АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: КЛЮЧЕВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 «…живой человек с его счастьем и горем, с его потребностями и требованиями вытеснен
из центра круга интересов и место его заняли две абстракции: нажива и дело.
Человек, следовательно, перестал быть тем, чем он оставался до конца
раннекапиталистической эпохи, — мерой всех вещей.»

В.Зомбарт, «Буржуа»

 
В условиях современного мирового геополитического переустройства складывавшихся не одно столетие мирохозяйственных систем, а также связанных с этим процессом социально-экономических кризисов, порождающих такое переустройство и сопровождающих его, мы вступаем в новую экономическую эпоху. С экономической точки зрения, помимо других видов и способов экономической активности человека, данную эпоху можно охарактеризовать и сочетанием двух условно основных типов экономик.

Первый тип – традиционный вид экономики, или реальная экономика, – промышленная индустрия, сельское хозяйство, непосредственно связанные с производством материальных благ и объектов, продуктов питания, в котором непосредственно задействован человек. Этот тип экономики в современных условиях приобретает новые как технологические (роботизация и цифровизация производства), так и философско-мировоззренческие очертания, например, намеренное возвращение человека «к корням», «к земле» с целью сохранения традиционных ценностей и традиционного образа жизни, с целью снижения наносимого окружающей среде эко-техногенного вреда. Данного рода «почвенничество» все более активно обретает сегодня такие формы, как традиционалистские субкультуры и сообщества, эко-поселения, семейные фермерские хозяйства и т.п.

Второй тип экономики возник и активно развивается в последние десятилетия, это постиндустриальный тип экономики, или информационная экономика. Основное содержание данного типа экономики – создание и освоение информации, в том числе, научных знаний, информационных технологий, применяемых в самых разных областях человеческой деятельности. Этот тип экономики также формирует и, по сути, уже сформировал новый тип общества – информационное общество.

Существование этих двух экономик порождает свои особенности в построении и развитии экономики в целом. В некоторых аспектах эти два типа экономик могут сочетаться, дополнять и развивать друг друга, например, как в случае инкорпорирования в реальную экономику современных виртуально-цифровых технологий и развитие необходимой ее роботизации, внедрение в производственный процесс искусственного интеллекта, что очевидно избавляет человека от тяжелого и монотонного ручного труда. Но неизбежен и конфликт этих экономик, так как по своей сути «виртуальное» исключает реальность, по крайней мере, чувственно-осязаемую ее сторону, а «реальное», соответственно исключает «виртуальное», которое нельзя съесть, потрогать, вылечить, в котором невозможно ощутить и почувствовать окружающий природный мир, другого человека, родить ребенка, можно даже разучиться или так и не научиться ощущать и понимать себя, как реальную часть реальной природы – потерять или же не найти себя.

В данных социально-экономических условиях жизнедеятельности закономерно меняются и наши привычные мировоззренческие установки по тем или иным вопросам мироустройства, привычная «картина мира», обретая новые (иногда и «хорошо забытые старые») содержание и формы. Исходя из исторического опыта, включая кризисные явления в разных областях человеческой жизнедеятельности, меняется и наше понимание основополагающих смыслов в области экономики, управления и предпринимательства.

Когда мы говорим о персональной и организационной эффективности, профессиональном, карьерном развитии, построении бизнес-процессов и даже экономическом развитии вообще, в опоре на существующий сегодня разнообразный «инструментарий развития» и методы повышения персональной и организационной эффективности, то, безусловно, важно понимать каковы ценностно-мировоззренческие смыслы самих управленческих инструментов и методов развития. Важно понимать, к каким социокультурным, экономическим и даже экологическим явлениям и последствиям они в итоге могут привести потенциального потребителя этих смыслов.

Эти вопросы неумолимо встают «во главу угла» как при определении вектора индивидуального профессионального и карьерного развития, так и при построении корпоративных бизнес-процессов, так как не секрет, что современные ценностные установки в области экономической и бизнес-деятельности все еще базируются, главным образом, на следующих мировоззренческих смыслах: «чем больше, тем лучше», «самое главное в бизнесе и экономике – прибыль и масштабирование», «бизнес – это либо ты, либо тебя», «ничего личного, только бизнес», «человеческая жизнь должна быть подчинена экономическим или бизнес-задачам», «деньги не пахнут», «бизнес и общечеловеческие ценности несовместимы», «деньги – это власть, власть – это деньги» и многие другие подобного рода.

Подобного рода смыслы, кроме прочего, неизбежно приводящие и уже приведшие к кризису мировую экономическую систему, со всеми вытекающими отсюда трагическими следствиями, включая военные конфликты в самых разных регионах мира, транслируют, зачастую и сам рынок КТК (коучинг, тренинги, консалтинг) - как западный, так и отпочковавшийся от него отечественный рынок, так же системно выстроенный в своей основе на таких же принципах и установках. При этом транслируют и в прямой форме, и в форме «двойных посланий» - на словах декларируются одно (условные общечеловеческие ценности), а на практике реализуется совершенно противоположное, как раз из области обозначенных выше архаичных установок по отношению к экономической и бизнес-деятельности, что порой приводит потребителей таких двойных посланий к проблемам уже психического свойства.

Данные ценностные установки, что все более очевидно, формируют нездоровую и избыточно конфликтогенную социально-экономическую среду, что рано или поздно приводит ее к саморазрушению, как показывают современные события в мировой экономике. Они вступают в конфликт и с глубинными психологическими факторами, и механизмами развития личности, провоцируют формирование в человеческом сознании, мировосприятии и, как следствие, поведении различного рода индивидуальных и социальных явлений и процессов деструктивного характера. Эти же установки и смыслы, что все более очевидно, вступают в конфликт и с «культурными кодами» русского национального характера, исторически впитавшего свои глубинные психологические смыслы и духовные ценности.

В складывающихся обстоятельствах практически у каждого, кто сегодня становится на путь поиска себя в профессии, на путь создания и построения своего дела, как правило, возникают проблемы самоидентификации – как индивидуальные, так и организационно-психологические, возникают сложности в поиске ответов на следующие глубинные смысловые вопросы: в чем мое призвание?, в какой профессии и в каком деле я могу максимально раскрыть свои творческие способности и самореализоваться?, что такое успех и развитие?, как научиться обеспечивать себя, развиваясь при этом личностно, творчески?, как, занимаясь самообеспечением, оставаться в гармонии с собой и с окружающим миром?, что такое лидерство и как научиться эффективно управлять другими людьми? и многие другие. Жизнь и, конечно, практика профессионального, карьерного и бизнес-консалтинга дают достаточно много примеров того, насколько драматично, порой, складывается у многих процесс поиска ответов на все эти и другие подобные не простые вопросы.

В этой связи современное образование в области экономики и бизнеса (далеко не только в этих областях) нуждается в сбалансированном подходе к построению образовательного процесса особенно, когда массовое обучение «субъектов экономической деятельности» подчинено, главным образом, таким целям, как прибыль, карьера, масштабирование бизнеса и экономики (экстенсивный тип ее развития). Оно в принципе нуждается в сбалансированном подходе к выращиванию профессионалов, специалистов и управленцев нового типа – личностей, обладающих соответствующими уникальными психологическими качествами и компетенциями. Судя по всему, именно подобного рода личности потенциально способны сбалансированно выстраивать вектор своего профессионального, карьерного развития, способны реализовываться в своем деле, сохраняя баланс между финансовым и профессионально-личностным развитием, баланс между экстенсивным и интенсивным экономическим развитием. При этом баланс не только в личном развитии, но и в развитии своей компании, в экономическом развитии общества в целом. Среди основных подобных личностных качеств и компетенций можно выделить следующие:

- стремление к глубокому изучению себя, окружающего мира, людей;
- стрессоустойчивость, саморегуляция в процессе адаптации к определенным эко-социальным условиям;
- умение оперативно, эффективно и адекватно действовать в «предлагаемых обстоятельствах»;
- умение эффективно коммуницировать, в том числе, находить компромиссы в конфликтных ситуациях;
- умение работать в команде и брать на себя лидерские полномочия;
- способность к самомотивации и самоорганизации, умение оригинально и нестандартно мыслить;
- умение учиться, ассимилировать имеющиеся знания, реализовывать их на практике;
- умение порождать новые знания и передавать эти знания другим.

В этом смысле сами методы обучения и инструменты развития подобных качеств и компетенций, методология, психологические смыслы, а также «культурные коды», на базе которых они разрабатываются и развиваются, играют в данном случае первостепенную роль. При этом само по себе включение глубокого практического психологического знания в процесс профессионального обучения и развития, построения бизнеса, развития карьеры, в деятельность современной организации, - это и современный тренд, и одновременно актуальная для многих людей потребность в этом глубоком практическом психологическом знании, позволяющем лучше понимать себя и окружающий мир. Такое знание позволяет решать задачи повышения личной и организационной эффективности, здоровой конкуренции, в частности, и вообще оно дает возможность формировать свою более объемную глубокую и поэтому более реалистичную картину мира, в котором каждый из нас ищет свои пути самореализации и свое место в этом мире.

По сути, описываемый психологический подход и практико-ориентированная деятельность могут быть названы антропологической экономикой. В отличие от экономической антропологии (Б.Малиновский, 1957; К.Поланьи, 2013 и др.), изучающей проблемы развития хозяйства первобытных, примитивных, докапиталистических обществ, от поведенческой экономики, изучающей влияние социальных, когнитивных и эмоциональных факторов на человеческое поведение в сфере экономики (А.Смит, И.Бентам, Г.Тард, Дж.Катон, Л.Гараи, М.Алле и др.), в отличие от антропологической экономики – экономической теории, которая может быть противопоставлена толкованиям экономики примитивных обществ (М.Салинз, 1972), а также в отличие от научных исследований антропологических аспектов (принципов) экономики (В.Т.Рязанов, 2006), антропологическая экономика, в данном ее понимании, прежде всего, это практико-ориентированная деятельность, в которой специалист (консультант) занимается непосредственным психологическим сопровождением субъекта экономической деятельности – индивидуального или корпоративного клиента. Основным «инструментом» такого сопровождения является специально выстроенная, в соответствии с актуальными задачами клиента, диалоговая практика, включающая различные уровни сложности такого диалога, а также различные психотехнические «инструменты-тренажеры», «домашние задания» и другие формы психологической работы.

 

БОЛЕЕ ПОДРОБНО ПО ТЕМЕ, с примерами из практики профессионального, карьерного и бизнес-консалтинга – в авторском учебно-методическом пособии: 
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: инструменты «тонкой настройки» для современных управленцев и предпринимателей