Человеческое тело как феномен культуры
(фрагмент главы из авторской монографии "Экологическая психотерапия психосоматических расстройств личности")
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
О. Мандельштам
Очевидно, что в случае психосоматических нарушений страдают соматические системы – те или иные части тела, причиняя заболевшему человеку физический дискомфорт и даже боль. Эти состояния, приковывая к себе внимание заболевшего, зачастую, серьезно затрудняют психологический, вербально-ориентированный контакт между терапевтом и пациентом, в котором, кроме прочего, важен процесс взвешенного осмысления происходящего - как в контакте с терапевтом, так и за его пределами, процесс понимания себя, своего болезненного состояния, своих эмоций, сложных переживаний, мотивации своих поступков, приводящих к подобному состоянию и т.п. Именно по этой причине ключевая роль в психотерапии психосоматических расстройств, в частности в телесно-ориентированной психотерапии, отводится непосредственной работе с телом и движением, включая определенного рода воздействия на него через прикосновения различной степени интенсивности и различных характеристик, через растягивание мышц и фасций, скручивания, через создание, таким образом, необходимого и достаточного тонуса гладкой и круглой мускулатуры тела и, как следствие, физически более комфортного состояния.
Такая терапевтическая работа носит, своего рода, паллиативный характер и выполняет роль «скорой помощи», ситуативно устраняющей физический дискомфорт. Это создает необходимые условия для дальнейшей более направленной и поэтому более глубокой психологической работы, в том числе, с причинами, приведшими к этому дискомфорту или заболеванию и конструктивному изменению своего поведения в проблемных жизненных обстоятельствах. И именно такая работа, как показывает практика, часто выводит на поверхность определенного рода проблемы, переживаемые современным человеком в отношениях со своим телом вообще, что связано с условиями его развития, социализации, травматичным опытом, особенностями его культурной среды обитания, в которой закрепились различные психологические установки на тему человеческой телесности. Кому-то в такой работе непривычно обращать внимание на свое тело и то, что происходит с ним в процессе терапевтического контакта, кому-то «неловко», «стыдно», «смешно» - «ну что, я животное какое-то?!», кому-то сложно описывать свой телесный опыт и ощущения, говорить об этом, кто-то вообще отвергает саму идею того, что снятие физического дискомфорта «может что-то решить в моей жизни» и т.п.
Данная психотерапевтическая практика показывает, что современный человек часто не придает значения своим телесным, чувственным реакциям и состояниям, «не в контакте» с ними — не понимает их, не осознаёт и по этим причинам не может руководствоваться ими в своих действиях вообще и в вопросах восстановления здоровья, в частности, например, когда испытывает те или иные сложные эмоциональные состояния: «И долго перед вечером бродить, чтоб утомить ненужную тревогу…» (А.Ахматова).
Подобное отношение, обратившихся за помощью людей, к своему телу и чувственному опыту вполне закономерно, так как в условиях современной массовой культуры и так называемого «современного прогресса», человеческое тело, чаще всего, выступает лишь в качестве объекта санитарно-гигиенической обработки, косметического украшения, медицинского ремонта или же объекта спортивных тренировок (порой, с перспективой на инвалидизацию, если речь идёт о профессиональном спорте). Кроме того, человеческое тело всегда выступало и выступает объектом или «инструментом» получения удовольствия пищевого, сексуального и другого характера, включая различного рода алкогольные, наркотические способы его получения.
В условиях современной рационально-ориентированной культуры современный человек руководствуется, что естественно для этой культуры, абстрактными, оторванными от реальности умозрительными схемами поведения, клише и формальной логикой, нежели феноменальными ощущениями, чувствами, интуицией, способными, порой, более точно отразить реальность и поэтому более адекватно реагировать на нее. Это архаичный и примитивный способ поведения и познания мира!, - сказал мне однажды пришедший на психотерапевтический прием мужчина. И по-своему он был прав, так как «рацио» по-прежнему сегодня возведено в ранг короля, доминанты поведения, верховного судьи и навигатора по жизни. И это культурная установка, где ставка, главным образом, сделана скорее на рационально-интеллектуальные способы познания мира и адаптации, нежели на чувственное, непосредственное взаимодействие и мировосприятие или же на оптимальное сочетание - баланс между такими способами адаптации, понимания окружающего мира и себя. Данный текст, как вероятно может заметить и сам его читатель, так же является рационально-интеллектуальной формой отражения автором обсуждаемой здесь темы, и такой же формой передачи данной информации.
Отчуждение человека от своего чувственного телесного опыта усиливается и подходом современной традиционной медицины, изобилующей медикаментозными средствами быстрого устранения дискомфорта, который привычно воспринимается, как досадная помеха, выбивающая нас из колеи быстрого ритма современной жизни. Ни времени, ни возможности, ни ресурсов задуматься о причинах этого дискомфорта, в данных условиях, у большинства людей практически нет (и это все при том, что относительно современная история исследования психосоматических заболеваний насчитывает уже более двухсот лет!).
В этом смысле, человеческая телесность в глубинном духовном ее понимании, как союз, а не конфликт души и тела, похоже, надежно заняла свое место на обочине современной интеллектуально-технократической культуры и так называемого прогресса. Поведение человека, в таких обстоятельствах, все больше характеризуется схематичностью, сценарностью, становится шаблонным и именно по этой причине часто неадекватным тем или иным жизненным ситуациям, требующим, порой, более тонкого и гибкого восприятия, понимания и поведения.
Человеческое тело, как естественная природа, наполненная своей «оценивающей мудростью» (по К. Роджерсу), потенциалом развития, здоровой витальной энергией и эротизмом, чувствительностью и способностью к пониманию окружающего мира, фактически сегодня «покинула» многих, оставшись в теле многих людей, в лучшем случае, в виде болезненной чувствительности к изменяющимся метеоусловиям. Кроме того, многие телесные практики, исторически возникшие, как методы самопознания и самоисцеления, предназначенные, в том числе, для понимания глубинной физической природы человека, скорее существуют сегодня, как способ времяпрепровождения, как то, что сегодня «модно», как способ заработка и т.п., а к названию этих практик надежно приклеилась приставка «фитнес» («фитнес-йога», например).
Возвращаясь к психотерапевтическому процессу, необходимо отметить, что различные глубинные сигналы тела, в том числе и болезненные, фактически всегда сопутствующие процессу психотерапии (и это эмпирический факт) в психотерапевтических подходах, главным образом, интеллектуально- и вербально-ориентированных, шаблонно следующих определенному терапевтическому алгоритму, как правило, так же не являются предметом непосредственной работы, предметом терапевтического внимания. В условиях реальных событий психотерапевтического процесса соматические реакции, выраженные в мышечных и внутриорганных ощущениях, в непроизвольных и полупроизвольных двигательных импульсах и движениях, гипер- и гипотонусе мышц, как правило, всегда настойчиво о себе «заявляют» и «требуют» внимания к себе. Зря ли каждый раз, когда мы испытываем физический дискомфорт в той или иной части тела, наши руки, к примеру, невольно тянутся к этой части тела, чтобы прикоснуться, погладить, надавить, стряхнуть, защитить и т.п.? Так уж устроена наша естественная природа физических реакций. Кроме того, подобные телесные реакции дают достаточно точную диагностическую информацию о тех состояниях и переживаниях, которые сам пациент порой не понимает, не осознаёт и стало быть вербализовать их не может, например, как при алекситимии — неспособности понимать, описывать и выражать свои чувства, ощущения.
Надо ли терапевту и пациенту обращать на все эти реакции внимание, отвлекаясь от разговора, «движения мысли», интересных интерпретаций и выводов, в том числе тогда, когда мыслительный процесс «перегружает» голову пациента, и без того перегруженную огромным потоком окружающей информации, вызывая настоящую головную боль? Но ведь «мыслю — стало быть существую», сказал философ. И это — реальное противоречие между жизнью тела, его биологическими часами, естественными ритмами и жизнью мысли, а точнее, интеллектуальной установкой, диктующей определённые действия, поступки и решения, в том числе действия психотерапевта. Казалось бы, напрашивается вывод, что данное противоречие, во всяком случае, в психосоматическом подходе необходимо решать в пользу телесности и её феноменальных проявлений. Необходимо работать исключительно с телом! Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд — «обратился к чувственному телесному опыту и восстановил своё здоровье».
Человеческое тело и отношение к нему подвержены влиянию различных факторов, которые в современном обществе искажают его понимание, порой, накладывают табу на тему телесности, стремясь к подавлению чувственных переживаний и реакций, как, например, в традициях религиозной аскезы (возможно неправильно понятой). Чаще всего, обращаясь за помощью к психотерапевту, пациенты, как правило, не предъявляют свою проблему, как психосоматическую, как психологическое затруднение, в котором «участвует» тело. В то же время опыт показывает, что любая психологическая проблема, в том числе выступающая причиной обращения за психотерапевтической помощью, является и психосоматической.
Эмоциональные переживания личных проблем непременно вызывают и телесные реакции большей или меньшей выраженности и болезненности. Подобное отношение современного человека к своей телесности, «невосприятие» своей проблемы как психосоматической не случайно. Как было уже сказано, этому есть свои причины, которые условно можно классифицировать на четыре основные группы:
1) специфика индивидуальной и социальной культуры, системы образования, менталитета;
2) идеолого-педагогические факторы;
3) религиозные традиции;
4) психотравмирующий опыт и связанные с ним нарушения психики.
В первом случае имеется в виду низкий (или разрушенный) уровень психологической культуры, знания о человеке вообще и о человеческой телесности, в частности. Такое положение дел («положение тел»!) может быть и следствием обыкновенного невежества, так и следствием эмоционально-психологических травм, приводящих человека к отчуждению от своего тела, что, в свою очередь, становится в дальнейшем следствием развития психической болезни.
Проявления подобного рода дефицита психологической культуры различны и зависят от особенностей развития конкретной личности и особенностей общественного уклада жизни. Это может выглядеть, например, в виде неразвитой рефлексии своего поведения, незнании и непонимании своих индивидуальных психофизических особенностей и черт, а также особенностей поведения других людей, в неспособности ощущать собственные границы, в виде склонности к нарушению личных границ другого человека (навязчивость, манипуляции, психологическое и физическое насилие). Подобного рода дефицит культуры может проявляться и в непонимании того, как можно разрешать свои психофизические затруднения различного характера, начиная с неумения отдыхать и завершая незнанием того, как и где можно воспользоваться профессиональной помощью специалистов-психологов, психотерапевтов. В силу перечисленных факторов «доступ» многих людей к целостному здоровью, в том числе пониманию своей телесной природы, значительно затруднён.
Развитие культуры и традиций, направленных на внимательное отношение к здоровью, к своему телу, дело не только времени, но и своевременной организации просвещения в этом вопросе. Это, как раз тот случай, когда социальные, государственные, образовательные и другие, в том числе религиозные организации, во многом благодаря которым современный человек «отвернулся» от своей природной естественности и духовности, глубинной телесности, приобретя так называемое новое, «культурное тело», могут послужить благому делу. Если, конечно, вообще эти вопросы возможно решать на уровне государственных, религиозных и других социальных институций, где существуют свои «традиции», в том числе, формально-бюрократические механизмы, неизбежно порождающие самые разные сложности, способные погубить любое благое дело (читай, «тело»).
Говоря об особенностях современной культуры, влияющих на отношения человека к себе и к жизни вообще, можно вспомнить мысль, приписываемую У. Шекспиру: «Чем бы человек отличался от животного, если бы ему нужно было только необходимое и ничего лишнего?». Даже если эти слова и не принадлежат великому драматургу, то подтверждением такой жизненной философии может стать большое количество примеров отсутствия чувства меры в человеческом поведении, чего бы это ни касалось — здоровья, отношений, окружающей среды, экономики, информации и т.д. С точки зрения природной, биологической целесообразности, такое поведение противоречиво. Но возможно, это противоречие и эти «излишества» есть специфическая особенность современного общества. Тем не менее, человек является представителем животного мира и совершенно очевидно, его жизнь в окружающей среде, его психофизическое здоровье зависят от того, как это противоречие будет им разрешено. Подобное противоречие между натурфилософским — естественным биологическим взглядом на жизнь и идеями человеческих, биологически нецелесообразных предпочтений, излишеств и устремлений пытался осмыслить в своем творчестве русский поэт Николай Заболоцкий (1903—1958 гг.). Его стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» стало своего рода поэтическим переживанием этого сложного конфликта и поиска гармонии, общих законов «для микробов, людей и планет» [1].
Значительную роль в формировании отношения человека к своему телу, безусловно (особенно для людей, переживших тоталитарные формы социальной организации), играют идеологические факторы. В относительно недавнем историческом прошлом, характеризовавшемся жесткими идеологическими рамками и страхом наказания за выход из этих рамок, многие были лишены возможности свободно выражать свои чувства, мысли, переживания, часто, уже и не знали, как это делать. Подобное выражение на социальном уровне было ограничено требованиями идеологизированной государственной системы: «спасибо любимой партии за наше счастливое детство!», «мускул свой дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела!» и т.д.
Все как один должны были соответствовать мифическому образу «строителя коммунизма» и испытывать при этом радость, благодарность, оптимизм и другие «обязательные» чувства. Деиндивидуализация, деформация, потеря себя, как самостоятельной личности со своими глубинными, в том числе чувственными, телесными потребностями — естественный итог влияния тотально идеологизированной системы: Отношение к телу — одна из важнейших ценностных ориентаций любой культуры. Тело — не простая физическая, природная данность, а социальный конструкт… В традиционной русской культуре водораздел между «духом» и «плотью» и между телесным «верхом» и «низом» был особенно высоким и непроницаемым. Советская власть усугубила эти символические и часто условные запреты массовой бедностью, жёстким полицейским единообразием и ханжеским табу слов..., если внимательно рассмотреть нормативный канон «советского человека», окажется, что он не только бездуховен, но и бестелесен. Точнее говоря, это бездуховная бестелесность... Когда в начале 1970-х гг. меня заинтересовала проблема подросткового самосознания, в котором образ тела и внешности занимает одно из центральных мест, я обнаружил, что телом в СССР, всерьёз занимались только психиатры в связи с нарушениями «схемы тела» при шизофрении. В общем-то, это было вполне логично. Если сексуальностью занимаются сексопатологи, то телом должны заниматься психиатры: нормальный, здоровый человек своего тела не чувствует, не осознаёт и им не интересуется [2].
Формирование физической культуры человека, его физического здоровья сегодня по-прежнему находится, во многом, под влиянием либо старой «физкультурной педагогики», либо под влиянием современных западных тенденций в духе тренажёрных залов для накачивания определённых групп мышц и занятий аэробикой. И в том, и в другом случае акцент делается на внешних, телесных формах с убеждением: «теперь-то я стал красивым и здоровым», «я стала привлекательной и сексуальной». Телесность в глубинном смысле этого слова, как было сказано выше, на уровне природной мудрости, тонких ощущений и энергетических процессов сегодня для многих людей «terra Incognita» — земля неизведанная. В этом смысле многие люди так и остаются не познавшими себя, не познавшими законы, по которым живёт их тело, по-прежнему оставаясь «бестелесными» и нецелостными [3].
Понятие тело не только расширилось, но и дифференцировалось. Несомненный и весомый вклад вновую трактовку тела внесла французская школа психоанализа Ж.Лакана. В соответствии со взглядами её основателя различают три регистра тела:
- тело воображаемое, связанное с тем образом тела, каким его схватывает зеркало;
- тело символическое или символический корпус;
- тело реальное, понимаемое как блаженство тела...
Сложно представить себе подобное отношение к телу, к примеру, жителей Древней Эллады — основателей олимпийских традиций союза Тела и Духа или же, к примеру, Платона — философа и олимпийца. Представьте себе такое отношение к телу великих мастеров эпохи Возрождения: Микеланджело, Рафаэля, Рубенса, Караваджо, Леонардо да Винчи и многих других, более поздних мастеров, в том числе и русских, воспевших на века в скульптуре и живописи красоту человеческого тела. И в отечественной традиции отношения Духа и Тела окрашены глубоким смыслом: Всем знакомо уподобление дома человеческому телу в народной культуре. Но существовало и обратное уподобление: тело наше есть дом Души, дом Духа Божьего. Это тоже знакомо. Вот только воспринимается как метафора, литературный оборот. В древности же, как и у детей, это понималось буквально. И Боги приходили к нам в гости и в наши Дома, и в наши Тела. Если Бог приходил в твой дом — дом становился Храмом, отсюда и русское название дома — Хоромы. Если же он входил в твоё тело, ты сам становился на это время Богом. В Тропе отношение к Телу было божественным, и возможно, существует какая-то этимологическая связь с древними индоевропейскими словами Тело и Тео — Бог. Только умеющий приглашать или впускать Богов в храм своего тела мог считаться жрецом в глазах народа [13].
Так Храм или Клетка? Вероятно, и то, и другое, сосуществующее в диалектическом противоречии, в потере и нахождении баланса «здоровье-болезнь», всякий раз ставящее человека перед выбором, в том числе, между развитием и деградацией. С одной стороны, этот выбор прост — желание быть здоровым и счастливым является естественным практически для любого человека, а тело, как реальный «инструмент» самовосстановления и развития, всегда при нас, нужно только начать. С другой — подобный выбор может быть сложен для человека, находящегося под влиянием самых разных неблагоприятных факторов, о которых говорилось выше.
В.МОЖАЙСКИЙ, 2005 г.
Сноски в тексте:
[1] Заболоцкий Н.А., Избранное. Золотой век, Диамант. СПб. 1999, С.195.
[2] Кон, И. С., Сексуальная культура в России. М., 1997. С.141—143.
[3] Один из этимологических корней слова «тело» произрастает из старославянского «цело» или «целый».
[4] Мир и фильмы Андрея Тарковского / Под редакцией Н. М. Зоркой, А. М. Сандлера. М., 1991, С.81.
[5] Мир и фильмы Андрея Тарковского / Под ред. Н. М. Зоркой, А. М. Сандлера. 1991, С.57.
[6] Протоирей Александр Мень. Сын Человеческий. 1998, С.77.
[7] С.Хоружий, Диптих безмолвия, М., 1991г.
[8] В. П. Зинченко. Живое знание. СГПУ, Самара, 1998.
[9] Группа древних индоевропейских племён (даки, одрисы, геты), населявших восточную часть Балканского п-ова, 1-е тыс. до н.э.
[10] Орфизм (франц. orphisme) от Orfee — Орфей в греч. мифологии, течение в зап.-европейск. живописи.
[11] Вересаев, В. Живая жизнь, С.218, 224.
[12] Леви, В. Разговор в письмах. М., Советская Россия. 1982.
[13] Андреев, А., Тропа Троянова. Очерки русской этнопсихологии, СПб., 1998. С.31—32.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ, с примерами из практики - в авторском учебно-методическом пособии
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: Экологическая психотерапия психосоматических расстройств
В авторской статье Экологическая психотерапия психосоматических расстройств личности