УДЕРЖИВАЯ РАВНОВЕСИЕ И ДОГОВАРИВАЯСЬ С ВЕТРОМ

 о технике плавания на виндсерфинге и немного о жизни, психотерапии и практике сопровождения

Сначала я выжимаюсь вверх на руках, опираясь ладонями на шершавую поверхность своей доски. Делаю это ближе к центральной ее части со стороны противоположной той, куда опущен на воду парус. Так удобней, комфортней и парус не мешает. Выжимаюсь легко, как когда-то в детстве, проворно перелезая через забор старого большого и ничейного абрикосового сада, рядом с домом, куда мы с друзьями лазили таскать абрикосы и гоняться за майскими жуками, низко планировавших над землей, хватая их прямо на лету. В морской воде, со своим уже недетским весом, физически выжать себя значительно проще. Приятная омолаживающе-ностальгическая иллюзия детской проворности и легкости сопровождает тебя какое-то время, пока, закинув на доску правую или левую ногу и упираясь в нее коленом, затем ступней, ты не начнешь выносить из воды уже весь свой вес.

Если море относительно спокойное, то можно сразу же принять устойчивое вертикальное положение на ногах, встав одним боком к носу, а другим к корме, поставив ноги примерно на ширине плеч по центральной линии от носа к корме. Вставая на ноги, одновременно можно подхватить рукой старт-шкот – прочный канатик, прикрепленный к основанию мачты и гику, для вытаскивания паруса из воды. Гик – это такая двухсторонняя ручка-рама, за которую держат парус, она растягивает парус в ветроулавливающую плоскость от мачты к дальней точке гика.  Одну ногу нужно поставить сразу же за мачтой или перед ней, другую - ближе к корме (по той же центральной линии). Если же море волнуется, да к тому же доска без шверта – длинного плоского плавника, уходящего из центральной части доски вниз в воду и обеспечивающего бОльшую ее устойчивость (но ограничивающего скорость!), то вылезая на доску, действуешь уже по ситуации и ощущению того, насколько ты сейчас скоординирован и чувствуешь свой центр тяжести.

Для этого можно сначала лечь на доску лицом вниз и через доску всем телом, животом почувствовать волны или же постоять на доске на четвереньках, ощутив, таким образом, степень волнения воды и дав себе время на адаптацию к нему. Затем проделать то же самое – подхватить шкотик и начать поднимать парус из воды. Интересно заметить, что многим жителям столицы, даже тем, кто никогда ничего не слышал о виндсерфинге и других морских забавах подобного рода, в той или ной степени знаком навык координации своих движений и тела на неустойчивой под ногами поверхности. Многие, скорее всего, даже не догадываются об этом, пользуясь таким навыком рефлекторно. Во всяком случае, мои наблюдения в московском метро регулярно поставляют замечательные тому подтверждения с иллюстрациями. Это когда в мотыляющемся из стороны в сторону вагоне (а таковые на некоторых ветках метро ещё встречаются), держась крепко за поручни, ты вдруг видишь людей разного возраста и пола, которые за поручни не держатся и не опирающихся на стенки вагона. При этом они, с изящной легкостью, сохраняют устойчивость и равновесие.
Вот ведь где праздник правильного распределения центра тяжести на уровне выработанного, возможно поколениями, рефлекса! Вот где оптимальное соотношение тонуса и расслабленности голеностопного, тазобедренного суставов, поясницы, за что часто упорно борются и к этому стремятся тысячи начинающих, продолжающих ну и конечно завершающих серферов!!  Невольно и сам вспоминаешь тут же, что ты не лишен этого навыка, отпуская ненужные и захватанные руками поручни-костыли, и несешься уже совсем с другими чувствами от станции к станции, как на своей доске: «станция «Ветер в парус», осторожно, двери закрываются, следующая станция «Морские просторы»!». Подобная устойчивость - крайне важный навык, для совершения всех остальных действий с серфингом, которые приведут его и тебя вместе с ним в трудно передаваемое словами захватывающее состояние скольжения по морской глади.

Старый мой серф, сравнительно более тяжелый, но устойчивый «Мистраль» с красивым треугольным желто-зелено-голубым парусом, номером 25606 и прозрачным «окном» в центральной его части, купленный много лет назад и служивший верно все эти годы, был швертовым. Новый  - современный и значительно более легкий и быстроходный «Шарк» уже без шверта. Присутствие шверта на старом серфе невольно напоминает мне каждый раз, что за устойчивость и стабилизацию движения, которые он обеспечивал, нужно платить ограничением в скорости. Его отсутствие теперь говорит, что за скорость ты платишь неустойчивостью, но, правда, лишь тогда, когда стоишь на месте или двигаешься медленно. Все как в жизни…

Физически парус с мачтой поднять из воды не сложно по причине изготовления этих деталей из сверхлегких, при этом, сверхпрочных современных материалов, и если это делать без резких рывков шкота на себя. Постепенно перебирая шкот руками, нужно подтянуть парус к себе и взяться одной рукой за ручку гика. Желательно, сразу той рукой, которая ближе к носу доски. Волшебная геометрия и, в общем-то, простое, но абсолютно гениальное устройство этого плавательного средства непременно приводят к тому, что при постепенном подъеме паруса из воды и попадании на него ветра доска уже может начать плавное скольжение. Только держи равновесие и начинай поднимать парус, и все уже начнет происходить! Такова уж природа этого процесса.

Если же ты вскарабкался на доску не спиной, но лицом к ветру, а парус, лежа в воде, смотрит в эту же сторону, то технически встать правильно к ветру и поднять парус будет несколько сложнее, но ровно настолько же интересней. И это замечательный опыт «становления» и правильного разворота, если ты не с той стороны подошел к своему плавсредству, пытаясь оседлать его! Важно уметь ко всему подходить с «правильной» стороны. Если же вы подошли с «неправильной», вас все равно развернет на ветру. Или же скинет парусом с доски, если поднимете его резко.

При постепенном подъеме паруса в таком положении и удерживании его в поднятом состоянии за ручку гика, доска также постепенно начнет свое скольжение по окружности, выставляя парус флюгером по ветру, вас спиной к нему, а доску, соответственно, перпендикулярно линии атаки ветра. Для этого, держась за ручку гика и балансируя в неустойчивом положении, необходимо переместиться вокруг мачты вслед за разворачивающимся парусом. Руки, при этом, необходимо перехватить, поменять местами, чтобы ведущей - передней по ходу движения стала уже другая рука.

Этот навык также важен для того, чтобы развернуться и идти на серфе в обратную сторону (вернуться к берегу или от берега - уйти «мористей»). Он важен также, когда вам необходимо идти «галсами» – то одним, то другим боком доски к ветру поочередно, то есть двигаться в заданном направлении при встречном ветре. Против более сильной стихии можно двигаться, но двигаться не «в лоб». При этом, ее же энергию вы используете для движения «против» нее. К слову сказать, этот принцип - использование силы противника против него самого, применяется в некоторых единоборствах, в разных этносах, например, славянские любки или японская борьба айкидо.

Стоять же спиной к ветру – это для того, чтобы обеспечить физиологически удобный противовес парусу, набирающему ветер. В противном случае, если вы окажетесь лицом к ветру, резко подняв мачту с парусом, то вас, как было уже сказано, скинет парусом с доски в воду, при этом, может еще хлопнуть, как следует, по голове мачтой либо гиком. Сей момент имеет, на мой взгляд, великое психологическое и педагогически выверенное воспитательное воздействие. Во-первых, это чтобы вы не пороли горячку и поостыли чуть в прохладной воде. Во-вторых, чтобы поразмыслили о жизни и более не подставлялись с неправильной стороны стихии ветра, концентрированно усиленной парусом. Ну и конечно, в-третьих, чтобы правильно повторили урок с самого начала. Великие педагоги Макаренко с Сухомлинским отдыхают… В этом противостоянии-взаимодействии с природной стихией, опосредованном парусом и мачтой и рождается компромиссный договор с ветром - тяговая сила, двигающая вас вперед. Но сначала нужно «договориться» с ветром! Подобное знание имеет большое значение в серфинге, в жизни вообще и в моей работе, в частности.

Практически все готово к началу скольжения! Для этого нужно второй свободной рукой, что ближе к корме доски, несколько подтянуть за гик парус к себе, наполняя его, таким образом, ветром. Если парус пластиковый и с ребрами жесткости, то подтягивая парус к себе, нужно сделать резкий, небольшой амплитуды, рывок гика на себя, чтобы образовалось «пузо» паруса, улавливающее ветер. При этом, не нужно парус подтягивать в плотную к себе, нужно его выставить под углом к линии атаки ветра, ровно настолько, чтобы началось движение и насколько позволяют ваши физические возможности. Выдержать прямое попадание ветра в парус, особенно сильного, очень сложно, хотя опытные серферы иногда так и делают, чтобы максимально увеличить скорость или даже подпрыгнуть, пролететь над водой, они выставляют парус фардаком – перпендикулярно линии (направлению) атаки ветра. Если опыт и силы есть, то иногда можно идти и фардаком, поймав в парус всю энергию ветра. Важно для этого иметь опыт и правильно оценивать свои силы. Как всегда, впрочем, в экстремальной и рисковой ситуации.

Удерживая парус за гик двумя руками и одновременно, упираясь ногами в доску и как бы немного выталкивая ее вперед из-под себя, вы сообщаете доске толкающий момент, побуждающий ее скользить по воде. Наклоны же мачты с парусом к носу или к корме доски обеспечат вам повороты вправо или влево по курсу движения. Подтягивая второй рукой за гик парус к себе, вы сразу почувствуете эту силу – силу ветра, с которой вступаете в диалог, особенно, если ветер хорош и ровен. «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме бога одного…». Любил я в детстве эту пушкинскую сказку. Интересно, что необходимо не только искать компромиссы в противостоянии с ветром, удерживая парус, но и уметь довериться ему, особенно, когда он сильный. Стоять на доске вертикально, удерживать парус во время сильного ветра, обеспечивать ему противовес, используя для этого только мышечную силу рук практически невозможно (особенно, если ваш собственный вес невелик). Чтобы удержать парус на сильном ветру, зачастую, нужно «повиснуть» на парусе над водой, держась за гик, как на турнике, упираясь ногами в доску, согнув колени и чувствуя силу ветра, позволяющую, в зависимости также от вашего веса, висеть под большим или меньшим углом к воде спиной.

Этот противовес парусу, наполненному ветром, приводит серф в движение, а подобного рода доверие экономит силы и позволяет устоять в процессе этого движения при сильном ветре. Баланс противостояния и доверия, их единство и противоречие – диалектика серфинга! Награда же за нахождение этого баланса – это упоительное скольжение по водной глади со стремительным шелестом воды под доской, бурлящим белесым потоком позади нее. А, если повезет, то еще и бонус – стая резвящихся рядом дельфинов, сопровождающих твое движение своими радостными дельфиньими синусоидами. Наверное, природа чувствует твое состояние и откликается на него своей живой естественной радостью и движением. Как бывает порой сложно, но как важно находить каждый раз этот баланс внутри себя. Как важно находить его в жизни вообще и в работе с людьми, в частности! Особенно, когда имеешь дело со стихиями сильных чувств – аффектами, эмоционально заряженным поведением группы людей, например, в процессе ведения тренинга, когда «дуют», порой, очень разные ветра - чувства, взгляды на жизнь, сложный жизненный опыт, эмоциональные травмы, образующие «завихрения» и «смерчи» в человеческих коммуникациях. Только и успевай потом правильно выставлять парус, балансируя на неустойчивой поначалу поверхности человеческих отношений.

Впрочем, не менее сложно порой, когда пришедший за помощью человек, как бы заморожен, энергия отсутствует - ветер не дует в паруса жизни. Депрессия и витальная тоска в глазах, иногда хроническая… Много лет назад я разучил технику перемещения на серфе по морю в безветренную погоду, когда, например, внезапно стих ветер, а ты оказался далеко от берега или причала. В таких обстоятельствах, как выяснилось, можно и самому заполнять парус ветром. На всякий случай здесь отмечу, не углубляясь в подробности физики этого явления, что ветер – поток воздуха, перемещающийся в горизонтальном направлении. Парус то у вас есть и воздух, собственно, тоже ни кто не отбирал! Осталось решить вопрос с его «перемещением». Для этого, стоя на доске с поднятым парусом, при этом параллельным линии от носа к корме, сначала нужно плавно наклонить мачту с парусом вперед. Вслед за этим плавным движением «задней руки» от себя развернуть парус перпендикулярно линии движения и уже более резким и сильным скоординированным движением обеих рук подтянуть парус к себе, как бы загребая тем самым воздух.

Принцип движения тот же, что и на весельной лодке, только здесь гребете не веслом в воде, но парусом в воздушном пространстве. Ну и конечно так, примерно, можно понять, как устроен птичий полет. Скорость при таком передвижении крайне мала, но опыт интересный, а там, глядишь, ветерок и подоспеет. А если и нет, то рано или поздно вы доберетесь этим нехитрым способом до спасительного берега, где так же, рано или поздно, дождетесь хорошего ветра. Так вот, практически та же самая история и с «безветренными» клиентами. Аккуратно и не торопясь начинаем «грести» вместе, если конечно «доска» на плаву, а «парус» в сохранности и не нужно его латать. «Парус! Порвали парус!», - пел когда-то в своей «Песне беспокойства» Владимир Семенович Высоцкий. Пусть и невысокая, но, тем не менее, жизненная энергия, данная изначально нам природой, всегда явлена в той или иной степени в любом жизненно важном побуждении. Как-то ведь догреб человек до кабинета психолога с желанием решить свои проблемы!

Эта жизненная энергия проявляется, так или иначе, в самостоятельной активности клиента, направленной на себя, на специалиста, и на первых порах, иногда, нуждается она в поддержке и сопровождении. Эта энергия - целый спектр самых разнонаправленных вербальных и невербальных реакций, состояний и «томлений», при этом, порой, очень незаметных и трудно определяемых с первого взгляда, рвущихся наружу, ищущих внимания и адекватного понимания, отражения в контакте. И чем ты внимательней к этим «микро-томлениям», чем глубже в понимании их природы и смысла, чем точнее и адекватнее в их отражении, тем жизненной энергии в этом контакте становится больше – ветерок поднимается, и направление движения становится яснее. Так, в опоре на естественную жизненную энергию клиента, пусть пока и не очень явную, исследуя в диалоге с ним его личность, его жизнь, последовательно проясняя и устраняя причины угасания этой энергии, постепенно готовится его самостоятельный выход в открытое море жизни, порой бурное.
Только и делай потом, что наблюдай с интересом и удовольствием, как твой клиент, пусть поначалу и с опасением, оглядкой на тебя и при твоем сопровождении, выставляет свой парус по ветру, учится создавать ему противовес, все больше доверяясь его силе, скользит с большей и большей радостью по волнам. Сначала вдоль  берега, где спокойней и безопасней, потом мористей, где сильный ветер, скорость и риск. Или в любом другом направлении, но уже самостоятельно удерживая равновесие и договариваясь с ветром.

В.МОЖАЙСКИЙ, 2015 г.


НОВЫЕ КНИГИ ВЛАДИСЛАВА МОЖАЙСКОГО:

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР: просто о сложном или почти "все" о жизни за пару часов чтения

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: Экологическая психотерапия психосоматических расстройств

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: инструменты «тонкой настройки» для современных управленцев и предпринимателей