+7 (962) 911 71 14
+7 (926) 548-84-43

Подпишитесь на обновления

Помогающие профессии и методы в бизнесе в контексте клинического подхода


«Интегральная методология и практика развития бизнеса» в Открытой экологической среде обитания, 19 марта, в Психологическом и консалтинговом центре «На Кутузовском»
 
Наше время – замечательное пространство для клинических психологических наблюдений практически в любой области деятельности. В том числе и бизнесе, в частности на рынке КТК.
Сегодня уже совершенно очевидно, как появление все большего и большего количества химических лекарств, в том числе антибиотиков, сопровождается все большими мутациями болезнетворных бактерий, которые, в свою очередь определяют создание новых лекарств и, похоже, этот процесс бесконечен. Проблема человеческого здоровья решается, в данном случае в аллопатическом подходе, симптоматически, поверхностно, без учета фундаментальных основ целостности человеческого здоровья, взаимосвязи психических и физических процессов (в науке это носит название «редукционизм»). Похоже, это замкнутый круг, который ведет к совершенно конкретным и очень серьезным популяционным, социальным и экологическим проблемам. Люди все меньше понимают и чувствуют свою внутреннюю природу и природу окружающую.
Нечто подобное, на мой взгляд, можно наблюдать и на рынке КТК, в области человеко-ориентированных помогающих практик и профессий, когда все больше и больше возникает «инструментов решения» актуальных задач и проблем, при этом все более изощренные «неврозы» сегодняшнего времени и потребительского рынка определяют спрос на тот или иной метод. Например, тревога перед будущим порождает форсайт-методики, регресс и застревание в прошлом – коучинг, замешанный на психоанализе, отсутствие толерантности к ситуации неопределенности и внутренняя неорганизованность – тайм-менеджмент, неспособность находиться в процессе «здесь и теперь» – коучинг ориентированный на результат, дефицит креативности, спонтанности и творчества в жизни – игропрактики с жесткими канонами и правилами, неумение наслаждаться простой повседневной жизнью - адреналинозависимые тренинги и т.д.
Специалисты, предлагающие тот или иной узкоспецифичный метод-панацею вольно или по незнанию разделяют проблему на составные ее части, смещая тем самым акценты в ее решении с главного на второстепенное. Они часто подталкивают таким образом своих подопечных, клиентов к ещё большей путанице в решении стоящих перед ними задач, тем самым ещё больше нарушая причинно-следственные связи возникающих проблем, лишая тем самым возможности решать их в своей основе. «Операция прошла успешно, но пациент скончался…» - эта метафора может быть вполне применима для любого такого метода. Еще для примера – простая избитая метафора: «человек, пилит сук, на котором сидит». Чтобы помочь такому человеку, важно не привязывать его к дереву, чтобы он не упал и не учить пилить медленней или красиво, но помочь разобраться, как вообще он туда попал и занимается подобным странным занятием?
Очевидно, что возникающие социально-экономические проблемы в обществе часто напрямую связаны со стилями и подходами людей к экономической деятельности вообще, в том числе людей и социальных групп, которые во многом определяют эти «стили» и «подходы». Индивидуальная психопатология личности бизнесмена закономерно порождает его поведенческие стили ведения бизнес-деятельности:
- психологическая булимия (невротический жор) – жадность и накопительство
- синдром гиперактивности – трудоголизм, «полевое поведение» и стремление хвататься за все, что попадется
- психопатия и страх ситуации неопределенности – желание все контролировать, хроническую экспансивность и агрессивное поведение, склонность к манипуляциям другими людьми
- нарциссизм, мании и истерический невроз – самолюбование и самовыпячивание, любовь к внешним шоу-эффектам, стремление быть всегда на виду
- диссоциативные состояния сознания, в основе имеющие глубокие травмы, определяют шизогенное поведение – «двойные связи», двойные послания, «двуличие», цинизм, жестокость (в том числе в стиле «библия в руке, камень за пазухой», «ничего личного - только бизнес», «бизнес – это либо ты, либо тебя»).
- марионеточный тип сознания - хронический поиск авторитетов вовне и неспособность формировать собственное устойчивое мнение, позицию (психология «флюгера», «слуги»).
Есть ли у кого-то сомнения, что при таком положении дел и таких подходах к решению актуальных задач и проблем, индивидуальные, социальные и экономические кризисы разного рода будут только усугубляться?
 
Яндекс.Метрика