Дети и Время
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК – РАССКАЖИТЕ ЧАСИКИ: ЧТО и КАК?
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Настей вместе,
Но часы висят на месте.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Настей вместе,
Но часы висят на месте.
(В.Орлов).
И правда, что это за загадочные стрелочки: тоненькая - путешественница тикает часто, длинненькая помедленней, а вот коротенькая совсем, как черепаха ползет вперед? Странно, взрослые говорят, что часы идут, а они висят на месте? Эти и многие другие смешные для нас вопросы малыши задают, познавая время. Ведь для детей, не ориентирующихся во времени или только начинающих изучать стрелки часов, время течет не как у взрослых. Пока они только понимают, что бывают утро, вечер, ночь.... На первый взгляд, взрослым кажется очень сложным научить свое чадо понимать который час. Но на самом деле, обучение происходит в естественной ситуации, а это очень просто.
Какие существуют способы, с помощью которых родители сами могут научить своих детей понимать время? Нужно ли это вообще детям и зачем? Об этом и многом другом, нам рассказывает психолог Владислав Можайский.
Все дело в последовательности
Учить своего малыша разбираться в часах в первую очередь необходимо с самого понятия времени. А это имеет смысл начинать с самого раннего детства. Любая мама знакомит ребенка со временем в процессе повседневных бытовых занятий и игр, иногда даже не подозревая об этом. Каждое утро ребенок слышит: «Просыпайся, малыш, пора вставать», «Иди, умывайся, чисть зубки, и мы будем завтракать», «После завтрака, нужно собираться в школу», «Вечером, когда папа придет с работы, все вместе поедем к бабушке на дачу», «На выходных до обеда, сделаем с тобой уборку в доме, а после обеда поедем в зоопарк»… Постепенно, после большого количества повторений, малыш усваивает, что все события в жизни происходят последовательно. Он уже понимает, что утро наступает после темной ночи, и любимых слов мамы: «Проснись…», а ночь - после светлого дня и приключенческой сказки про «Гусей-лебедей».
Родители должны чаще говорить со своими детьми. Помните, что самые обыкновенные фразы, которые ребенок слышит от взрослых: «Доброе утро», «Спокойной ночи» - помогут ему быстрее научиться ориентироваться во времени суток. Родители могут акцентировать внимание малыша на любую последовательность, где ясно видно, что было сначала, а что потом. Расскажите ему коротенький стишок, про распорядок детского дня.
Приучай себя к порядку,
Помни утром про зарядку.
Помни утром про зарядку.
Днем настойчив будь и смел,
Чтобы сделать много дел.
Чтобы сделать много дел.
Начал вечер наступать,
Сам решай во что играть.
Сам решай во что играть.
Ночь придет - ложитесь спать:
Пес на коврик, ты в кровать.
Пес на коврик, ты в кровать.
Можно рассказать сказку, в которой ребенок будет следить за последовательностью, можно вместе приготовить обед, объясняя, что за чем нужно чистить, резать, тушить, а можно посадить в цветочном горшке какое-нибудь культурное растение и наблюдать за его ростом. Таким образом, первоначальное овладение временем у детей происходит через наблюдение за окружающей средой в естественных бытовых условиях.
Кстати
Как предмет, часы начинают интересовать детишек примерно с трех-четырех лет. Девочки, например, увидев красивые часы у своей мамы, непременно захотят иметь на своей ручке такие же. Конечно, в таком возрасте, дети еще не разбираются в стрелках часов, но в элементах игры практически всегда присутствует ориентир на время. Малышки говорят своим куклам: «Так, уже девять утра, сейчас ты, Дашенька, будешь кушать кашку манную, а после завтрака мы будем с тобой играть». И пускай пока эта девочка не будет понимать время, пускай она повторяет пока мамины слова, но в этом возрасте у нее уже развивается последовательность мышления, а это значит, что к шести-семи годам она будет понимать часы без особого труда.
То, что было…То, что будет…То, что есть…
Прежде чем изучить часы, очень важно познакомить ребенка с прошлым, настоящим и будущим временами. Дети любят слушать то, что им понятно. Поэтому чем проще вы будете им рассказывать, тем с большим интересом они будет слушать. Приведите пример, что сейчас, когда вы играете – это в настоящем времени, а, вот, летом вы ездили на море – и это уже в прошлом, а, когда наступит зима, и будет идти снежок, вы купите елку и будете все вместе ее наряжать – это будет в будущем, то есть через какое-то время. С помощью простых жизненных примеров, ребенку будет легко научиться понимать суть этих понятий.
Времена года
Понимание ребенком времен года, дней недели, месяцев также является немаловажным в подготовке к изучению часов. Нужно не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года, но и наглядно объяснить те перемены, которые происходят с погодой и природой весной, летом, осенью, зимой. Разъясните, что существует семь дней недели, пять дней из которых, когда люди работают и два выходных. С превеликим удовольствием карапузы любят слушать объяснение мамы или папы на тот или иной вопрос на своем детском языке, то есть с помощью забавных стишков и коротеньких сказок.
Для запоминания 12 месяцев можно рассказать ребенку следующий стишок.
Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь - тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит - и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.
Для запоминания дней недели расскажите своему малышу веселый стишок
Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка-среда -
Третьим днём была всегда.
А четверг - четвертый день -
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница-сестрица -
Очень модная девица.
А в субботу - день шестой -
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний - воскресенье -
Назначаем днём веселья.
Завтра снова детский сад
Ждёт-пождёт своих ребят.
Познаем часы
Итак, Ваш малыш освоил последовательность событий, прекрасно ориентируется в днях недели, во временах года, в прошлом и настоящем, самое время открыть для него загадочные часы. Но для этого, конечно же, ребенок должен разбираться в цифрах, и уметь считать, выстраивать их по порядку от 1 до 12, наносить цифры на циферблат. Как правило, в шесть – восемь лет (как раз тот возраст, когда ребятишки с большим интересом познают время) уже все дети умеют это делать. Лучше всего, объяснять на больших учебных часах с большими стрелками и четкими делениями. Они продаются в магазинах учебных пособий и в магазинах игрушек. Но можно вместе с ребенком смастерить часы из бумаги. Пусть они получатся у вас большими и яркими, с крупными цифрами и четкими делениями. Стрелки для самодельных часиков вырезаются картонные и закрепляются в центре круга. По длине и цвету они должны сильно отличаться друг от друга. Объясните ребенку, что у часиков есть три стрелки-путешественницы, и о том, что они вертятся всегда в одну сторону и показывают время, а еще они ходят в гости к цифрам.
Свой рассказ сопровождайте действиями: “Посмотри, сейчас большая стрелочка пришла в гости к числу “2”, а маленькая к числу “6” и т.п. Расскажите, что маленькая часовая стрелка любит погостить у чисел, поэтому движется очень медленно. А длинная минутная – всё время куда-то торопится. Поэтому, успевает сделать полный круг, пока часовая проходит от одного числа к другому. После рассказа попросите малыша “проводить” стрелки в гости к кому-то из чисел.
Освойте сначала часовую стрелку, а потом уже минутную. Не забудьте рассказать, какую функцию выполняет секундная стрелка. Расскажите, что маленькая часовая стрелочка, стоящая на цифре "1", обозначает один час, на цифре "2" - два часа и т.д. Поясните ребеночку, что бывает час ночи и час дня (пока не нагружайте понятием "13" часов).
Расскажите малышу, что час состоит из 60 минут – именно столько времени требуется минутной стрелке, чтобы обойти все “гостеприимные циферки”. Обратите внимание, что до каждого числа стрелка идёт пять минут. Потренируйте малыша в счёте “пятёрками” (5, 10, 15) сначала до 30, а потом до 60 (сначала по ходу часовой стрелки, потом – против хода). Когда ребёнок всё это хорошо усвоит, познакомьте его с понятиями “половина” и “четверть”. Объясните, что если часовая стрелка стоит между 2 и 3, это означает "половина третьего", а если минутная стоит на 15 минутах – то это и будет четверть часа.
Учите малыша считать часы и минуты не только в прямом, но и в обратном порядке.
Установите на учебных или на самодельных часах какое-нибудь время, например, 7.00. Попросите, чтобы Ваш маленький ученик указал на длинную минутную стрелку: «Покажи, где минутная стрелка, самая длинная?». «Правильно, она по серединке, на двенадцати». После попросите его указать на самую коротенькую, часовую стрелку. «Правильно! На семи. Значит который час?» Не торопите ребенка, пусть он подумает. «Правильно, семь часов утра. Какой ты умница!». Закрепите правильный ответ примером из жизни. Скажите, например, что в это время ты должен просыпаться. «А вот, смотри, если большая стрелка будет на двадцати минутках, сколько тогда будет время?» можно не дожидаясь ответа малыша сказать: «Верно, семь часов двадцать минут!» «В это время ты завтракаешь». Это могут быть разные эпизоды из жизни. При таком объяснении, ребенок будет с радостью задавать познавательные вопросы, а Ваша задача все долготерпением повторять, разъяснять и показывать. Не требуйте, чтобы ребенок запоминал все точно до минуты. Не проблема, если сначала ребенок будет называть примерное время "почти два часа", "чуть меньше двенадцати", "половина первого". Расскажите, что большая минутная стрелка показывает начало следующего часа. Если она стоит на “5”, это значит, что уже пять минут следующего часа, на 10 – десять минут следующего часа и так далее. Для отработки этих шагов немного подсказывайте ребенку ответ. Например:
Начните с 8:00. "Сейчас 8 часов. Какой час следующий?";
Передвиньте минутную стрелку на 5 минут вперед. "Сколько минут девятого?" или «Сейчас пять минут __?" (При необходимости укажите на час.)
Затем усложните задание, попросите ребенка самостоятельно установить на циферблате любой час и проговорить это вслух. Пусть он установит пять минут восьмого, затем покажет, на какую цифру будет указывать минутная стрелочка, если останется всего пять минут до начала следующего часа и так далее.
Умение детей понимать время даёт им возможность быть более ответственными и независимыми. Например, со знанием времени, дети осознают, что же значит, когда мама говорит: «Поторопись, через 10 минут мы выходим, а то опоздаем на автобус!».
По словам психолога Владислава Можайского, учить ребенка раньше времени, а тем более заставлять, как можно быстрее понимать который час, по меньшей мере, не полезно. Обучение должно соответствовать этапам развития малыша. Если же будете торопить события, то к хорошему это не приведет, да и время потратите зря. Ребенок в таком случае слушает без внимания, отвлекается и может даже делать все на зло. Зачем ему лишние эмоциональные расстройства, а Вам переживания? Не забывайте, что все дети без исключения очень любят играть. В игровой форме они знакомятся, в том числе и с временными интервалами, изучают понятия «ровно», «половина», «четверть», закрепляют навыки счета в пределах сотни, а самое главное, дети задумываются о режиме дня и четкого распределения времени.
Игра – лучший способ познакомить ребенка с часиками. В детских магазинах сейчас продается огромное количество развивающих и обучающих игр, в том числе различных игрушек в виде часов. Можно купить развивающую мягкую игрушку часы-домик; настольную игру (Десятое королевство) или (Который час? Обучалочка); игру-пазл «Мои первые часы»; развивающие часы «Радуга и клоуны»; игровой коврик-часы с элементами на липучках и многое другое. Не забывайте про детские стихи о времени и часах, книги детских авторов Андрея Усачева, Михаила Почарского, Агирре Мирта, Самуила Маршака – можно приобрести в любых книжных магазинах. Забавные рассказы, стихи, считалочки - прекрасно развивают детское мышление, логику, память, расширяют словарный запас.
Игра – лучший способ познакомить ребенка с часиками. В детских магазинах сейчас продается огромное количество развивающих и обучающих игр, в том числе различных игрушек в виде часов. Можно купить развивающую мягкую игрушку часы-домик; настольную игру (Десятое королевство) или (Который час? Обучалочка); игру-пазл «Мои первые часы»; развивающие часы «Радуга и клоуны»; игровой коврик-часы с элементами на липучках и многое другое. Не забывайте про детские стихи о времени и часах, книги детских авторов Андрея Усачева, Михаила Почарского, Агирре Мирта, Самуила Маршака – можно приобрести в любых книжных магазинах. Забавные рассказы, стихи, считалочки - прекрасно развивают детское мышление, логику, память, расширяют словарный запас.
Важно, чтобы такая обучающая игра была основана, прежде всего, на собственном интересе ребёнка к фактору времени и самостоятельном стремлении им овладеть. И если взрослый, в данном случае,выступает внимательным и чутким помощником малышу, то всё будет хорошо. Ребёнку необходимо лишь создать благоприятное и интересное для него игровое пространство, где в естественной форме будет происходить обучение времени.
Вы можете читать ребенку эти стихи, объясняя наглядно на часах, как стрелки показывают время. В данном случае идеально подойдут часы с секундной стрелкой.
Секунда, минута, час
На секунды счет идет,
Гномик вырвался вперед,
Но не знает он пока,
Как секунда коротка.
Гномик вырвался вперед,
Но не знает он пока,
Как секунда коротка.
Посмотри - ка на часы -
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.
Секунду - тоненькая,
Минуту - длинненькая,
А коротенькая - час:
Так бывает всякий раз.
Минуту - длинненькая,
А коротенькая - час:
Так бывает всякий раз.
Шестьдесят секунд прошли -
Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.
Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.
Королевство минуток
Раз - секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались -
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас -
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.
Совет психолога
Первое, чтобы хотелось пожелать – получайте радость от общения со своими детьми, в их детском мире столько увлекательного, чудесного, неожиданного и милого! Что касается изучения часов, то это процесс постепенный. На его освоение может уйти не один месяц или даже год. Не спешите, не подгоняйте малыша. Не переживайте, если у него не все получается. Самое главное тренируйтесь регулярно. Достаточно всего пяти – десяти минут в день. Ведь для занятия не требуются прохождения каких-то курсов и владение особыми навыками. Часы есть в каждом доме, было бы желание. Будьте внимательны к тому, как развиваются собственные потребности вашего ребенка! Помните о том, что ребенок познает время и относится к нему, в итоге, ровно так, как это делают родители. Всем детям и их родителям желаю своевременного овладения временем... Как сказал Уильям Шекспир в одной из своих пьес: «Полезно все, что кстати, а не в срок - все вещи превращаются в порок».
Интервью подготовила Светлана Зоря
Журнал «Няня», 21.11.2008 г.
НОВЫЕ КНИГИ ВЛАДИСЛАВА МОЖАЙСКОГО:
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР: просто о сложном или почти "все" о жизни за пару часов чтения
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: Экологическая психотерапия психосоматических расстройств
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: инструменты «тонкой настройки» для современных управленцев и предпринимателей