+7 (962) 911 71 14
+7 (926) 548-84-43

Подпишитесь на обновления

случаи из практики консультирования

(статья в журнале Управление человеческим потенциалом, ИД Гребенников, 2010 г., №2)

 1. Что происходит сегодня с обучением молодых специалистов?

Вслед за многими странами мы постепенно вступаем в эпоху постиндустриального, информационного общества, эпоху информационной экономики, которая опирается уже не только на создание и потребление материальных объектов и благ, но и на создание и освоение информации, в том числе, научных знаний, применяемых в самых разных областях человеческой деятельности. В этой связи, современная экономика (равно, как и культура, политика, сфера образования) нуждается сегодня не только и не столько в стандартизированных процессах и персонале, выполняющем свою работу по строго заданным технологиям, но в ЛИЧНОСТЯХ, обладающих редкими, уникальными качествами. В ряду этих качеств, прежде всего, способность к самоорганизации и самомотивации, умение оригинально и нестандартно мыслить, глубоко чувствовать и понимать окружающий мир, оперативно действовать и воплощать в реальность свои идеи, эффективно коммуницировать с окружающим миром, ассимилируя уже имеющиеся знания и передавая свои знания другим.

Сегодняшняя непростая экономическая ситуация приводит к закономерным, существенным и далеко не всегда позитивным изменениям как рынка труда, так и образования, которые ставят молодых специалистов в заведомо невыгодное положение. Так, например, по данным Росстата, при относительной стабильности общей численности населения страны количество студентов в вузах увеличилось с 2,6 млн. человек в 1993 году до 7,5 млн. человек в 2007 году (со 176 до 525 студентов вузов на 10 тыс. человек населения). Нагрузка на преподавателя выросла почти на 70% и сейчас значительно превышает аналогичные показатели западных вузов, оказывая значительное влияние на качество образовательного процесса, подготовку профессионально подготовленных и социально адаптированных специалистов.  Вместе с тем, в условиях продолжающихся социально-экономических перемен, массовых сокращений и безработицы на кадровом рынке произошел переизбыток специалистов с дипломом о высшем образовании, претендующих на позиции менеджеров (специалистов по управлению), юристов, психологов, финансистов, экономистов и т.д. В последние годы, в связи с демографическим «провалом», который пришелся на первую половину 90-х годов, ситуация с резким увеличением количества студентов и, как следствие, преподавательской нагрузки, несколько компенсировалась.

Какие проблемы молодых специалистов становятся в этих условиях актуальными на сегодняшний день? Прежде всего, это трудности при устройстве на работу выпускников ВУЗов, молодых специалистов, не имеющих стажа, опыта работы и поэтому менее привлекательных для работодателя по сравнению с уже работающими специалистами. Помимо объективных причин такого положения дел, подобная «непривлекательность» связана со многими субъективными профессионально-психологическими факторами. Основными среди них являются: неразвитость практических профессиональных навыков у молодых специалистов в связи с преобладанием теоретического характера знаний над практическими умениями, недостаток жизненного опыта и личностной зрелости, не позволяющий быть более независимым в развитии своей карьеры, построении собственного бизнеса. Наконец, это высокая степень эмоционально-психологического стресса, переживаемого молодыми людьми в условиях социально-экономической нестабильности, что напрямую негативно влияет на психофизическое здоровье, способность к социальной адаптации, качество личной жизни.

В условиях современной сложившейся системы образования, в том числе в области менеджмента и предпринимательства, вышеперечисленные проблемы либо не решаются, либо их решение носит, скорее, случайный и нецеленаправленный характер.  Процесс обучения сегодня, во многом, носит отчуждённый от «объекта» обучения характер. Специальных обучающих программ и планов достаточно. Недостаточно, на мой взгляд, специальных программ исследования того, как эти планы и программы усваиваются конкретными молодыми людьми со своими индивидуальными особенностями, характерами, талантами и ограничениями. Каков КПД образования? Похоже, это ключевой вопрос для всей системы образования, её экономики и экономики страны в целом.

КПД системы образования, безусловно, во многом, зависит от её особенностей, формы и содержания. Не секрет, что современное образование выстроено, главным образом, в традиционном, стандартизированном академическом формате. Этот формат имеет свои ключевые характеристики, ограничивающие в определённой степени более глубокое получение слушателями профессиональных знаний. Таковыми основными характеристиками являются:

1. Учебное заведение, как «банк» специальной информации, которую студент получает только здесь, недостаточно используя другие источники профессиональной информации;

2. Традиционно однонаправленный вектор получения информации, заранее предполагающий получение знаний от более информированного преподавателя к менее информированному студенту;

3. Формирование у студентов знаний и профессиональных навыков на основе уже существующих концепций в данной области деятельности, алгоритмов и сценариев действия (при этом, любая концепция не может объективно описать реальность, предложить единственно правильный и детальный сценарий деятельности: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги»);

4. Получение студентами знаний в традиционном рационально-логическом ключе – «аристотилевой логики», при котором другие способы познания, как правило, не задействованы. Значительный дефицит в системе традиционного образования новых современных технологий профессионального развития с использованием практической психологии и психотехники;

5. Планово-технологическая подача учебного материала по существующим образовательным программам (преподаватель, как правило, в таких условиях имеет ограниченное представление о том, на какую личностную почву ложится учебный материал, как он усваивается тем или иным студентом);

Очевидно, что все перечисленные характеристики являются атрибутами современной образовательной системы, как исторически сложившегося способа обучения одновременно большого количества людей, желающих получить ту или иную профессию. Специфика и особенности такой системы образования, её «ограничения» приводят, в том числе, к негативным следствиям, напрямую влияющим на качество профессиональных знаний и знаний вообще, а также на способы их реализации – профессиональную адаптацию.

Таковыми следствиями, соответственно, являются:

1. Недостаточная активность студентов в самостоятельном получении необходимой специальной информации из окружающей информационной среды, что, как правило, приводит к профессиональному капсулированию, остановке профессионального и личностного развития;

2. Отсутствие или снижение самостоятельной мотивации к познанию в данной области и смежных областях знания, сохранение инфантильной позиции по отношению к получению знаний («мне и так всё расскажут»);

3. Недостаточная востребованность творческой компоненты и креативности, в условиях заранее заданных жёстких образовательных программ и алгоритмов профессиональной деятельности (как следствие, снижение мотивации, в дальнейшем, уже профессиональной деятельности, отсутствие способности эффективно действовать в ситуации неопределённости);

4. Недостаточная компетентность студентов в привлечении дополнительных способов получения необходимой информации и знаний, основанных на активизации и развитии других модальностей восприятия, переработки информации (интуиция, чувства и ощущения, образное мышление);

5. Формирование или закрепление эмоционально-психологической нечувствительности в условиях формально-планового обучения, при котором, как правило, не развивается способность к феноменальному межличностному контакту, пониманию другого человека со своими индивидуальными особенностями, потенциалом, потребностями и границами;

6. Формирование устойчивых и долговременных личностных напряжений эмоционально-психологического и физического характера (переживание стресса) в связи с информационной перегрузкой формальным знанием, отсутствием достаточных навыков реализации этих знаний в неформальных обстоятельствах жизни и профессии;

По сути, самостоятельная внутренняя мотивация молодого специалиста к обучению и развитию, его личностно-профессиональные компетенции и качества, стали и камнем преткновения в решении его проблем и тем камнем, который невольно «презрели строители» в системе профессионального образования и профориентации. Именно поэтому сегодня важна разработка и внедрение на базе различных государственных и коммерческих структур специальных программ психологического сопровождения молодых специалистов (индивидуальной работы и групповых тренингов),с привлечением профессиональных психологов, управленцев, имеющих опыт самостоятельного построения и развития бизнеса, карьеры, а также обладающих необходимыми педагогическими и психологическими навыками. Наиболее актуальным на сегодняшний день становится решение следующих задач в области специального образования:

  1. Обучение навыкам построения собственного бизнеса, развития карьеры и создания новых рабочих мест;
  2. Практическое последипломное или параллельное образование с использованием новейших образовательных технологий, основанных на синтезе современной практической отечественной, западной психологии и адаптированных к реальности российского социально-культурного и экономического уклада;
  3. Организация индивидуальной и групповой психологической работы, направленной на развитие личностной зрелости молодых специалистов, коммуникативных навыков, опыта, знаний и кругозора, развитие навыков самоменеджмента;
  4. Организация психологической работы, направленной на повышение личной стрессоустойчивости, адаптивности, развитие навыков психофизической саморегуляции, позволяющих сохранить эффективность деятельности в ситуации неопределённости, форс-мажорных обстоятельствах;

Подобного рода программы – это необходимые условия, в которых молодые специалисты смогут качественно развивать свои личностные и профессиональные компетенции, необходимые для профессиональной адаптации.  Такое обучение, является практикой развития способности к обучению, самостоятельному мышлению и, как следствие, профессиональному развитию. Оно является также психологической практикой понимания собственной мотивации к познанию, личностному и профессиональному развитию, через получение живого знания, рефлексии внутреннего личного опыта (Л.С.Выготский, К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Пятигорский, М.К.Мамардашвили, С.Л.Франк, В.П.Зинченко и др.). Развитие внутреннего личного опыта познания, в том числе, познания себя - своих чувств, психофизических особенностей, потребностей и мотивации, потенциала и своих границ, путей личностной и профессиональной самореализации и является психологической основой эффективного построения бизнеса и карьеры.

Такую, специально организованную программу обучения можно определить, как «просветительскую» по И.Канту. Она выступает в качестве необходимой составляющей образовательного процесса и важнейшей компоненты профессионального развития, а также привносит, в дополнение существующим формам обучения, необходимый личностно-психологический аспект.  Применительно к бизнес-процессам, подобного рода обучение можно обозначить как практику самоменеджмента, при которой организация бизнеса - организационной эффективности требует, прежде всего, особых личностных качеств, личностной зрелости, способности к самоорганизации, т.е. персональной эффективности. Получаемый студентами, в рамках такого комплексного обучения и психологического сопровождения опыт самоорганизации и самоменеджмента естественно может быть перенесён ими, таким образом, в практику профессиональной, в том числе, самостоятельной экономической деятельности.

Совершенно очевидно, что одна из важнейших опор современной экономики, претерпевающей изменения – это человек с развитыми личностными и профессиональными качествами. Такой человек является, своего рода, эффективной саморегулирующейся «системой» в труднорегулируемых, часто деструктивных процессах социально-экономических перемен. Именно, эта «система» может быть живым, конструктивным и опорным элементом в любой области человеческой деятельности.

2. Карьерные «зигзаги» опытных специалистов.

Изменения в карьере, как неудача, как дауншифтинг и как «ход Конём». Деструктивные психологические факторы развития карьеры.

Реалии современных социально-экономических процессов, выражающиеся сегодня, прежде всего в кризисных явлениях последних лет, столкнули многих лицом к лицу, в том числе, с очевидными проблемами в развитии собственной карьеры, в сохранении достигнутого карьерного уровня, а зачастую вообще в необходимости кардинальных перемен и поиска нового «места под солнцем». Реструктуризация компаний и банкротство, сокращение персонала, понижение уровня доходов, ставшие естественным следствием экономического кризиса, многих заставили задуматься о стратегических карьерных планах, тактике движения по карьерной лестнице и развития собственного бизнеса.

Понижение уровня доходов, при этом, стало не единственной переменой в карьерной жизни. Многие столкнулись с понижением в должности и статусе и даже с полной их утратой. Безусловно, все по-разному переживают и проживают непростые процессы. Кому-то довольно сложно выдержать эти перемены и потери, тем более, если они вынуждены и не запланированы и воспринимаются, как в определенном смысле катастрофа и неудача. Для кого-то эти перемены стали импульсом к пересмотру своих карьерных и бизнес-планов и даже взглядов на жизнь. Кто-то подошёл к этим переменам, в том числе и как к возможности найти для себя что-то новое, воспринимая эти перемены, как ресурс для оптимизации своей профессиональной жизни и карьеры. В этом смысле, подобный карьерный «зигзаг» можно рассмотреть в трёх основных ракурсах.

  1. Зигзаг, как неудача
  2. Зигзаг, как дауншифтинг
  3. Зигзаг в карьере, как дополнительная возможность и «ход Конём».

Рассмотрим более детально некоторые психологические факторы или «эффекты», которые в своей совокупности, негативно влияют на эмоционально-психологическое состояние человека, попавшего в ситуацию карьерного «зигзага» и приводят к результату, который можно обозначить, как переживание личной и карьерной НЕУДАЧИ.

1. Эффект «чёрной метки» или опасение, что на тебе «поставят крест»

Как посмотрят мой очередной работодатель, его HR-менеджер, мои коллеги, специалист кадрового агентства и т.д. на то, что в моём резюме теперь отмечено скатывание вниз по карьерной лестнице? Это один из ключевых вопросов, возникающий в сознании некоторых людей, столкнувшихся с этими обстоятельствами. Действительно, этот факт, отмеченный в резюме, часто, является решающим при отборе сотрудников, доверии им тех или иных должностных ролей, а также рассмотрении их с позиции потенциального развития. Поэтому этот вопрос и, как следствие, эффект или синдром «чёрной метки», выраженный в целом наборе опасений не случайны. Как правило, этот эффект наблюдается у такого типа людей, в характере которых выражены, прежде всего, такие качества как перфекционизм, высокая требовательность к себе и окружающим («нет права на ошибку»), неуклонное стремление к совершенству.

2. Эффект «изгоя» и боязнь общественного мнения

В данном случае, развитию негативных переживаний у некоторых людей, в связи с изменениями в их карьере, способствует «благоприятная» социальная почва – психологический эффект конформности -  желание человека быть таким же, как все. Подобного рода переживания, скорее свойственны такому типу людей, которым важно, во что бы то ни стало «сохранять своё лицо» в обществе и оглядываться на то, «что же скажет княгиня Марья Алексеевна?». Зачастую, этот эффект носит бессознательный характер и даёт о себе знать в данных обстоятельствах набором негативных эмоциональных реакций и дискомфортных физических состояний, желанием скрыться от посторонних глаз.

 3. Эффект «тоннельного мышления»

Человек, попавший в такие обстоятельства становится жертвой своего упрощённого восприятия карьерного пути, как линии – только прямой и только вверх. В данном случае, проблемой является не только жёсткие установки по отношению к своей карьере, но и преобладание «левополушарного», традиционно-логического мышления над «правополушарным» оригинальным и творческим подходом к развитию карьеры. У таких людей, как правило, наблюдается повышенная тревожность в случае попадания в незапланированные и непредвиденные ситуации и обстоятельства.

 4. Эффект «несбывшиеся мечты»

В этом случае, страдают люди с парадоксальным смешением, казалось бы, несовместимых качеств. С одной стороны – это амбициозные прагматики, мыслящие свою жизнь исключительно в рамках карьерного и финансового роста, с другой – неисправимые романтики, мечтающие о «райских кущах», «молочных реках и кисельных берегах», где стоит «терем сказочной красы».

5. Эффект «потерянного счастья»

Связан, как правило, с реальным разрушением и потерей важнейших для такого человека сторон жизни, которые являлись «несущими стенами» его жизненного пространства. Прежде всего, это потеря достигнутого материального уровня, позволявшего удовлетворять устоявшиеся базовые потребности – от привычной еды, жилья, медицинских услуг, отдыха до уважения окружающих и вхождения в определённые социальные круги.

 6. Эффект «потери насиженного места»

Этот фактор особенно сложно переживается тем типом людей, которые положили много сил и здоровья для того, чтобы «добраться» наконец до заветной должности, материального уровня и пожить спокойной жизнью. Рюкзаки и удобная обувь для переходов выброшены (сколько можно!?), мышцы отвыкли от нагрузки, а голова от способности ориентироваться на местности. Для них, потеря карьерной стабильности, изменения по типу «зигзаг» подобны стихийным бедствиям. Но те из них, которые преодолевают возникшие карьерные сложности, имеют шанс вновь обрести «форму» и измениться, в том числе с пользой для карьерной перспективы.

 7. Эффект «падения с семейного пьедестала»

В определённой степени, этот эффект связан с фактором общественного мнения, но с той лишь разницей, что главными носителями общественного мнения, в данном случае, становятся близкие, родственники. Для них такой человек всегда являлся гласным и негласным примером в жизни, носителем принципов успешности, стойкости, силы, прилежания, ответственности, опоры и крепости семейной системы. «Что я скажу своим детям?» - доминирующий и самый трагический вопрос, которым задаётся человека в этих обстоятельствах. При этом, подобные вопросы, как правило, сопровождаются тяжёлыми эмоциональными состояниями, переживаниями, которыми, в силу ожидаемых от него «стойкости» и «силы», он не может поделиться с близкими. Эта категория людей входит в группу высокого риска возникновения психосоматических заболеваний на почве «падения с пьедестала».

Вероятно, к перечисленным выше эффектам можно было бы добавить ещё некоторые, выражающий тот или иной индивидуальный стиль и характер реагирования на ситуацию «зигзага» в карьере. Но обозначенные эффекты являются, на мой взгляд, основообразующими «синдрома неудачи», «синдрома жертвы», а также «синдрома мстителя» - человека, который очень глубоко переживает «несправедливость» окружающего мира и людей по отношению к нему, с самыми разнообразными негативными последствиями для окружающих, иногда самых близких людей.  Различного рода расстройства здоровья, вызванные таким стрессом и долговременными негативными эмоциональными состояниями, трудности в установлении социальных контактов – закономерные следствия «синдрома неудачи».

ДАУНШИФТИНГ. Традиционное определение дауншифтинга звучит, как сознательное понижение человеком карьерной планки, материального достатка, должностного и социального статуса в связи с субъективным переживанием своего положения, как навязанного извне, не свойственного данной конкретной личности. Примечательно, что это явление, а точнее понятие, сравнительно недавно перекочевавшее к нам с Запада, похоже, хорошо знакомо нам по многочисленным историческим фактам "отечественного дауншифтинга". Опрощение, толстовство, хождение из дворян в народ, уходы от власти и денег в монастыри, скиты, отказ от царских полномочий и их избегание – не полный перечень дауншифтинга «по-русски» (а сколько фактов неизвестных!?). Что говорить про современность?

Это явление выражается, в том числе, в виде стремления деловых людей уйти в другую реальность, где нет хронической погони за прибылью, статусом, нет необходимости контролировать часто неконтролируемые бизнес-процессы, нет конфликтов и борьбы с конкурентами, форс-мажоров различного масштаба и т.д. В некоторых случаях, подобный уход выражается в виде отключения от всех проблем, например, при помощи алкоголя, экстремальных развлечений, а также при помощи полной смены окружающей обстановки, включая жизнь где-нибудь в Тибете, Антарктиде или на Амазонке. Некоторые деловые люди вынуждены таким образом перекраивать свою жизнь, в которой перенапряжение в погоне за прибылью и статусом неизбежно сменяется пустотой, безразличием, материальной пресыщенностью и скукой.

Это побуждает многих пересмотреть свои взгляды и на свою карьеру, и на потребности и вообще на жизнь. Некоторые люди, попавшие в жёсткие условия построения карьеры, бизнеса, начинают понимать на «собственной шкуре», что бизнес «задача» которого — прибыль, не существует сам по себе, бизнес делает человек и эта связка банальна, очевидна и неразрывна. Деловые люди - не только «деловые», основное назначение которых делать карьеру и выколачивать исключительно из всего деньги, они ещё и просто люди, у которых есть и другие стороны жизни, напрямую влияющие на её качество. Карьера, статус, заработок денег, безусловно, могут быть значимыми аспектами, играющими свою важную роль в процессе самореализации, удовлетворения человеком своих потребностей, но далеко не единственными.

Совершенно очевидно, что в данной модели бизнеса - «либо ты - либо тебя», помимо чувства радости удовлетворения своих потребностей, чувства азарта от охоты и игры "на миллиарде", упоения от погони за властью и статусом потенциально заложены боль, страх, путаница в сознании, физический и эмоциональный дискомфорт, по меньшей мере. А как иначе, если на тебя всё время кто-нибудь охотится, и эта охота является основным и неизменным содержанием жизни? Дискомфорт от того, что в этой погоне кто-то оказывается быстрее тебя. Боль и страх от того, что рано или поздно ты становишься добычей "охотника" попроворней, путаница от того, что непонятно как (?) вообще строить жизнь иначе.

Подобные социальные явления выступают, в известной степени, индикатором хронического перекоса в триаде "человек-деньги-власть" в пользу денег, власти и экстенсивного развития экономики для удовлетворения неуклонно растущих человеческих потребностей. Не удивительно, что это приводит, как правило, к психическому и физическому истощению многих деловых людей также, как приводит к истощению своего организма потребность наркомана в очередной дозе.  Главный вопрос, который в этой ситуации некоторые начинают себе задавать: «зачем мне всё это?». Человек, подчиняющий всецело свою жизнь погоне за «металлом», статусом и властью, судя по всему, изначально обречён на кризис, в лучшем случае, на такую его форму, как вынужденный или сознательный дауншифтинг.

Рассмотрим теперь возможные действия в обстоятельствах карьерного «зигзага», которые я бы назвал «ХОД КОНЁМ» или «психологическое айки-до». Напомню, что главные принципы японской борьбы айки-до заключены в том, чтобы силу противника обратить против него самого, противопоставляя его силе свою мягкость и пластичность. В отечественной боевой традиции «любки» существует аналог этого принципа, он называется «позволение». Боец позволяет произойти удару противника, но, будучи физически пластичным и нежёстким, добивается тем самым того, что удар для него не опасен, все действия противника как-бы «проваливаются» в мягкость защищающегося, удары проходят вскользь. При этом, боец собран и внимателен, но не напряжён, поэтому защищён и своевременно получает достаточно информации для эффективной защиты и эффективного атакующего действия. И восточный и отечественный стиль ведения боя часто напоминают танец, хотя механика  «любков»  отличается от механики айки-до.

Но, причём здесь всё это? Кто атакует? Кто защищается? Как, используя эти принципы, подойти к разрешению конкретной карьерной ситуации? Дам наглядный пример из своей практики. Однажды, в режиме он-лайн, я отвечал на вопросы, касающиеся проблем развития бизнеса в условиях кризиса. Приведу дословно один такой вопрос и ответ на него.

Вопрос:

Все говорят, что кризис - это время широких возможностей для бизнеса. Что это значит? Есть ли у психолога, коуча или бизнес-тренера рекомендации, как найти эти возможности?

Ответ:

Представьте, что к Вам в офис пришёл бизнес-консультант и дал в рамках «программы благотворительной поддержки развития бизнеса» бесплатную консультацию по основным вопросам организации вашего бизнеса. Он детально показал вам слабые дефицитарные стороны бизнес-процессов, недоработки в стратегии и тактике ведения бизнеса, пробелы в ваших знаниях, просчеты, все то, что отрицательно сказывается на вашем бизнесе, в том числе на характере и стиле его организации. Но он подчеркнул и стороны сильные – рабочие, эффективные, результативные, благодаря которым вы остаетесь «на плаву» в условиях кризиса. Вы стали более ясно понимать, что необходимо изменить, усилить, поддерживать и развивать, для того, чтобы ваш бизнес был более устойчивым, эффективным и развивался в этих условиях. Именно в роли такого консультанта, открывающего новые горизонты, и выступает кризис!
Вы можете самостоятельно или с коллегами проанализировать максимально возможное количество событий и изменений (положительных и отрицательных, с вашей точки зрения), произошедших с вами и вашим бизнесом в результате кризиса. Извлеките из этого анализа соответствующие уроки и действуйте, используя возможности, которые находятся в непосредственной близости от вас!

«Тот, кто нам мешает, тот и поможет!» - невольно вспоминается, в данном случае, один из афоризмов комедии Л.Гайдая. Конечно, в роли «атакующего» выступает кризис, «защищающийся» – бизнесмен, который может что-либо предпринять в сложившейся ситуации, и у него два основных варианта решения проблем:

Немедленное совершение прямых контрдействий для решения возникших проблем - привлечение дополнительных средств (каких и сколько!?), специалистов (каких и сколько!?) и выживание за счёт этого, без учёта внутренних и внешних причин, которые привели к проблемам. Это жёсткая «защита», затратная, с точки зрения ресурсов, поверхностно учитывающая ситуацию, поэтому дающая, в итоге, низкий КПД в развитии бизнеса и его участников.

Позволение происходить тому, что происходит, наблюдение и изучение состояния бизнес-процессов в складывающихся условиях, прежде всего слабых и сильных мест, внутренних возможностей. Все эти возможности дают внешние обстоятельства. И только после этого совершение эффективного и оптимального действия на основе полученных знаний и информации. Это - мягкая защита с более глубоким изучением проблемной ситуации и более высоким КПД в развитии бизнеса и его участников.

Безусловно, для того, чтобы быть защищённым, действовать эффективно и вовремя, не дожидаясь катастрофических необратимых для себя, своего бизнеса, карьеры последствий, этому необходимо учиться. Иногда, в специально организованных для этой учёбы условиях. В этом смысле, принцип «позволения» в карьере «зигзаг» может стать тем самым творческим действием, когда попавшего в такие обстоятельства «атакует» кризис, реорганизация компании или же её схлопывание. У того, кто оказался в этих обстоятельствах, всегда есть возможность лучше понять свой карьерный путь, например, что здесь «твоё», а что нет. Это возможность найти СВОЁ дело, к которому ты наиболее расположен, а стало быть, конкурентоспособен и востребован.

Приведу пример карьеры «зигзаг» (в данном случае, в уровне должностного статуса). Специалист Н. - женщина (возраст около 35 лет) – вице-президент крупного PR-холдинга, который, как и многие, в ситуации кризиса стал испытывать финансовые трудности, началась его частичная реорганизация. Н. имела возможность остаться в должности и продолжать работу в компании, имея хорошее образование и соответствующий культурный бэкграунд. PR-холдинг сотрудничал со многими коммерческими структурами, которые нуждались в PR-услугах. Одной из таких структур была компания, работавшая на рынке продажи промышленной продукции и имевшая в данный момент вакансию менеджера по продажам. У Н. возникла мысль попробовать себя на «ниве» продаж, тем более, что это представлялось достаточно перспективным с точки зрения заработка. Поделившись мыслями и планами со своим окружением – близкими, друзьями, коллегами, она, практически от всех, получила в свой адрес категоричное: «у тебя ничего не выйдет…». Её пытались убедить в том, что для того, чтобы «продавать» нужны особые качества и талант, что это работа не соответствует её культурному уровню и образованию и т.д. Тем не менее, Н. решила проверить себя – «смогу или нет?». Будучи хорошо обучаемой, она довольно быстро постигла базовые аспекты продаж, что называется, «с нуля» и поняла, что «может». Будучи человеком, которому интересно развиваться, она стала изучать и более тонкие, в частности психологические нюансы совершения выгодных сделок, сама стала обучать молодых менеджеров премудростям продаж. Теперь ей самой стала нравиться новая работа, в которой появился элемент развития. Залогом успешного исхода в карьере, по её мнению, были преодоление давления окружающих, отговаривавших её, а также возросшая уверенность в том, что она может это делать, может быть успешной в этой области, может развиваться и чувствовать удовлетворённость результатами своей работы. Это яркий пример того, как зигзагообразно складывающаяся карьера, бизнес становятся не только способами заработка, обретения статуса, решением проблем в погоне за прибылью и должностью, но и тем самым раскрытием потенциала, самореализацией, ведущими, в том числе, к материальному благополучию.

По сути, карьерный «зигзаг» может стать возможностью нахождения СВОЕГО ДЕЛА, при котором максимально сочетаются индивидуальные личностные качества и специфические требования профессии, карьеры, бизнеса. Индивидуальные способности резонируют с профессиональными компетенциями, находят в них своё наибольшее воплощение и развитие, при этом профессия, карьера, бизнес, в свою очередь способствуют личностному развитию. Я бы дал название такому сочетанию ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ построения карьеры, т.е. наиболее полная самореализация личности в своём деле.

Соответственно, в том случае, когда индивидуальные качества личности и требования профессии, карьеры, бизнеса находятся в диссонансе, противоречат, взаимно угнетая друг друга, вызывая чувство неудовлетворённости, хроническое психофизическое истощение, приводя к низкому качеству деятельности, мы можем говорить об АНТИЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ построения карьеры или «чёрной дыре». Основной психологической проблемой, в данном случаестановится наиболее полное понимание человеком, своих индивидуальных качеств, профессиональных навыков, сильных и слабых черт личности, своих аутентичных потребностей, возможностей, а также нахождение оптимальных путей, способов их реализации и удовлетворения. Внутренняя психологическая работа, которую совершает в данной ситуации такой человек, условно, может быть разделена на три основных этапа:

1. этап комплексного самопонимания и самоизучения;

2. этап поиска возможных вариантов действий и принятия решения;

3. этап оценки результата предпринимаемых действий и их коррекция;

Это и есть, на мой взгляд, тот самый «ход Конём», который может самостоятельно или с помощью специалиста сделать любой человек, находящийся на карьерном распутье, в ситуации карьерного «зигзага». 

Протоколы индивидуальных коуч-сессий в отредактированном варианте статьи "Человек-деловой и человек-страдающий: междисциплинарное будущее и настоящее коучинга и психотерапии" (журнал Управление человеческим потенциалом, ИД Гребенников,2012, №2)



Владислав МОЖАЙСКИЙ

 
Яндекс.Метрика