О кризисе

 «Краткая история» и психология кризиса
(взгляд на проблематику под «другим» углом)

 История показывает, что кризисы как социально-экономические, так и индивидуальные (личностные) — это естественное, регулярно повторяющееся явление социальной и индивидуальной человеческой жизни. Она же демонстрирует, что существует два основных исхода прохождения кризиса: деструктивный и конструктивный. В первом случае — разрушение существующей системы либо личности в результате нарушения определённых социально-экономических, психологических, биологических закономерностей и основ жизни, вызывающего потрясения, вплоть до полного уничтожения. Во втором — кризис роста — трансформация (порой болезненная) системы, личности, видоизменение и развитие с учётом новых возможностей и условий жизни. Очевидно, что кризисные явления порождаются, как правило, рядом различных неразрешённых противоречий (политических, социально-экономических, внутриличностных), которые по мере накопления и создают напряжённые и кризисные ситуации. Масштаб кризиса, как правило, находится в прямой пропорции к количеству и характеру неразрешённых противоречий, что вполне естественно. При этом, кризису, как правило, предшествуют соответствующие предкризисные события. Если люди не решают возникающие перед ними актуальные проблемы, то проблемы, рано или поздно, начинают решать их самих, - гласит психологическая поговорка. И чем дальше, тем чаще и основательней… Далеко за примерами ходить не нужно. Экономика, политика, социальная сфера разных стран, экология перенасыщены различного рода конфликтами, в том числе военными, проблемами, противоречиями и нерешенными задачами. Что говорить о современном человеке, живущим в этих условиях и от них зависящим.

   Проявления современных кризисов носят комплексный и многофакторный характер. На «поверхности» же мы можем наблюдать признаки «двойной игры» — искусственного нагнетания обстановки различными политическими и экономическими силами в противостоянии друг с другом и в своих интересах. Страх, паника также могут выступать в качестве инструментов воздействия. Кто постоянно испытывает чувство страха - тот ослабевает, рано или поздно сдаётся, расчёт, в таких случаях, делается именно на это. Всё это – манипулятивные методы борьбы за политическое и экономическое влияние, захват рынков, но «другими средствами». Сам кризис и его объективные причины в данном случае вторичны, они могут выступать для тех или иных сил в качестве потенциального «друга» либо «врага». Как известно: «кому — война, а кому — мать родна». Подобные политические и экономические процессы являются сегодня предметом изучения, в том числе, политической патопсихологии.  
   
   Первичные причины кризиса в нежизнеспособности существующей модели социально-экономических и политических отношений, в которой количество порождаемых ею противоречий переходит в качество всеобщего коллапса по самым разным направлениям. Данный коллапс, похоже, демонстрирует несостоятельность некоторых психологических установок или стереотипов, в рамках которых, главным образом и существовали до сего дня и пока во многом продолжают существовать экономика, политика, бизнес. Если быть более точным, то скорее в рамках искажённо понятых и искажённо сформированных установок: «политика, экономика, бизнес — это либо ты - либо тебя», «цель бизнеса — прибыль», «бизнес должен расширяться», «деньги должны работать», «в политике и бизнесе не обойтись без обмана, давления и манипуляций» и т.д. «Истинность» подобных установок приобретает сегодня наиболее ярко выраженную несостоятельность и ограниченность (видимо, совершенно не случайно сегодня получило широкое распространение такое явление, как «дауншифтинг», о котором говорилось в первой главе).

По-прежнему, развитие экономики сегодня вообще, как и любого рода бизнеса в частности направлено, главным образом, на расширение и экспансию. Мало кто задумывается, что в рамках подобного подхода – дисбаланса между экстенсивным и интенсивным развитием экономики изначально заложен кризис, причем кризис отнюдь не конструктивный. Что такой подход неизбежно влечет бездумное масштабирование экономики и бизнеса, привлечение все большего объема финансовых, других материальных и человеческих ресурсов, порождает огромное количество примитивных и, часто, деструктивных стратегий и тактик в бизнес-деятельности. Подобный подход в экономической деятельности практически повсеместно возведен, в известной степени, в ранг закона, определяя стиль и характер экономического поведения людей в разных сферах. И уже не важно, в данном случае, идет ли речь о начинающем предпринимателе, предлагающем свой бизнес-продукт и сломя голову «носящемся» по интернету и социальным сетям, добывающем клиентские базы и начинающем «бомбить» своими рекламными спамами и «холодными звонками» всех, кому это надо и не надо. Или же речь идет о нефтедобывающей компании, находящейся в поиске все новых и новых месторождений, бесконечно размножающихся в ущерб природе антиэкологичных производствах. Или же о любой другой компании, построенной, например, по принципу сетевого маркетинга, пирамиды, живущей, главным образом, за счет поступления «свежей крови».

Этот закон настолько силен, что действует повсеместно, часто в том числе и в человеко-ориентированных, помогающих профессиях, по сути, переворачивая с ног на голову характер взаимоотношений специалиста со своим клиентом, заставляя «инженеров душ человеческих», гоняться за «рынками сбыта» своих услуг, клиентами, их количеством, смещая, таким образом, акценты в своей деятельности с развития в профессии на развитие в маркетинге, причем маркетинге часто сомнительного толка. Многие человеко-ориентированные помогающие практики появились в нашей стране и «развиваются» именно по этому сетевому принципу, с соответствующими последствиями, которые ещё предстоит осознать. Если удастся конечно… К слову сказать, этим же часто занимаются и дельцы от религии, хорошо зарабатывающие на своей пастве и стремлении людей к вере, не обременяя при этом себя накопленными психологическими знаниями в частности и пониманием мироустройства вообще, так нужными любому человеку, особенно страждущему.

Отсюда и второй кризисогенный фактор – стремление заниматься частными вопросами в разных сферах человеческой жизнедеятельности без понимания ее общих фундаментальных вопросов – закономерностей  индивидуальной психической и социальной деятельности человека, биологических и физических законов жизнедеятельности организма, общегуманитарных вопросов культуры и многого другого, что составляет методологию решения частных вопросов. Вас будут учить «правильно» относиться к своему времени, выступать перед аудиторией, быть лидером, коммуницировать, быть стрессоустойчивым, клиентоориентированным, активно продавать или вести переговоры, читать молитвы и соблюдать церковные обряды и т.д., «переливая из пустого в порожнее». Не научат только главному – умению понимать себя, быть честным с самим собой, умению учиться тому, что действительно для тебя актуально, меняться и развиваться – всему тому, на основе чего, собственно и вырастают вышеперечисленные и многие другие способности и компетенции. Поэтому часто и выглядят результаты такой работы, как «замок на песке» – смотрится красиво, но стоит недолго на зыбком фундаменте.

Конечно, научить пониманию фундаментальных вопросов не просто, особенно, когда очередной «специалист», «попечитель», «наставник» сам этого не умеет и этого не знает. Умеет лишь красиво говорить об этом.  Отсюда и третий фактор – преобладание внешней привлекательности «бизнес-продукта» наряду с дефицитом его качества. При низком уровне экономической и психологической культуры, это «работает» хорошо и дает ситуативный заработок, лишая правда перспективы. Этих трех факторов вполне достаточно, чтобы экономика или любого другого рода бизнес-деятельность деградировали в итоге или, в лучшем случае, наступали на одни и те же «кризисные грабли», не развиваясь при этом в постоянном исследовании и поиске баланса между экстенсивным-количественным и интенсивным-качественным характером развития.

  В такой ситуации большое количество людей активных и деятельных, занимающихся экономической деятельностью, по сути, постоянно испытывают эмоционально-психологический дискомфорт, находясь либо в непосредственном контакте с событиями его вызывающими либо в состоянии ожидания этих событий, что, зачастую, более чревато негативными последствиями для психического и физического здоровья. А разве может себя чувствовать иначе нормальный человек, находящийся в условиях хронического противостояния, манипуляций, угрозы разорения и уничтожения, вплоть до физического? В условиях часто агрессивно навязываемых кризисогенных стратегий экономической деятельности. Отсюда, как следствие, злость и агрессия и уже далеко не только оборонительного характера.

Многие знают, что есть «лучшая защита» - конечно нападение, и что нужно, чтобы «хотеть мира» — «готовиться к войне»! Эта философия, по сути, философия страха и взаимного недоверия, насилия и неспособности к сотрудничеству стара, как мир. Она вполне продолжает приживаться и сегодня, приобретая характер доминирующей, привнося в человеческие отношения всё больше недоверия и, как следствие, всё большее противостояние. Значительная часть тех, кто относит себя к экономической и политической элите сформировалась, по сути, в условиях вышеописанной доминирующей философии. Они, вероятно, иного и не знают, иного не ожидают и от других.  Вполне естественно и закономерно, что свои ценностные установки «сильные мира сего» также активно проводят в жизнь, формируя свою среду обитания, активно используя экономические и политические средства, государственные институции, законодательную базу, что, в данном случае, вполне естественно с позиции видовой адаптации. При этом, основные задачи, которые преследуются, прежде всего, это достижение собственных политических, экономических целей, стратегий и реформ, без оглядки на других, а также контроль с целью удержания своего доминирующего положения. Средства достижения своих целей соответствующие. А как же иначе?

В таких условиях, другие ценностные установки и взгляды на жизнь, которые входят в противоречие «доминирующей философией», в лучшем случае, игнорируются, порицаются, обесцениваются вместе с людьми, которые этими иными установками обладают. Во всех остальных случаях, эти «иные» люди и эти «иные» установки находятся под прессингом, замаскированном, в том числе, в формы общепринятых взглядов на жизнь и даже «мораль». Чего только стоит, к примеру, философия воспитания детей, построенная на наказании, педагогика, воспевающая насилие взрослого по отношению к ребёнку, где тем она эффективней, чем меньше ребёнок. Подобного рода "педагогика" нашла свое критическое отражение, в том числе в психологических трудах и психологической практике, в различных видах творчества представителей самых разных культур, многие из которых испытали на себе действие такой педагогики (наиболее яркими иллюстрациями подобного рода педагогики в литературе и музыке, далеко не единственными в этом роде, на мой взгляд, являются ранняя повесть Г.Гессе "Под колесами", а также известная композиция группы Пинк Флойд "Стена"). Эту «педагогику» сегодня проповедуют, к сожалению, и некоторые представители отечественной «культурной элиты».

Вполне объяснимый и естественный протест человека против такой морали воспринимается, как нечто неправильное, направленное против общества и, соответственно подвергается осуждению, опять же, в лучшем случае. В таких обстоятельствах, у большей части людей даже и близко не возникает сознательного стремления узнать, что существуют другие формы жизни, общения, воспитания, заработка денег, построения отношений и т.д. совсем не в форме хронической борьбы за выживание и взаимного насилия. Единственным напоминанием об этих формах жизни становятся закономерные в таких обстоятельствах психологическое и физическое истощение, ухудшение взаимоотношений, потеря близости и искренности между людьми и, конечно, тоска по всем этим потерям. А чему удивляться? 

   Очевидно, что кризисные ситуации возникают и развиваются и в связи переизбытком именно насилия в разных областях человеческой жизни, в том числе благодаря неявному присутствию разных форм насилия в различных социальных средах. При этом тех средах, которые традиционно принято считать «культурными», «духовными», «цивилизованными», имеющими сильное воздействие на человеческое сознание и, как следствие, формирующими определённый стиль поведения, отношение к людям, окружающему миру.  К примеру, стремлением влиять, поучать, перекраивать и переустраивать человека и жизнь, манипулировать сознанием людей с разными целями давно отмечено уже «главное из искусств» – кинематограф, активно манипулирующий сознанием. Здесь же и наука, развивающаяся часто не ради жизненно необходимого обществу знания, но исходя их потребностей власти, политики и коммерции, приводящая зачастую к техногенным катастрофам и деструктивным последствиям для среды обитания человеческой популяции. Литература, изобразительное искусство, музыка исторически являются дидактичными, намеренно манипулирующими человеческими чувствами. Рассказывая о жизни порой талантливо и тонко, в то же время хронически поучают, порицают и директивно указуют. Да и церковь сама, призванная к совершенно иным задачам (если отталкиваться от сущности любого вероисповедания), порой по-прежнему, продолжает свою экспансию в борьбе за власть над человеческим сознанием и, часто, просто материальные ресурсы.

Вышеозначенные области человеческой деятельности активно используются в качестве инструментов намеренного влияния на человеческое сознание и решения определенной группой каких-либо своих задач. В этот перечень вполне вписываются и современное образование, педагогика, здравоохранение. Подобное происходит и во многих других областях человеческой деятельности, где эта «деятельность», в лучшем случае, игнорирует особенности и потребности конкретных людей, перекраивая их под себя и в связи с очередными реформами и задачами, носящими часто абстрактный и отвлеченный от конкретных человеческих потребностей характер. Вот вам и культ насилия в объёме и масштабе! И жизнь действительно протекает исключительно по закону Джунглей – «дарвиновской» борьбы за выживание, которым часто оправдывают свои действия и деловые люди и многие «духовные водители» общества, любящие мелькать в телевизоре со своими очередными «мудрыми» заявлениями. К слову сказать, что касается борьбы за выживание в природе, в животной среде, к примеру, достаточно распространены естественные явления взаимного безусловного принятия, слаженного взаимодействия, взаимовыручки и миролюбивого отношения животных к себе подобным. Природная среда показывает (впрочем, всегда показывала) человеку, как можно организовывать свою жизнь. Далеко не всегда только мы это воспринимаем и понимаем. 

    Не потому ли в таких условиях тотального насилия так исторически сильны в нашем обществе тенденции все перекроить и переустроить, реформаторские настроения, также носящие часто насильственный революционный характер, а так называемые «цветные революции» часто выступают уже в качестве отработанного инструмента получения прибыли определенными экономическими кланами? Не по тому ли гипертрофированному и хроническому стремлению к реформам и попытке перекроить жизнь «по-новому» противостоят такие же гипертрофированные и хронические консерватизм и бюрократия, пытающиеся сохранить стабильность (безусловно, также мнимую). Неужели, раскачки от махрового реформаторства к такому же махровому консерватизму, приводящие к социальным, экономическим, экологическим катастрофам, демографическим провалам, деградации, психическим и физическим болезням людей и есть «особый путь» страны? Невольно вспоминается В.С.Высоцкий со своим «всё не так, ребята...».

   Мы значительно, в данном случае, отличаемся от практично-приземлённого Запада, создавшего в условиях кризиса «штаб фронта» и начавшего, пусть даже с элементами паники организованно справляться с пришедшей «бедой». Их можно понять! Политические и экономические общественные системы, ориентированные, главным образом, на потребление и расширение рынков лишаются вдруг благоприятных условий для дальнейшего устойчивого существования общества этого самого потребления и расширения. То, что происходит вполне естественно - Земля имеет свои границы! И, если у «них» есть паника по поводу кризисов, то главным образом она связана, похоже, с переживанием неопределённости и незнанием того, «КАК?!» жить дальше, если учесть ещё, что именно такая жизнь привела к такому кризису. Конечно же, эффект «общей беды» мобилизует и, по-своему, терапевтичен. Тут и единение правительства с народом, и взаимовыручка, и командная слаженность, и мозговой штурм, и свои герои, конечно же. И всё это на «бездушном», «разобщённом», «индивидуалистичном» Западе! Как говорил Михаил Жванецкий об отсутствии взаимовыручки и поддержки между нашими людьми: «большая беда нужна..., но об этом можно только мечтать!».   

   Что касается населения России, паника в связи с кризисом наиболее выражена, главным образом, лишь у той его части, которая успела прикоснуться и привыкнуть за некоторое время к деньгам и тому, что можно на них потребить. Насколько можно судить о географии этой счастливой части населения, то всё же она (география вместе с населением) пока в основном ограничены МКАДом, исключая некоторые островки благополучия на территории России, выросшие благодаря местным природным ресурсам. Отчасти, эта паника происходит по «западному образцу», но, похоже, уступает по критерию всеобщей мобилизации. Количество людей, живущих по западному уровню достатка и привыкших мыслить жизнь исключительно потребительскими схемами у нас возможно меньше, чем у них. Хотя...?   

    Перефразируя сказанное профессором Преображенским в отношении разрухи в «Собачьем сердце» Михаила Булгакова можно сказать, что кризис, прежде всего, он в головах, а происходящее вокруг нас и с нами - яркая тому иллюстрация. Виноватых в том, что происходит нет по той простой причине, что не всегда человек властен над собой и не всегда «ведает, что творит». Не всегда люди понимают, что ими движет и к чему это может привести. Поэтому не так всё просто... Но всегда, любой человек может, при желании, научиться понимать себя лучше, знать, чего он хочет на самом деле и как этого достичь, не впадая в неразрешимые противоречия с самим собой, окружающим миром и другими людьми. Всё «под рукой» и в этом смысле всё очень просто... 

 Очевидно, что  систему или социальное устройство создают люди (не марсиане же!), вступающие в социально-экономические отношения и выстраивающие законы, правила этого взаимодействия, структуры, государственные институты, контролирующие это взаимодействия. В определенный момент допускается так называемая «системная ошибка», связанная, в том числе и с «качеством» людей, вступающих в это взаимодействие, с их культурными особенностями, опытом, образованием, воспитанием, взглядами на мир – мировоззрением и системой жизненных ценностей. И мы имеем то, что имеем – «капитализм без человеческого лица». Данная социально-экономическая система с определенным «характером», становясь доминирующей, формирует соответствующие подходы к бизнесу и взгляды на него («формирующая роль среды»). Возникает системный замкнутый круг, который непременно влечет за собой накапливающиеся противоречия и конфликты. Это и ведет, в итоге, к локальным и глобальным кризисам, так как подобная «организация» социально-экономической жизни, построенная, главным образом, на экспансии, насилии, жадности и амбициях, вступает в противоречие с естественными индивидуальными, социальными и природными эволюционными процессами. Вступает в противоречие с естественным повседневным ходом жизни вообще, в котором и проявляются потребности любого психически здорового человека в развитии, самопознании, счастье, здоровье, самореализации, любви и мирном сосуществовании.  

Конечно же, очень сложно что-либо перестраивать в общественном, государственном механизме со своими хроническими неисправностями и ржавчинами, а также раскачиваниями из одной крайности в другую - «доброй» традицией русского менталитета и уклада общественной жизни. Таким механизмом нужно уметь эффективно управлять. Вопрос, каким образом это делать? Но нужны ли какие-либо государственно-идеологические манипуляции сознанием всем, кто с душой занимается своим делом, любит и знает его? Зачем им идеологический контроль над их жизнью? Ведь бесспорно, что для всех этих людей есть, скорее всего, одна «идеология» – свое призвание. Именно эта «идеология» и формирует в людях гражданскую позицию и культуру, творческое отношение к жизни, удовлетворённость моральную и материальную, а отсюда и любовь к своей стране, в которой все это возможно. При этом, найти своё призвание – это не фантастическая задача. Вот, что пишет по этому поводу испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет:

«Удивительное слово! Ведь в каждом из нас и вправду звучит беззвучный внутренний голос, призывая нас каждую секунду быть таким, а не другим. Призвание – это внутренний императив, определяющий наше бытие, подсказывающий нам, что мы должны делать, чтобы совпасть с нашим подлинным «Я». Чаще всего, мы изменяем самим себе, не слушаем голоса призвания и, вместо того, чтобы стремиться быть, отказываемся быть.».[1] Призвание - это естественный результат естественного развития человека в благоприятных для этого развития условиях, это воплощение и реализация его талантов, его потенциала, проявляющегося поначалу в виде интереса, стремления, любви к какому-либо виду деятельности, позже в виде выбора профессии и получения радости от своей работы, востребованной в обществе. Порой - это результат сложной жизненной дороги, которую проходят далеко не все:

…На что моя горечь, всезнанье и злоба?
На что этот стих, закусивший губу
И жизнь, что не довоплотилась в судьбу?
(Геннадий Русаков)

В.МОЖАЙСКИЙ 
(2008 г., 
отредактированный вариант статьи)

------------------

[1] Хосе Ортега-и-Гассет, Веласкес. Гойя, М., Республика,1997.

продолжение статьи>>



НОВЫЕ КНИГИ ВЛАДИСЛАВА МОЖАЙСКОГО:
 
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР: просто о сложном или почти "все" о жизни за пару часов чтения

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: Экологическая психотерапия психосоматических расстройств

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: инструменты «тонкой настройки» для современных управленцев и предпринимателей