О женской красоте и пластической хирургии

Однажды я участвовал в роли эксперта-психолога в телеэфире на Москва-24. Поделюсь впечатлениями по этому поводу. Тема передачи звучала следующим образом - "желание человека быть (выглядеть) красивым" - вечная тема! Почти на уровне национальной идеи, причем международного масштаба. При этом идея, все больше и больше реализуемая сегодня в жизнь средствами пластической хирургии. Здесь нужно заметить, что женщины  африканских племен издревле занимаются, своего рода пластической хирургией, с детства вытягивая себе длинные шеи специальными кольцами, увеличивая отверстие в мочке уха, вставляя в нижнюю губу круглую деревянную пластину немалого диаметра. У них так поколениями заведено. Но вот в том, что «красота – это страшная сила», как выразилась героиня великой Фаины Раневской (кстати, весьма неформатной внешности), я в буквальном смысле слова «страшная» убедился сегодня в процессе жаркой дискуссии с другими участниками передачи - сторонниками пластической хирургии, а также при просмотре некоторых видеосюжетов на эту тему.

Передо мной промелькнули девушки с маленькой грудью или губами, обретшие себе, в процессе многочисленных операций, грудь или губы значительно бОльших размеров, женщины с носами тоже значительной величины, но уменьшившие их параметры, дамы с малыми и большими половыми губами, похоже, перепутавшими в своем внешнем виде свои названия, юная девица, сделавшая себе двадцать пластических операций, начиная с 18ти лет отроду, снискав себе, в итоге, сходство с египетскими мумиями, но решившая, что теперь-то она неотразима и прямо таки «хочет себя». Конечно, практически все из этих женщин утверждают, что теперь-то их личная жизнь наладилась, и отбою от мужчин нет. Может быть.

Я конечно не против того, чтобы женщина выглядела привлекательной. Ну как же без привлекательных женщин то?! При этом, в некоторых случаях, как травмы, ожоги и другие несчастья, приведшие к серьезным деформациям внешности, пластическая хирургия вполне уместна и даже необходима. Но, в данном случае, я поймал себя на чувстве глубокой жалости к представительницам лучшей половины человечества. Как быть с тем буквально медицинским фактом, что операция – это травма для всего организма (так уж мы устроены!), а не только оперируемого места, способная привести к общему ухудшению здоровья? Как быть с тем фактом, что немалый процент результатов операций, в лучшем случае неудовлетворительный, неудачный - получилось не то, что хотелось? Как быть с тем, что от людей известных, после пластической операции, остается часто лишь их известность? Знакомые же, уникальные, пусть и меняющиеся с возрастом черты лица, нарисованные гениальным художником по имени природа, исчезают под скальпелем значительно менее одаренного художника-хирурга. Лепится что-то расхожее, потоковое и неинтересное, опять же, в лучшем случае, в худшем – возникают непредвиденные эффекты, например, не закрывающиеся глаза, асимметричные перекосы лица и т.д. 

Не хотим, чтобы внешность менялась с возрастом, хотим оперироваться! Все настойчивей звучит сегодня с женской, но иногда уже и с мужской половины. Вот и появляются пожилые «барби» и «кены». Да уж, что тут скажешь! Страх возраста, в том числе старости, страх потери своей привлекательности, неуверенность в себе в этой связи и другие сопутствующие комплексы – основные ингредиенты невроза многих современных потребителей пластической хирургии, в том числе и женщин далеко не только бальзаковского возраста.
Для многих, полагаю, не секрет, как хорошо, интересно, неповторимо и глубоко привлекательно могут выглядеть люди, например, пожилого возраста, которым просто удается поддерживать в себе баланс здоровья и внутреннего и внешнего. «Лучшая косметика – влюбленность», - заметила когда-то одна из красивейших женщин итальянского кинематографа Джина Лоллобриджида. Вот оказывается еще один вечный рецепт красоты! Вопрос, можешь ли ты этим рецептом воспользоваться? Можешь ли любить, влюбиться при всей этой внутренней путанице относительно себя, своей внешности, жизни, отношений с противоположным полом, при всех своих комплексах, страхах и физических дискомфортах, возникающих на их фоне – при всём том, что невольно отражается в твоих глазах и часто отталкивает от тебя другого человека? По меньшей мере, не делает привлекательней для другого, если, конечно, «другой» умеет видеть немного дальше пределов внешности. Все это - трудные вопросы, для многих, особенно сегодня, «в эпоху большой нелюбви», как сказал поэт.

Красиво стареть, ценить себя и принимать таким, какой ты есть сегодня нужно уметь. А это как?! Ответа на этот вопрос у многих нет. Да и вообще, нужны ли эти ответы? Сегодня проще отрезать от себя кусок чего-нибудь или пришить, чем внимательно и правильно поддерживать свое здоровье. И физическое и психологическое. Предложений от пластических хирургов, навязываемых современной коммерциализированной модой, навязчиво диктующей, как ты должен или же должна выглядеть, предостаточно. 90-60-90 – и ты в полном порядке! Вот и режут себя прямо по живому, кромсают, перекраивают, вспарывая все что возможно вспороть, испытывая боль, рискуя своим здоровьем. Какая-то есть в этом во всем сермяжная трагикомедия нашей жизни, где люди с помощью скальпеля пластического хирурга неистово ищут в себе возможность и способность любить, быть любимым и нужным. Когда все, иногда, значительно проще.

Ну, а в качестве поэтической иллюстрации вышеизложенных впечатлений и мыслей – замечательный, обаятельный и любимый многими актер Константин Райкин, кстати, тоже совсем не Ален Делон, изумительно, по-моему, читающий стихотворение одного из моих любимых поэтов Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» (см. на You Tube)