Доктор внутри нас. Антропологическая медицина
альтернативные (психологические) методы восстановления и поддержания
Если есть несколько врачей, из которых один лечит травами, другой ножом,
а третий - словом, прежде всего, обратись к тому, кто лечит словом.
Гиппократ

Формирование индивидуального и общественного сознания, психики, в своей индивидуальной и общественной истории, как мы видим, претерпевает самые разные воздействия на него, сложные и драматические перипетии, с которыми сознание и психика справляются, а справляясь развиваются, оздоравливаются, либо же напротив – не справляются и задерживаются в своем развитии, деградируют, искажаются, мутируют, в итоге, разрушая самого человека и окружающий его мир. В этом смысле, и закономерная «особенность» современной, симптоматически и фармакологически ориентированной медицины[1], исторически сформировавшейся в определенных социокультурных условиях, заключается в том, что она продолжает входить в системное противоречие с естественными природными законами и механизмами поддержания и восстановления здоровья, с принципами врачевания, провозглашенными еще Гиппократом и другими великими врачами прошлого[2].
Осуществляя эту деятельность, специалист, без каких-либо посредников, напрямую вступает в терапевтический контакт с обратившимся к нему за помощью человеком, вступает в контакт с его аутентичной жизнеобеспечивающей функцией эмоционально-психологической и физической регенерации – функцией самовосстановления организма и психики, поддерживая ее, сопровождая и развивая способность человека к более осознанной, компетентной и творческой саморегуляции в тех или иных обстоятельствах его жизни. Основным терапевтическим средством данного лечебного процесса (так же, в отличие от медицинской антропологии) является диалоговая психопрактика, включающая разные уровни сложности и разные инструменты построения такого диалога.
Таким образом, антропологическую медицину можно рассматривать в качестве интегративного (целостного экологического) подхода в области здравоохранения, сближающего психотерапию и доказательную медицину. Психотерапия, самим своим понятием претендующая на терапевтический процесс (терапи́я - др.греч. «θερᾰπεία» - врачебный уход, лечение), на терапию человеческой души, психики, личности, далеко еще не непознанных и, возможно, априори непознаваемых, имеет в данном случае шанс избавиться от некоторой «методологической самонадеянности» и абстрактной неприземленности в вопросах целения души и тела. Психотерапия имеет шанс обрести вполне предметные методические очертания в работе с психологическим и физическим здоровьем данного конкретного человека. Современная же доказательная медицина, расширив свой терапевтический арсенал и методологию в вопросах человеческого здоровья, обратившись к богатому научно-практическому опыту глубинной психологии и психотерапии, в свою очередь, имеет шанс отойти от узко специфичного, утилитарно-технологического подхода в работе с «субстратом» человеческого организма, для того чтобы «лечить не болезнь, но больного» (по Гиппократу).
В.Можайский
-------------------------------
[1] По данным Московского городского центра токсикологии НИИ им Н.В.Склифосовского, около 73% всех отравлений в Москве составляют именно лекарственные. По данным ВОЗ, смертность от лекарственных отравлений при применении синтетических лекарств, находится на четвертом месте в общей структуре смертности населения развитых стран, в которых они применяются в медицинской практике наиболее широко и часто (Лечить по Гиппократу, Справочник практикующего врача (третье издание), НЦИМ, М., 2018, С.32).
Очевидно, что традиционные медикаменты не устраняют причину болезни, купируя лишь симптомы, тем самым, не дают организму, его иммунной системе самостоятельно справиться с недугом, в опоре на естественную природную функцию регенерации и иммунной защиты. Не дают возможности самому человеку задуматься также и о причинах болезни, что часто искажает, затормаживает процесс его развития и адаптации или даже поворачивает этот процесс вспять.
Современная фармакология научилась достаточно быстро устранять физический или психический дискомфорт без оглядки на его причины, отрицательные побочные эффекты, включая лекарственную интоксикацию организма и психологические нарушения в виде потери здорового физического и психологического самоощущения, счастливого мироощущения.
Совершенно не случайно сегодня наблюдается все более активное использование гомеопатии, в том числе врачами традиционной медицины. Очевидна вновь возрастающая популярность гомеопатии в развитых странах и в нашей стране, а некоторые принципы гомеопатического лечения успешно включаются и в психотерапевтическую практику.
[2] При том, что всегда есть обстоятельства, при которых применение лекарственной фармакологии, хирургического вмешательства часто оправдано и необходимо, например, в таких случаях, как тяжелое течение болезни, с которой организм данного конкретного человека не справляется самостоятельно, тяжелые травмы, эпидемии. Но означает ли это, что такого рода лечение болезни должно быть общим правилом на все случаи жизни (болезни)?
[3] Под естественными процессами регенерации понимается буквально самостоятельная биологическая способность организма справляться с теми или иными заболеваниями, травмами (подобно тому, как зарастает ссадина на коже, срастается поломанная кость и т.д.), а также понимается непроизвольная способность психики к самовосстановлению («время лечит душевные раны»). Задача специалиста понять, как устроена аутентичная функция регенерации обратившегося за помощью человека, каковы ее слабые и сильные стороны, искажения, при каких условиях эта функция активизируется, а при каких угасает, задача специалиста найти адекватные личности и организмическим особенностям клиента или пациента (если речь идет о стационарном лечении) способы самостоятельного поддержания и развития этой функции.
[4] Философские и этические аспекты антропологической медицины, ее становление и развитие в «философско-медицинском дискурсе», освещены в докладе Е.И.Аверкиной «Антропологическая медицина: горизонты свободы и ответственности» (сборник тезисов докладов и сообщений участников шестой ежегодной конференции «Философские проблемы биологии и медицины: свобода и ответственность», Москва, Принтберри, 2012). Еще ранее, вопросы "антропологизации медицинского знания" были затронуты Курсаковым В.И. Антропологизация медицинского знания // Человек постсоветского пространства. , Выпуск 3 / Сборник материалов конференции. Под ред. В.В. Парцвания Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2005. C.307-312.
Более подробно по теме, с описанием случаев из психотерапевтической практики, в авторской статье "Экологическая психотерапия психосоматических расстройств личности", в разделе "Печатные работы - Актуальные статьи", а также в одноименной монографии в разделе "Печатные работы - Авторские книги".