в том, насколько все это влияет на наше здоровье. Так, например, природные биологические ритмы человеческого организма, выраженные в потребности в отдыхе, активности, еде, общении, уединении и др. в определенные часы суток, далеко не всегда совпадают с тем ритмом, который диктует, например, работа, устоявшийся образ жизни вообще, выстроенные в соответствии с определенным формальным временным регламентом, отвлеченным от биологического ритма конкретного человека. Результатом подобного несовпадения становятся, как правило, различного рода психофизические дискомфорты. 

Но возможно ли вообще избавиться от стрессоров, перестраивая под себя обстоятельства в соответствии со своими биологическими ритмами и потребностями? Вероятно, возможно, но лишь в определенной степени. Все перечисленные выше, а также неупомянутые стрессоры – это данность, объективная реальность, особенно в условиях современной городской жизни, в условиях работы в крупной организации, на производстве. Избавиться от этой данности «по-щучьему велению», как правило очень сложно. Безусловно, мы можем как-то влиять на проблемные обстоятельства, способные вызвать стресс, меняя условия жизни и работы. Но возможна ли эффективная адаптация без изменения подобных внешних условий? По сути, речь, в данном случае идёт о двух полярных друг другу стратегиях разрешения проблемной (стрессогенной) ситуации, между которыми и находится широкий спектр вариантов человеческого поведения.

1. Изменение внешних условий жизни и работы без изменения своего поведения (путь вовне или «экстенсивный» путь).

2. Саморегуляция в условиях стресса, без изменения внешних условий (путь вовнутрь или «интенсивный» путь).

Первый путь – адаптация за счет изменения внешних условий. Второй – развитие за счёт внутренних ресурсов. Здесь есть свои «за» и «против» - «ловушки», в которые можно попасть. Движение по первому пути, с одной стороны, более традиционно для современной (особенно западной) культуры, активно преображающей окружающий мир (как социальный, так и природный), подчиняющей и подстраивающей его под свои потребности. Для многих этот путь понятен, социально одобряем и не имеет альтернатив. С другой стороны, бесконечно менять условия жизни и работы, которые тебя не устраивают вряд ли возможно, особенно, когда человек не представляет, что на самом деле ему нужно – к чему ему необходимо стремиться, он плохо знает себя. Жизненная стратегия движения «от» часто предполагает лишь знание того, что тебе неприятно и не хочется делать. Что приятно, важно, интересно, что тебя развивает, естественно порождая творческий драйв, тебе неизвестно. Кроме того, когда каждый стремится к решению своих проблем и задач за счёт изменения окружающих обстоятельств, в которых есть и другие люди, вполне вероятны конфликты интересов и социальные напряжения. Спектр подобных конфликтов в современном мире широк. От межличностного конфликта до других более жестких и масштабных социальных противостояний с более деструктивными последствиями. За примерами далеко ходить не нужно, современная политическая арена – яркий пример подобных конфликтов. К чему приводит агрессивное изменение окружающей природной среды также уже хорошо известно.

Движение по второму пути (изменение своего поведения, реорганизация собственного сознания) без изменения внешней ситуации, в известной степени, избавляет от вышеперечисленных проблем и ловушек, возникающих в результате активного воздействия на окружающий мир и обстоятельства. Но с другой стороны, при определенных условиях, это может спровоцировать выпадение человека из социальной жизни, блуждание в дебрях личностного развития, своего рода социальный аутизм. Здесь также много вариантов, от индивидуального гипертрофированного самокопания («ушёл в себя и не вернулся») до необузданного стремления к личностному совершенствованию с помощью различных практик, завершающегося порой психиатрической больницей. Уж очень непрост этот путь, особенно, если рядом нет опытного наставника, который тебя сопровождает на этом пути.

Обе стратегии имеют массу своих поклонников и могут быть эффективны и безвредны, если вам, как говорится в известной психологической «молитве», «достанет сил изменить то, что вы можете изменить, терпения, чтобы вынести то, что изменить невозможно и мудрости отличить одно от другого». Современная западная культура даёт скорее больше примеров следования первым - экстенсивным путём. Восточная культура, некоторые формы отечественной духовной традиции, напротив, чаще дают опыт следования вторым - интенсивным путём, путем реорганизации собственного сознания и, как следствие, реакций и поведения, приводящих к различным деструктивным последствиям.

Эта статья посвящена, скорее, второму пути, дающему современному западному человеку дополнительные «точки опоры» в адаптации к стрессовым ситуациям за счёт нового опыта саморегуляции и «самонавигации». Для этого, ниже будут рассмотрены некоторые внутренние организмические и личностные механизмы, играющие ключевую роль в формировании или потере стрессоустойчивости. Понимание этих механизмов, в сочетании с практикой формирования необходимых психофизических компетенций – специальным тренингом, а также в сочетании с сопровождением этого процесса опытным наставником значительно расширяет возможности человека, который хочет научиться управлять стрессом.

2.  Биохимическое звено нарушения здоровья в результате дистресса

Процесс психофизического разрушения организма, в результате дистресса (при долговременном - фоновом или ситуативном - шоковом эмоционально-психологическом или физическом стрессоре) во многом обусловлен соответствующими биохимическими процессами в организме, имеющими место в ситуации дистресса. В данном случае, происходит ситуативное или фоновое (хроническое) перенакопление в крови, например, сахара, адреналина, тироксина и многих других продуктов, выделяемых эндокринной системой в момент эмоциональной реакции человека на стрессогенное воздействие. При определённой концентрации биохимических ферментов, активно выбрасывающихся в кровь, происходит естественный физиологический сбой в деятельности того или иного органа, участка тела, так как нарушается деятельность организма на клеточном уровне[2]. При этом, «рвётся там, где тонко», в зависимости от степени устойчивости различных систем организма, от генетической и психологической (психотипической) предрасположенности к развитию различного рода нарушений[3].
   Судя по всему, критическая концентрация или переизбыток, как правило, имеют место в том случае, когда ответная эмоционально-двигательная реакция — разрядка или «наличный рефлекс» (И.П. Павлов) на стрессогенное воздействие блокируется либо является неадекватной (слабее необходимой) по силе ответа. Внутриклеточные химические и биоэлектрические процессы в данной ситуации призваны активизировать деятельность центральной нервной и мышечной системы в соответствии с обстоятельствами, т.е. должна последовать рефлекторная психомоторная реакция. Если эта реакция блокируется, по каким-либо причинам, то естественная природа рефлекторной деятельности организма нарушается, уже приводя его, тем самым, к дисфункциональному состоянию, особенно в ситуации хронических блокировок подобных реакций. Общее дисфункциональное состояние может быть спровоцировано, напротив, реакциями другого рода – гиперэмоциональной экспрессией, когда эмоциональная реакция не контролируется и избыточна по отношению к стрессору («комариный укус» переживается человеком, как «фронтовая рана»).  

В случае хроничности подобных поведенческих и эмоциональных реакций и состояний, которые обусловлены определенным типом нервной системы человека, его стрессоустойчивостью, темпераментом, состоянием физического здоровья, характером, пережитым позитивным и негативным для него опытом, взглядами на жизнь – системой ценностей и другими личностными особенностями, формируется уже определенный стереотипный «рисунок» реакций человека на стрессоры. Именно этот рисунок и приводит, в конечном итоге, к хроническим психосоматическим заболеваниям. Не случайно, ещё врачи древности (Древняя Греция, Восток) заболевания печени связывали с гневливостью, сердца с раздражительностью и «жестокосердием», почек с тревогой и страхами, органов дыхания с хроническими состояниями тоски и грусти[4]. Дисбаланс в организме тех или иных биоферментов, в сочетании с определенным образом жизни, а также образом однотипных реакций формирует определенное хроническое заболевание.

3. Установочная (культурная) часть сознания и телесная «механика» психосоматического расстройства

Произвольное блокирование человеком рефлекторной спонтанной реакции на стрессогенное воздействие, в известной степени, «завоевание» современной культуры, влияющей на формирование в человеческом сознании необходимых для социальной адаптации установок (правил) поведения. Так, например, социально одобряемая установка, выраженная в поговорке «сначала подумай, потом сделай», приобретая форму обязательного правила поведения, превращается в некоторых ситуациях в один из стрессоров, блокируя естественные и непосредственные реакции, в различных, неблагоприятных для человека ситуациях. 
В тех обстоятельствах, где люди переживают отрицательные чувства, неприятные ощущения, вызывающие, как правило, определённое психофизическое напряжение, активность, требующие естественного выхода, срабатывают, в связи с упомянутой установкой реакции другого рода. Вместо естественных эмоциональных, телесно-двигательных реакций привычно активизируется установочная часть сознания в виде определённого рода сомнений и вопросов: «можно ли так отреагировать на случившееся?», «что делать в данной ситуации?», «есть ли в этом какой-либо смысл?», «не приведёт ли это к плохим последствиям?», «что обо мне скажут окружающие?» и т.д. Автоматически активизируется, таким образом, мыслительная деятельность, происходит анализ и выбор тех или иных форм поведения, которые в виде определённых и отвлечённых от текущего момента установок кажутся человеку наиболее подходящими для данных обстоятельств.

Непосредственные эмоциональные, двигательные реакции на стресс (телесное движение, активное дыхание, крик, слёзы и т.д.), играющие в стрессовой ситуации роль «выхлопной трубы»,  призванные снять напряжение, облегчить состояние и, по сути, адаптировать к проблемной ситуации, отходят на второй план, игнорируются или произвольно подавляются. Хронические реакции такого рода приводят, как правило, к формированию определённого дезадаптивного поведенческого паттерна. В лучшем случае, это отсутствие опыта переживания и отреагирования своих чувств, в худшем – неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей (алекситимия, аутизм).  В таком случае, в стрессовых ситуациях человеком может ощущаться: 1. «какой-то» неясный дискомфорт; 2. более ясный дискомфорт, но по прошествии какого-то времени; 3. дискомфорт, «как снег на голову» в виде болезни. И, похоже, чем дольше и интенсивнее время и характер подавления экспрессии переживаний, понимания этих переживаний вообще (возможно, на протяжении нескольких поколений, если мы говорим о дезадаптивном наследственном факторе), тем тяжелее следующие за ним физическая или психическая дисфункция, расстройство, заболевание.

Случайно ли, что именно проблема автоматического инстинктивного распознавания («понимания») иммунной системой раковых клеток является, по общему мнению врачей, одной из центральных проблем при онкологических заболеваниях? Если организм не распознаёт вредоносные факторы, то как он будет с ними бороться? Феномен «анозогнозии» - неспособность больного понять болезненные изменения в собственном поведении и психике, в частности, при шизофрении, на мой взгляд, в этом же ряду. Вполне вероятно, что онкология и шизофрения – это две ветви физиологического и психического характера, вырастающие из одного корня, питающегося, в свою очередь, из общего источника. Основные составляющие этого источника: 1. регулярно повторяющиеся стрессогенные ситуации (шоковые ситуативные и долговременные), способные вызвать хронический дискомфорт на эмоционально-психологическом и физическом уровне (негативные эмоции и мысли, физическую боль); 2. ограниченная или нарушенная способность психики, организма распознать вредоносное влияние, а стало быть, защититься от него (или же отсутствие опыта защиты); 3. Истощение либо отсутствие личностного и организмического ресурса, помогающего автоматически противостоять вредоносным влияниям.

Какова телесная «механика» подобного сознательного и бессознательного подавления естественных эмоционально-физиологических реакций и следующего за ним нарушения деятельности организма? Рассмотрим один из явных аспектов этой механики, с которым, вероятно, каждый встречался в своей жизни. Попробуйте нажать с некоторым усилием на любой участок тела (для наглядности можно двумя пальцами одной руки сдавить палец другой). Что мы наблюдаем? Участок кожи, на который пришлось давление, становится более бледным, по сравнению с цветом кожи, не подвергшейся давлению. Что произошло в данном участке? Мы произвольно затруднили кровоснабжение в данном месте, кровь отлила от этого места под нажимом, потому оно и побледнело. Если долго так «экспериментировать», то можно даже почувствовать боль в этом месте, по крайней мере, онемение и дискомфорт. Что происходит в мышечной и кожной ткани, если она не снабжается кровью? Это очевидно. В ткани, ее клетки не поступает необходимое питание, кислород. Что происходит, в итоге с живым организмом, хронически не получающим питания?  В лучшем случае, происходят сбои и нарушения в его деятельности, в худшем – он погибает. Если долго и с усилием мы будем давить на это место, то можем прийти в итоге к некрозу ткани в данном месте, она будет разрушаться, сообщая нам на первом этапе об этом различного рода дискомфортными ощущениями, в том числе болью.

Теперь представим человека, переживающего в стрессе чувство страха, злости, обиды и т.д., естественно вызывающих соответствующие реакции, о которых говорилось выше. Представим также, как он сознательным или уже привычным (бессознательным усилием) физически сдерживает эти реакции, сжимая зубы, втягивая голову в плечи, поджимая живот, делая сглатывающие движения и т.д., то есть определённый набор движений, вызывающих напряжение (давление) в означенных и других участках тела. В случае регулярного (хронического) подавления этих реакций в данных участках тела происходит то, к чему приходим в эксперименте со сдавленными пальцами. Происходит физиологическое нарушение деятельности организма в данном участке и близлежащих. Стоит ли удивляться, что у такого человека «вдруг» заболели зубы, «не понятно» откуда взялся остеохондроз шейного отдела позвоночника, заболели суставы, «что-то» случилось с щитовидной железой, нарушилась деятельность желудочно-кишечного тракта и т.д.?
Психосоматическое перенапряжение и следующее за ним психофизическое разрушение организма и происходит как раз в период неоправданно затянутого, с точки зрения естественной рефлекторной природы организма, обдумывания и анализа стратегии поведения и следующего из него физического подавления или привычного игнорирования естественной реакции. Спасительной, в данном случае, являлась бы именно спонтанная реакция на то или иное стрессогенное воздействие. Непосредственное поведение ребёнка, сознание которого ещё не загружено жёсткими установками и различными стереотипами поведения, а также животного является прямой иллюстрацией к подобному «стрессоустойчивому поведению». В основе подобного жизнеобеспечивающего поведения, безусловно, лежит сама природа, воплощённая в человеческом организме в виде естественного, биологического инстинктивного поведения:

«...логическим выводом из сильных эмоциональных реакций у животного будет его повышенная деятельность. Так, логическим выводом из страха является у животного бегство, логическим выводом из ярости или гнева — борьба или нападение. Таким образом, все органические реакции существенны не для эмоции как таковой, а для того, что наступит после эмоции. Все изменения — увеличения сахара в крови, мобилизация сил организма на борьбу, на бегство — важны потому, что биологически вслед за сильной реакцией у животного следует усиленная мышечная деятельность, всё равно, будет ли это бегство или борьба, нападение — во всех случаях эта подготовка организма должна иметь место.» [5]

Это и есть культуральная и натуральная (биологическая) механика, приводящая, при описанных условиях, к нарушению деятельности организма в результате дистресса. Создание специалистом благоприятных условий для разрешения его клиентом конфликта между своей естественной природой поведения и своим «культурным» - установочным аспектом сознания, формирование пластичного баланса между ними и есть, в данном случае, сверхзадача экологического стресс-менеджмента.

4. Эмоционально-биологическое звено восстановления здоровья

В процессе работы по восстановлению психофизического здоровья становится важным исследование в физическом и эмоционально-психологическом состоянии человека импульса, чувства, движения, не нашедших выхода в момент стрессогенного воздействия и связанного с ним эмоционального переживания. Подобный феномен "застревания" стресса в эмоционально-психологическом, физическом состоянии описан в таких психотерапевтических подходах как психоанализ, гештальт-терапия, телесноориентированная и экологическая психотерапия. Данное застревание в значительной степени нарушает полноценное функционирование человеческого организма, так как, сталкиваясь с ситуацией подобно стрессогенной, человек начинает часто проживать её так, как если это была бы та самая стрессогенная ситуация. Практика показывает, что в момент установления качественного контакта между специалистом и его клиентом подобные блокировки возникающих в контакте непосредственных реакций сразу же начинают проявляться так, как если бы стрессогенная ситуация стала актуальной реальностью. Задача специалиста - понять характер подобных блокировок и адекватно с ними обойтись, создав условия для проявления самостоятельной произвольной регуляции человеком этих реакций и состояний сначала в терапевтическом контакте, затем в повседневной жизни.


Высвобождение естественной заблокированной энергии может осуществиться, например, через импульсивное телесное движение в сочетании с эмоциональным высвобождением - отреагированием, после чего, часто, происходит осознание человеком своей проблемы, приводящей к заболеванию, дезадаптивному поведению, в том числе социального характера. В частности, в психотерапевтической работе можно наблюдать три основных типа таких катартических реакций: телесный (активная двигательная реакция, сопровождающаяся чувством освобождения и физического удовольствия), эмоциональный (отреагирование горя, гнева через слёзы и оптимальное для данных условий агрессивное действие) и рационально-смысловой (инсайт — озарение и понимание сути своей проблемы и осознанное изменение поведения). 
Феномен недостатка энергии, о котором говорилось выше необходимой организму для адекватного ответа на стрессогенный раздражитель можно наблюдать, как правило, у людей с общей психофизиологической вялостью - астеническим состоянием. В данном случае, определяющим факторами такого состояния являются генетические и характерологические особенности личности, при которых естественные реакции не проявляются в силу долговременного, хронического угнетения, а также отсутствия опыта оптимального их выражения. В этом случае, работа на первом этапе направлена на повышение телесного и эмоционального тонуса клиента — создание ресурсного состояния и способности сопротивляться стрессогенному воздействию с помощью развития чувствительности к естественным психофизическим реакциям.

Следующий этап работы посвящается поиску оптимального осознанного баланса между установочными "культурными" реакциями и реакциями живыми, спонтанными и непосредственными, неадекватное выражение которых может привести к нарушению различного рода социальных контактов и, как следствие, к новому стрессу. Этот этап работы особенно важен для людей, склонных к так называемым истерическим, импульсивным и неконтролируемым эмоциональными реакциями.

Таким образом, для возникновения психофизического расстройства, как результата дистресса, как правило, требуются определенные универсальные внутренние и внешние «условия», которые в своем сочетании и приводят к данному расстройству. К внешним относятся любого рода обстоятельства либо информация, вызывающие у человека сильные эмоциональные и психофизические реакции (ситуативные – шоковые состояния либо фоновые – длительные дискомфортные состояния). К внутренним относятся врожденные качества: слабый тип нервной системы или истощенной в силу долговременной физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки, отсутствие возможности либо способности к естественной природной физической, эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции (снятию перенапряжения либо созданию необходимого тонуса).

Центральным условием возникновения подобных «сверхнагрузок», а также попадания в стрессогенные обстоятельства, провоцирующих как следствие функциональные, а затем и органические расстройства, является состояние и качество сознания и миропонимания, определяющие уровень осознанности, отношение к окружающему миру, людям, к себе, мировоззренческие установки и психологические комплексы.

Разновидность самого заболевания зависит уже от наследственности, врожденных качеств, а также исторически сформировавшихся характерологических особенностей личности, определяющих индивидуальный рисунок реагирования на стрессогенные события и нагрузку на ту или иную систему организма.

5. Факторы защиты от дистресса

Во-первых, важно понимать, что сам по себе стресс, приводящий при некоторых условиях к психосоматическому дисбалансу, не является чем-то негативным. Стресс — естественная часть нашей жизни, при этом, достаточно важная, часто стимулирующая и делающая её более наполненной и ощущаемой. Человеческий организм испытывает стресс, в том числе в позитивных ситуациях, когда человек переживает, к примеру, сильное чувство радости, влюблённости, восхищения, удивления, творческий подъём и т.д. Во-вторых, вред, в виде плохого эмоционально-психологического, физического самочувствия наносит не сам стресс, а его так называемый «переизбыток» для данного конкретного организма. Это происходит в том случае, когда организм длительно подвержен влиянию стрессоров и не справляется в силу своих ограниченных возможностей с уровнем возбуждения, возникающим в стрессе.

Это, как правило, и влечёт за собой различного рода психофизические нарушения со всеми вытекающими для нашего здоровья, работы, личной жизни последствиями. К таковым можно отнести, прежде всего, хроническое эмоциональное, физическое, умственное перенапряжение в обстоятельствах, связанных с какими-либо негативными событиями, вызывающими страх, тревогу, злость, раздражение, обиду, ревность, неопределённость, панику и т.д. Отсюда бессонница или сонливость, хроническая апатия или перевозбуждённость, проблемы с аппетитом, раздражительность и гневливость, страхи, подозрительность и навязчивые мысли, обострение имеющихся заболеваний и приобретение новых и т.д. В-третьих, важно не допустить перенакопления стресса. Для этого, в-четвёртых, необходимо научиться предупреждать и распознавать это перенакопление, в свою очередь, предупреждать и распознавать — это значит совершать реальные практические шаги по предупреждению и распознанию стресса.

Предупреждать — значит поддерживать свой жизненный тонус и ресурс, не забывать «заряжать свои батарейки» с помощью своевременного отдыха (и не обязательно ждать при этом грядущего летнего отдыха), можно потратить несколько минут для этого и на работе или в любом другом месте. Свежие отдохнувшие мозги и тело — признак профессионального подхода к любому виду деятельности, к жизни, наконец! При этом не обязательно исключительно расслабляться в неподвижной позе. Вы можете делать в течение этих нескольких минут то, что вам нравится и доставляет удовольствие (исключая способы получения удовольствия с помощью вредных привычек, приводящие в итоге к разрушению организма). Происходит, таким образом, переключение внимания с деятельности, которая вызвала напряжение и усталость на другой вид активности.

Набор подобных ресурсных видов активности не ограничен, всё зависит от вашего желания, опыта, способностей и фантазии. Кто-то прогуливается в приятном для него месте или, к примеру, представляет красивый пейзаж, кто-то выполняет любимый гимнастический комплекс или решает спокойно посидеть и расслабиться в комнате психологической разгрузки (если таковая имеется в наличии), кто-то вспоминает приятные моменты прошедшего отпуска или предвкушает грядущий, кто-то представляет общение с интересным человеком или перечитывает наиболее интересные места в любимой книге и т.д.

Ключевой признак такой ресурсной деятельности — глубокое чувство удовольствия, радости, покоя или приятной активности. Но, как показывает психологическая практика, у некоторых людей существуют трудности именно со способностью переживать чувство удовольствия, что является тревожным знаком, свидетельствующим о потере одной из базовых психофизических функций и достаточно серьёзном внутреннем дисбалансе. Вероятно, в этом случае, если не получается самостоятельно изменить ситуацию, необходимо обратиться к специалисту (психологу, психоневрологу, психотерапевту). Предупреждать — означает, в определённой степени предвидеть стрессы, опираясь на свой прошлый опыт и опыт других людей, осознавать насколько ваша личная жизнь, работа, отношения подвержены стрессам вообще и если в этом какая-либо закономерность. Порой, подобного осознавания достаточно, чтобы сделать свою жизнь более здоровой.

Распознавать — это, прежде всего, развивать в себе способность чувствовать и понимать, как различные события, явления вашей жизни влияют на вас, вызывают приятные либо неприятные, особенно, ощущения. Чувствуете ли вы при этом физический дискомфорт (перенапряжение, боль, отвращение, утомление, вялость и т.д.), дискомфорт эмоциональный (чувство тревоги, страха, ненависти, обиды, вины, раздражения и т.д.)? К этим событиям можно отнести, например, общение с каким-либо человеком, вызывающее дискомфорт или же неудобную одежду, душное помещение или же перепады температуры воздуха, переизбыток или же, напротив, недостаток какой-либо информации, посетившую вас неприятную мысль или воспоминание, употребляемую еду, какой-либо звук или же чьё-то прикосновение, несбывшиеся ожидания или же социальную ситуацию (организации, семье, стране) и т.д. Это значит уметь "слушать себя".

По сути, мы постоянно находимся в поле взаимодействия с кем-либо или чем-либо, и взаимодействие с этим полем обладает потенциальными возможностями к нашему научению, в том числе формированию способностей контактировать со стрессорами, преодолевать их разрушительное воздействие. Иллюстрацией к подобному процессу жизнеобеспечения человеческого организма может служить жизнь клеточного организма, известного нам из школьного курса биологии. Жизнеобеспечение клетки происходит, благодаря питательным веществам, поступающим через открывающуюся мембрану клетки, при этом всё вредное или неполезное для поддержания жизни выбрасывается, происходит процесс ассимиляции и диссимиляции. Подобный феномен известен в психологии, как перцептивные защитные механизмы личности, которые вполне возможно развивать и "пользоваться" ими себе во благо.

Поддержание жизненных функций уже самого человеческого организма происходит не только благодаря получению полезной биологической информации (пищи), телесному функционированию, но и, в том числе психологической информации, чувств, мыслей, «пищи» духовной. Необходимо только научиться внимательно и безоценочно наблюдать за своим состоянием в определённых ситуациях.
Традиционных и нетрадиционных путей получения подобных знаний достаточно, опыт приходит с годами, развитию же внимательности и реакции может помочь, например, практика или тренинг самонаблюдения и реагирования на события своей внутренней, индивидуальной жизни (эмоционально-психологические, физические состояния в разных ситуациях), а также жизни социальной (личные отношения, профессиональная деятельность). В определённой степени эта практика напоминает восточную медитативную практику «випасана», уже приобретшую популярность и на Западе, а также сходную по определённым чертам с западной психологической практикой интроспекции, рефлексии и психофизической саморегуляции - аутотренинга.

Все эти практики, направленные на изучение себя, своего психофизического, эмоционального поведения, в известной степени, можно отнести и к способам изучения своей внутренней природы - экологии, где понимание себя, своих реакций, состояний, способностей, потребностей, возможностей их удовлетворения является важнейшим базовым аспектом самоадаптации, преодоления стресса, развития, способности к разрешению различного рода проблемных ситуаций.

В подобном тренинге самонаблюдения важно понимать:

  • Как вы переживете стресс, как чувствуете себя при этом физически и эмоционально, что именно с вами происходит?
  • Как вы переживаете чувство удовольствия или неприятные ощущения, что делаете при этом?
  • Можете ли вы локализовать в своём теле эти ощущения, осознать свои чувства, связать их с тем или иным событием, взаимодействием с кем-либо?
  • Что вы делаете в момент переживания и осознания физического дискомфорта, чтобы улучшить своё состояние (например, изменяете ли положение тела на более комфортное)? Что происходит с дыханием? Как вы выражаете, при этом, свои чувства? Как устанавливаете физическую и психологическую дистанцию, например, в контакте с другим человеком? Насколько эти действия эффективны для изменения вашего состояния к лучшему, а результат устойчив?

Пример из практики экологического стресс-менеджмента.

Работа проводилась в рамках тренинга, участники которого выполняли упражнения, направленные на исследование своего физического состояния и саморегуляцию. Одна из участниц страдала приступами мигренеподобной головной боли около 20 лет, обострявшейся 1-2 раза в неделю, боль проявилась в процессе групповой работы и стала предметом индивидуальной работы со специалистом:

Специалист (С)- Голова заболела, когда вы стали наблюдать свои телесные ощущения – прислушиваться к себе…

Клиент (К)- Да, при этом боль какая-то тянущая, пульсирующая, перемещающаяся в передней правойчасти головы (Говорит сдавлено, немного морщась, непроизвольно двигая головой, плечами, как бы желая освободиться от боли, поглядывая на терапевта)

С. – Боль вызывает сильный дискомфорт так, что трудно говорить и хочется поскорее от неё избавиться, похоже, вы пытаетесь это делать, двигая головой в разные стороны

К. – Мне так становится несколько легче, но боль остаётся, трудно говорить

С. – Вы продолжаете говорить, хотя это трудно делать…

К. – А как ещё…?

С. - Можете позволить себе ничего сейчас не говорить, а прислушаться к себе и передать эту боль соответствующим звуком - голосом, либо сделайте движение любой частью тела, показывающее передвижение боли, выразить её как-нибудь движением

Предложение использовать голос или движение связано с ярко наблюдаемыми признаками блокировки голоса и естественными в этом состоянии непроизвольными телодвижениями. Женщина выбрала движение, так как это было более комфортно для неё, и попыталась рукой продемонстрировать перемещение боли и ритм ее пульсации, вытянув правую руку перед собой, ритмично вычерчивая в воздухе небольшие волны, опускающиеся вниз, к полу, при этом, перестав, в итоге, морщиться

С. – Что-то сейчас произошло…

К. - Боль начала опускаться вниз, по внешней части головы и как бы немного растворяться.

Женщина, почувствовав облегчение, сама рассказала о том, что боль впервые проявилась ярко на фоне написания и защиты кандидатской диссертации, вызвавшей огромное психофизическое напряжение. Примечательно, что это напряжение сохранялось не только благодаря внешнему фактору - защита диссертации, но и благодаря фактору внутреннему, ригидной мировоззренческой установке (родительской), которую пациентка озвучила примерно так: “Для того, чтобы чего-нибудь добиться в жизни, что-то получить, утвердить себя,... необходимо четко, быстро, ясно, лаконично формулировать и выражать свои мысли”. После осознания этой установки, её связи с головной болью, возникла эмоциональная реакция (чувство досады и раздражения). После вербального, эмоционального и физического отреагирования этих чувств состояние клиентки стало изменяться более динамично. При этом, она сообщила, что знает о своей личной особенности «во всем доверять рацио»

К. - У меня речь стала какая-то вялая. (действительно, она стала говорить медленнее)

С. – Вам не очень-то и хочется сейчас разговаривать, мы можем помолчать, просто побыть в контакте без слов…

ПАУЗА, в процессе которой женщина пытается наблюдать за своим состоянием, поглядывая на специалиста

С. – (после очередного обращения женщины взглядом) Похоже, это состояние и поведение для вас непривычно (она утвердительно кивает головой).

К.- Необычно приятное и спокойное состояние, непривычная расслабленность и тепло в области подбородка и шеи, головная боль почти прошла, хочется просто побыть в этом приятном и спокойном состоянии... (женщина улыбается, пытается наблюдать за своим состоянием, пробует некоторые движения, меняет телесные позы).

С. -  Вы можете использовать эти естественные и приятные движения и позы в качестве телесно-психологической «таблетки» - восстанавливающей гимнастики, в случае умственного и физического утомления, душевного беспокойства. Можем ли мы завершить на этом нашу работу?

К. – Да…

С. - Похоже, вы «добились» хорошего самочувствия и при этом не нужно было что-либо “быстро, четко, лаконично” формулировать... (женщина смеется)

Некоторые комментарии к этому случаю:

Выявленная ригидная ментальная установка явилась одним из ядерных (причинных) факторов, усиливавших психофизическое напряжение и головную боль. Женщину можно охарактеризовать как личность с сильно развитым рациональным аспектом поведения, который культивировался и “перегружался”, при сравнительно слабо развитой способности к чувственным, телесным переживаниям.

Ригидная мировоззренческая установка, проявившаяся в процессе работы, была ею некритично усвоена в “эмоционально заряженной ситуации”, в родительской семье (регулярные поучения родителей о том, «как надо жить»). Таким образом, произошла фиксация этой информации в её сознании, став благоприятной почвой для развития соответствующих поведенческих особенностей. Данная установка в дальнейшем активно «поддерживалась» обстоятельствами жизни (защита диссертации). Эта фиксация осталась и после завершения работы над диссертацией, продолжая вызывать психофизическое напряжение, стресс. При этом, сама установка стала уже неадекватной изменившимся условиям жизни (завершение работы над диссертацией) и, по сути, явилась дезадаптивным элементом психики, влияющим на специфическое поведение женщины в различных обстоятельствах жизни (хроническое умственное напряжение) и вызывающим, в том числе, головную боль.

Интересно, что в процессе работы с болевым симптомом, после перехода на уровень телесных переживаний, осознания ментальной установки и эмоциональной реакции, клиентка физически ощутила расслабление и вялость артикуляционных мышц. Можно сказать, что тело естественно отреагировало на необходимость “четко формулировать мысли”, отказом от этого напряжения - их «чёткого изложения», от напряженного ритма речи вообще. Напряжение и боль сменились расслаблением, замедлением речи, теплом  и  комфортом, произошла так называемая психофизическая регенерация.

Стресс-менеджмент «по-чеховски» 

(случай из терапевтической практики А.П.Чехова, работа с нервным тиком, возникшим вследствие пережитого стресса)

В своей книге «Москва и москвичи» В.Гиляровский рассказывает о дружбе с Чеховым, который, как известно, был врачом по образованию и, судя по всему, обладал, кроме прочего, даром психологического воздействия, применив свои способности в лечении самого Гиляровского, который пишет:

«Я изредка навещал его в Ялте. Приехал я как-то раз очень усталый от довольно бурно проведённого времени и норд-оста (сильный северо-восточный ветер на море – прим. авт.), потрепавшего нас между Новороссийском и Ялтой. Тогда у меня, чего никогда не бывало, появился тик, нервное передёргивание лица и шеи.

- Это чего тебя так дёргает? Это что ещё за глупости? Как не стыдно, - ты, витязь, премированный за атлетику! – Начал упрекать меня Чехов.

Меня опять дёрнуло.

  • Оставь, будь умным! Ты думаешь, что лучше будет, если ты так головой мотнёшь? – И он точь-в-точь повторил моё движение с сердитым взглядом. Первый раз в жизни я увидел у него такие глаза.
  • Ничего от твоего дёргания на свете лучше не будет, всё как было, так и останется… Брось и не смей!

И, погрозив сердито пальцем, он сразу изменил тон и показал мне в окно на невзрачного человека, копавшегося около клумбы.

- Это - наш Бабакай. Пойдём в сад, и ты мне скажи экспромт о Бабакае. Я сочинил какие-то четыре строчки, из которых помню теперь только последнюю: «И какой-то Бабакай.»

- Ну вот, теперь напиши это на косяке, - мы спускались в это время вниз по лестнице.

Я написал, Антон Павлович прочёл. – Это я с тебя стихами докторский гонорар взял за то, что от глупой привычки вылечил. Понял ты, что дёргаться не надо, от этого никому ни лучше, ни хуже не будет, и перестань.

-        Верно, и не буду.

-        Да, вот… Ты думаешь, я плохой доктор? Полицейская Москва (название газеты – прим. авт.) меня признаёт за доктора, а не за писателя, значит я – доктор. Во «Всей Москве» напечатано: «Чехов Антон Павлович. Малая Дмитровка. Дом Пешкова. Практикующий врач». Так и написано, не писатель, а врач, - значит, верь!

И я поверил, и больше ни разу не дёрнулся до сего времени.» [6]

Мы видим, что Гиляровский не обращался к Чехову за помощью, он просто пришёл к нему в гости в этом состоянии, со своим нервным тиком, появившимся в результате перенесённого стресса. Мы также здесь не видим, что естественно для этой ситуации, собственной активности Гиляровского в процессе этого взаимодействия, его инициирует и ведёт сам Чехов, не обращая внимания на выражение Гиляровским потребности в каких-либо терапевтических действиях, - на его «жизнеобеспечивающую функцию», а уж тем более осознавание происходящего. Тем не менее, позитивный устойчивый эффект, выраженный в прекращении непроизвольных подёргиваний шеи и лица - «налицо». Безусловно, гипотез происшедшего можно выдвинуть великое множество, и в них запутаться. Но очевидна важная деталь: Чехов и Гиляровский дружили, хорошо знали и понимали друг друга, вероятно, этим и объясняются чудесные целительные действия Чехова, которому не нужно было дожидаться от Гиляровского «запроса» на помощь, рационального объяснения происходящих с ним перемен, рассказа о себе, своём состоянии. Чехов делал всё интуитивно, не задумываясь (иначе, как объяснить его моментальную реакцию на симптом?). Как любой хороший врач, он «сделал укол» быстро, безболезненно и незаметно, судя по всему, достаточно точно проходя «маршрут» в сознании Гиляровского, попав в важные жизненные точки его индивидуальной саморегуляции.

Кроме того, примечательно, что в этом эпизоде отчётливо прослеживаются определённые этапы и приёмы психологического воздействия, используемого сегодня, как правило, в парадоксальной, провокативной, суггестивной и арт-терапии: 1. неожиданное обращение терапевта к пациенту, вызывающее у последнего сильные эмоции в связи с таким обращением; 2. двигательное отзеркаливание – невербальная обратная связь и  отражение, концентрирующие внимание пациента на своём симптоме; 3. парадоксальное внушение, вызывающее эмоционально «заряженное» отношение к своему симптому и произвольный его контроль пациентом, начало формирования плацебо-эффекта; 4. резкое переключение врачом внимания пациента, побуждая его к эмоционально заряженной творческой активности; 5. формирование положительной эмоциональной установки на выздоровление с использованием юмора; 6. укрепление плацебо-эффекта.

Упражнения для преодоления последствий дистресса

  • В уютном, подходящем помещении, в удобное для вас время (можно самостоятельно, можно с одним — двумя напарниками), где никто вам не помешает в течение 10-15 минут, примите удобное и комфортное положение тела (лёжа, сидя, стоя). Обратите внимание на своё состояние в удобной позе так, как вы обычно это делаете. Что занимает ваше внимание? С чем вы сталкиваетесь? (со своими мыслями о чём-либо или ком-либо, воспоминаниями, ожиданиями? со своими чувствами, эмоциями? с ощущениями в теле (мышцах, внутренних органах, голове)? может быть, всё хаотически смешивается при попытке обратить внимание на своё состояние и невозможно отделить мысли от своих чувств и телесных ощущений? может быть вам, в лучшем случае непривычно вообще это делать, в худшем — доставляет дискомфорт? В последнем случае, скорее всего, уровень дискомфорта или стресса достаточно высок и вам срочно необходим отдых или же необходимо обратиться к специалисту (врачу, психологу, психотерапевту).
  • Попробуйте определить, какие чувства вызывает у вас момент «встречи с самим собой», когда вы прислушиваетесь к своему состоянию, каковы при этом ощущения в теле, чувства, каковы мысли по этому поводу? Насколько мысли, чувства, телесные ощущения соответствуют друг другу или же нет? Например, приятные благостные мысли и образы, но в теле, при этом ощущается дискомфорт; мысли мрачны, в теле ощущается относительный покой, чувства не понятны; физические ощущения, чувства, мысли резонируют друг с другом (при этом могут быть как приятными, так и нет).
  • Если вы переживаете приятные чувства, ощущения, мысли, образы, воспоминания, то позвольте себе побыть в этом приятном, ресурсном состоянии, обращая внимание на возникающие в теле импульсы к движению, изменению позы, мысленные образы, эмоции, позволяя этому состоянию наполнить вас целиком. Это хороший способ укрепить и развить своё ресурсное состояние, давая возможность себе выразить (если это приятно) свой внутренний позитив, через какое-либо соответствующее приятное и желаемое движение, телесную позу, звук, позвольте себе крикнуть, если это хочется сделать. Если время позволяет, то находитесь в этом состоянии столько, сколько вам захочется, сохраняя его и по окончании этих упражнений и перехода к другому виду деятельности.
  • Если вы, обращая внимание на себя, столкнулись с чем-то неприятным, попробуйте понять: вы думаете, что это неприятно? или же вы явственно ощущаете в своём теле нечто неприятное? Если это только мысли о неприятном, то попробуйте побыть сторонним наблюдателем своих мыслей, позволяя им течь свободно, подобно «облакам по небу» так, как будто вы смотрите фильм, но делаете это безучастно, не переживаете, не реагируете бурно на происходящее эмоционально, неприятные образы и мысли, скорее всего, уйдут. Если этого не происходит, то попробуйте подумать о чём либо хорошем и приятном для вас, например, о красивом пейзаже, приятном знакомстве, близком человеке, с которым вам хорошо, о ваших сильных качествах и т.д., и если это удалось, проделайте тоже, что и в предыдущем действии, если нет, переходите к следующему действию.
  • Если вы обнаружили дискомфорт в вашем теле, начните просто наблюдать за ним без какой-либо попытки резко его изменить, изучайте его. Что это за дискомфорт? В какой части тела? Насколько он обширен и глубок? Статичен или изменяется? Какого характера (тянет, давит, колет, режет, сжимает, распирает и т.д.)? Возможно, при обращении вашего внимания на него, дискомфортное ощущение начнёт меняться, появятся ещё какие-либо ощущения, естественные импульсы к движению к изменению позы, подобные тем, когда нам хочется утром потянуться, зевнуть, сделать приятное движение, последуйте за этими импульсами и посмотрите, как изменится ваше физическое состояние. Следуйте за своими мышечными импульсами столько, сколько это будет доставлять удовольствие или сколько позволяет время. Теперь можете последовать пункту (3).

    Если дискомфортное состояние не меняется, обратите внимание на то, что вообще происходит в вашем теле, насколько удобна ваша поза, насколько приятно и удовлетворительно ваше дыхание. Дайте возможность проявиться вашему дискомфорту вовне. Если вы испытываете боль в спине (шейный, грудной, поясничный отдел) дайте возможность себе быть согнутым этой болью. Опустите голову, согнитесь в пояснице, опустив вниз расслабленные руки, расслабьте шею или найдите себе подходящую опору. Если чувствуете тяжесть в животе, то расслабьте мышцы живота, как бы давая тяжести вывалиться из вас, не сопротивляясь этому движению, дышите так, как хотелось бы дышать в этом состоянии и положении. Попробуйте получить удовольствие от этого процесса, от того, что не нужно нарочито сопротивляться дискомфортному ощущению, необходимо только дать возможность ему проявиться, жить, включая тем самым процесс естественной организмической регенерации — самовосстановления. Подобного рода непротивление своим ощущениям особенно целительно для людей, привыкших жить под девизом «и снова бой, покой нам только сниться...». Для людей «обломовского» типа целительным будет найти в своём теле импульсы к приятной двигательной активности, изменяющей эмоциональное состояние и состояние ума к позитивному и радостному. При изменении дискомфортного состояния к лучшему не забывайте возвращаться к пункту (3).

ОСОБЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ:

  • В начале внимательно просмотрите инструкцию к упражнению, постарайтесь запомнить основные его этапы (можно заглядывать в инструкцию, возвращаясь к выполнению упражнения, также можно, чтобы эту инструкцию давал вам напарник, с которым вы его выполняете);
  • При выполнении этой практики постарайтесь не спешить, задавая себе рекомендуемые вопросы о своём состоянии, выполняя какое-либо движение, представляя тот или иной образ, внимательно прислушиваясь к своему состоянию;
  • Выполняйте это упражнение тогда, когда испытываете в этом необходимость, то есть, при желании справиться с дискомфортом или же при желании укрепить своё ресурсное состояние; чувство эмоционального комфорта при выполнении упражнений и эмоциональной вовлечённости в этот процесс — залог его эффективности;
  • Данная методика построена на естественном экологическом процессе психофизического самовосстановления организма, поэтому достаточно только научиться внимательно наблюдать за своим эмоциональным, физическим состоянием, мыслями, при определённом опыте выполнения данной практики самоуглубления прохождение указанных выше этапов будет происходить естественно, плавно и всё более эффективно.

Более подробно по данной теме в авторской книге "ПСИ-фактор в экономике: основы эффективного построения и развития Своего Дела" , а также эссе "Экологическая психотерапия психосоматических расстройств личности"


[1] В 50-х годах прошлого столетия канадский биолог и врач Ганс Селье ввёл понятие «стресса», как трехфазового адаптационного синдрома - совокупности психофизиологических реакций организма при адаптации в трудных (новых, экстремальных) условиях и как нагрузки,  способной спровоцировать, при определённых условиях, болезнь и дальнейшее разрушение организма.

[2] Ф.Данбер в 1935 году описала дифференцированные личностные профили при различных соматических заболеваниях - коронарный тип, аллергический, травматический, гипертонический – соматотипы, склонные к тому или иному физическому заболеванию. Психотипы - эгоцентрический, сенситивный эйфорический, обсессивный, паранойяльный, ипохондрический, тревожный, неврастенический, эргопатический - типы реагирования на заболевание, влияющие, в том числе, в целом на картину болезни. Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. — Харьков: Прапор, 2002.

[3] Связь внутренних органов с процессом накопления вегетативной энергии рассматривается в статьях BoadellaD., WehowskyA.  В журнале “EnergyandCharacter”, London, 1991. 

[4] М.Чиа,  ДАО – пробуждение света, София, Киев, 1995.

[5] Л.С.Выготский, «Эмоции и их развитие в детском возрасте», Психология, М., 2000, с.799.

[6] Вл.Гиляровский, Москва и москвичи (очерки старомосковского быта), Московский рабочий, 1959, с.368.

 
Яндекс.Метрика