+7 (962) 911 71 14
+7 (926) 548-84-43

Подпишитесь на обновления

Владислав МОЖАЙСКИЙ

отредактированный вариант статьи для журнала "Управление развитием персонала", №3,
ИД "Гребенников", 2013г. 

В статье проанализированы глубинные внутриличностные психологические механизмы, а также социальные факторы, влияющие на процесс наиболее точного самоопределения и раскрытия себя в профессии, карьере, бизнесе - «индивидуацию» - создание уникального качественного «продукта» и личного бренда, в том числе, на рынке КТК, повышение, таким образом, персональной мотивации и эффективности. Эти же механизмы и факторы рассмотрены в применении к корпоративным процессам и организационной эффективности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивация, осознанность, самоопределение, внешний эффект, индивидуация, эффект "естественного прироста", формирование личного бренда, персональная и организационная эффективность, экологический маркетинг.

 

“Задача твоя: органически развивать себя из самого себя,  проявлять  ту  радостную, широкую, безнамеренную жизнь, которую заложила природа в тебе, как и во всех живых существах. Только живи подлинною своею сущностью, и само собою придёт единение миром, придёт добро. Об этом уже без нас позаботится природа, благая мудрая, которую не нам  учить  и  не  нам  направлять.”

 В.Вересаев

 

1. ПОТРЕБНОСТИ, СПОСОБНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА: ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЦИЯ [1]

Найти область знаний, которая тебе интересна, и дело, в котором ты можешь максимально реализоваться и раскрыть свой потенциал, не так просто, с одной стороны. С другой – было бы, вероятно, несправедливо, если бы жизнь не предлагала простых и очевидных решений в этом насущном для каждого вопросе. Одно из решений кроется в социальной, в семейной среде, где мы формируемся, в поддержке родителями правильного вектора развития и социализации своего ребенка, в понимании ими насущных его интересов и потребностей - того, что уже изначально заложено в ребенке природой и положительно «откликается» в ответ на влияние среды в виде его интереса, любви к тому или иному роду занятий.

Судя по всему, решение этого вопроса все более усложняется с возрастом, когда человек, не получив изначально благоприятной поддержки своих интересов и устремлений, испытывает на себе влияние все той же социальной среды, но которое уже все более и более затрудняет и искажает осознание им своих заданных природой способностей, апеллируя к тому, что «престижно», «модно», «выгодно», «статусно» и т.д. В этом случае, рано или поздно, возникает кризис, основанный на потере самоидентификации или ее несформированности, в том числе в профессиональной сфере, с неизбежными вопросами «кто я?», «что я умею и чего добился?», «кому это нужно и зачем?». Так или иначе у такого человека возникает потребность в «ре-социализации» - пересмотре вектора своего развития и личностного и профессионального.

Показать один из векторов благоприятного развития потенциала и формирования профессиональной самоидентичности, а стало быть эффективности, я хотел бы частично опираясь на анализ некоторых фрагментов своего личного опыта, с оговоркой, что анализ «изнутри» опыта обладает своими плюсами и минусами. С одной стороны, кто лучше меня самого сможет прочувствовать и проанализировать мой же личный опыт развития и становления, где процесс развития, в известной мере, обладает и универсальными для любого человека характеристиками? С другой – практически невозможно в этом случае исключить фактор субъективности, тем более учитывая, что этот опыт не был легким и безоблачным.

Ситуация ошибочного выбора первой профессии и, соответственно, первого образования, знакома мне не понаслышке. Не понаслышке знакома мне и ситуация поиска своего места и «точек опоры» в профессии психолога, тренера. Обретя профессию, которую ощущаю, как свое дело, тем не менее, я по-прежнему сталкиваюсь с различного рода профессиональными проблемами и задачами – от профессиональной самоидентификации на каждом  новом этапе профессионального пути до профессионально-мировоззренческих противоречий с коллегами, представляющими различные «мейнстримы» на рынке КТК (консалтинг, тренинг, коучинг), продвижение которых построено на манипуляциях сознанием потребителя КТК-услуг, на агрессивном, в том числе сетевом маркетинге. Никто пока «не отменял» и продолжающиеся социально-экономические кризисы, Никто пока «не отменял» и продолжающиеся социально-экономические кризисы и нестабильность внутри страны и за ее пределами – все то, что напрямую влияет на клиентскую активность (и индивидуальную, и корпоративную), что так или иначе сказывается на возможностях постоянной аренды качественного и оборудованного помещения для профессиональной работы. Тем не менее…

Сколько себя помню, мне всегда нравилась музыка, разная. Наша семья всегда была достаточно музыкальна, хотя специального музыкального образования фактически ни у кого не было, не считая моей попытки овладеть в семилетнем возрасте аккордеоном. Инструмент, купленный отцом, был тяжёлый, хотя итальянский и очень красивый. Изучать нотную грамоту, делать домашние задания желания не было никакого. В общем, не пошли мне занятия. Родители это почувствовали и настаивать не стали. Великолепный аккордеон «Рояль-Стандарт» был продан за 250 р. в надёжные руки. Друг мой детства Валерка, под неусыпным родительским контролем всё же окончил музыкалку, забросив по её окончании свой аккордеон куда подальше и, по-моему, больше к нему почти никогда не обращался. Помню до сих пор его тоскливые взгляды из окна или балкона, когда мы с ребятами шли мимо его дома дружной толпой на футбольное поле, а он в одиночестве шёл штудировать очередные гаммы - типичная картина «трудного детства» многих.

Мой отец мечтал играть на скрипке, но мечте не суждено было сбыться в силу разных обстоятельств, и он добирал упущенное попытками самостоятельно научиться играть на разных музыкальных инструментах. Иногда довольно успешно. У него был практически абсолютный слух и великолепный приятный голос между тенором и баритоном. Во время службы в армии он не раз пел со сцены армейского клуба, и в дальнейшем без его голоса не обходилось почти ни одно семейное торжество или встреча с друзьями. Дедушка, по маминой линии, очень любил народные песни и сам их исполнял своим громким казацким голосом (любимая - «имел бы я златые горы…») также во время семейных торжеств и просто, иногда подпевая телевизору, по которому транслировалось выступление какого-нибудь хора народной песни. Мой младший брат тоже очень музыкален и поэтичен и тоже имеет хороший слух и голос. Будучи юристом, он иногда пробует себя на поприще сочинения и исполнения под «минусовку», по-моему, очень удачных текстов, которые с юмором пишет «по случаю» для родных и близких, друзей и коллег, завоевав себе, кроме прочего, соответствующий авторитет в своём совсем немузыкальном департаменте от Фемиды. Кстати, изначально, этим явно отличался мой дедушка уже по отцовской линии, писавший с юмором и серьёзно стихи. Мой сын, довольно быстро освоил инструмент, проявив живой интерес к игре и исполнению песен под гитару ещё в детстве. Большая удача, что в моём окружении оказался человек с музыкальным образованием, хорошими педагогическими способностями и замечательными человеческими качествами, которому удалось этот интерес к музыке только развить. Сын читает и исполняет с нотного листа разные композиции, самостоятельно подбирает популярные песни и просто мелодии в разных стилях и жанрах - от классической музыки до рока и этно-музыки.

В подростковом возрасте, как и многие ребята, я с увлечением и интересом взялся за гитару, начиная с традиционных трёх аккордов, соответствующего приподъездного блатняка, перемежавшегося с несложной лирикой асадовских стихов о «рыжем псе, с которым расстаётся хозяин», «лошадей, которые тоже умеют плавать». Дальше был Высоцкий, Машина Времени, Круиз, Розенбаум, трио «Меридиан» (некоторые из песен трио мы пели вместе с мамой), конечно бардовская песня - Окуджава, Визбор и многие другие, популярная эстрада. Потом были попытки самостоятельно подбирать и играть на гитаре не просто аккорды, но и некоторые несложные мелодии. Кое-что получалось к моей великой радости! Уже в армии, при помощи своего приятеля, что называется, просто «на слух и взгляд» я разучил на пианино, стоявшем в комнате отдыха (она называлась «ленинская») «Лунную сонату» Бетховена. Кстати, этот приятель точно также её разучил в свое время, но с помощью своей музыкально образованной сестры. Разучив простые аккорды, я начал уже подбирать на пианино и несложные мелодии. Мне вполне давались, хотя и не сходу, ласкавшие в те времена слух Поль Мориа, Джо Дассен, Мишель Легран, ранняя Пугачёва, кое-что из Битлз и Квинов и некоторые другие. Я испытывал наслаждение, самостоятельно извлекая приятные звуки из инструмента, и пальцы порой как бы сами чувствовали клавиши, становясь «куда надо».

Там же в армии, подсматривая за исполнением более опытных и умелых ребят, игравших на гитаре и певших, пользуясь их помощью, я тоже совершенствовался. Уже в дальнейшем я начал подбирать и исполнять некоторые несложные популярные джазовые композиции с нетрадиционными для нашей культуры музыкальными темами, синкопированными ритмами, импровизацией и т.д.  Конечно же, при отсутствии какое-то время практики игры на инструменте, всякий раз я остро ощущаю, как утрачиваются приобретенные навыки игры, но любовь к музыке остаётся. Возможно, она больше выражается сейчас в моей профессии, которая, на мой взгляд, очень близка музыке, да и творчеству вообще. Это, вероятно, тот случай, когда музыка и профессия питают и дополняют друг друга. Тогда, в детстве и подростком я искренне удивлялся и восхищался людьми, которые пишут песни, музыку, стихи к ней. Для меня они были недосягаемыми богами творческого музыкального Олимпа. Было очень интересно, как же это им удаётся создавать? И хотя нельзя было сказать, что я страдал неспособностью к сочинительству, тем не менее я и представить тогда не мог, что уже в более зрелом возрасте сам испытаю совершенно непередаваемые словами творческие состояния, когда внутри тебя естественно и непонятно откуда появляется мелодия, потом к ней строчка, иногда наоборот, и рождается песня.

И хотя от бабушки по маминой линии, которая, будучи самоучкой, великолепно рисовала, мастерила из подручных средств игрушки и украшения, мне, в определенной степени, передались способности к изобразительному искусству, проявившиеся больше в любви к интерьерному и ландшафтному дизайну, меньше к рисованию, резьбе по дереву, лепке из глины, тем не менее, именно музыка по-прежнему занимает очень значимое место в моей жизни. Порой, как мне кажется, мне удается услышать и наблюдать «музыку» самой жизни - человеческих отношений и характеров, событий окружающего мира и природы в разных интонациях и темах - иногда комических, иногда трагических, нейтральных, повторяющихся, сменяющих друг друга, звучащих одновременно. Такая «музыка» буквально чувствуется, например, в процессе танцев, которые также очень люблю и в которых я научился достаточно точно и быстро «считывать» основные черты характера партнерши, даже если оказался в паре с ней в первый раз.

Музыка, которую мы привыкли слышать, как разнообразное сочетание семи нот – это результат переживания жизни теми, кто пишет музыку. Сама же жизнь в разнообразных ее проявлениях – это источник наших переживаний, а стало быть и музыки, рождающейся в результате этих переживаний. Разница в том, что музыка в традиционном понимании сочиняется людьми и, в известной степени, предсказуема и произвольна. Жизнь же сама «выбирает», как ей звучать и, в этом смысле, практически непредсказуема, непроизвольна и «не терпит» никаких произвольных в нее вмешательств. Жизнь можно слушать, наблюдать, переживать и выражать это переживание, в том числе, посредством музыки и другими средствами самовыражения. Вероятно, гениальная музыка тогда гениальна, когда сочиняющий ее способен максимально чувствовать эту жизнь и максимально точно выразить через звуки, образы (в том числе, материализуемые образы) свое чувствование. В моей работе, где необходимо тонко понимать и глубоко чувствовать происходящее с человеком, обратившимся за помощью, важно сохранять тонкое ощущение порой внешне незаметной динамики его изменений, ритма его жизни музыка играет очень важную роль и, как я теперь понимаю, часто определяет этот контакт и его эффективность.

 2. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ УНИКАЛЬНОГО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРОДУКТА

Индивидуация в процессе профессиональной деятельности.

    Очевидно, что развитие в любой области деятельности, да и в жизни вообще напрямую связано с пониманием своих истинных желаний и потребностей (биологических, эмоционально-психологических, экономических, социальных, культурных – материальных и нематериальных), в сочетании с пониманием своих заданных природой способностей. Это связано с жизненными обстоятельствами, в которых находится и развивается человек, с его способностью находить адекватные пути и способы удовлетворения своих потребностей, реализации генетически заданного потенциала, как в каждой конкретной ситуации «здесь-и-теперь», так и в перспективе.

   Хотим мы это признавать или нет, наша социальная, профессиональная деятельность «вырастает» из опыта личной жизни, во многом с ним связана. Многие психологические концепции дают этому свои объяснения и толкования. Субъективный опыт, приобретаемый в процессе воспитания, образования, в процессе поиска своего места в жизни, гармонично или дисгармонично сочетаясь с врождёнными способностями, влияет на формирование наших жизненных ценностей, предпочтений, увлечений и интересов, выбор того или иного вида социальной деятельности, образа жизни, в итоге.

  Помимо различных увлечений, которые скорее входят в разряд хобби и делают мою жизнь более наполненной, профессиональное занятие практической психологией стало в настоящее время моим главным интересом, моей профессией, моим ремеслом. Сказать определенно, что помимо предрасположенности и большого интереса к занятию психологией, более всего повлияло на этот выбор, я не смогу. Просто я понимаю, что многие люди, в том числе близкие, друзья, увлекавшиеся психологией, а также события моей жизни, в той или иной мере внесли в это свой вклад, за что я им очень благодарен. Сейчас мне трудно представить, что может быть интересней практической психологии, позволяющей глубоко понимать разные аспекты человеческой жизни и, в какой-то мере ее закономерности и «устройство» мироздания. В последствии, именно этот интерес, знания и, опять же, обстоятельства моей профессиональной деятельности и жизни определили более четко приоритеты и дальнейшее направление работы уже внутри профессии.

    Во второй половине 90-х годов прошлого столетия, когда я только окончил университет и активно участвовал в различного рода обучающих психологических программах, курсах, тренингах, идеи целостного подхода, как и идеи экологической психологии витали в воздухе в той профессиональной среде, в которой я «варился». Наряду с этим мне все более очевидным становилось, что в теории и практике многих психологических подходов и методов существует большое количество противоречий, неточностей, слабых мест и недоработок, влияющих, в том числе, на эффективность индивидуальной психологической работы, качество тренингов, в том числе и бизнес-ориентированных. Не говорить об этом, не обсуждать, не делать из этого выводы и не переносить эти выводы в практическую плоскость означало продолжать «носить воду в решете». К этому времени у меня было достаточно уже своих научно-практических наработок, концептуально ещё не оформленных, но которые уже имели «свое лицо» и позволяли, в известной степени, избегать практических, методологических проблем и противоречий, которыми «страдали» многие подходы и методы[2].

   Очевидно, что моя профессиональная среда и «идейно» и практически повлияла на мои наработки, как совершенно очевидно и то, что эти наработки резонировали с идеями, витавшими в воздухе, но не обретшими до сих пор какого-либо внятного концептуального оформления ни в теории, ни в практике. С одной стороны, наполненность профессиональным опытом, с другой – «белые пятна», «черные дыры» и противоречия в методологическом и практическом пространстве не только практической психологии, но, как выяснилось, коучинга, бизнес-тренингов, желание понять свое индивидуальное лицо в профессии, свою нишу на рынке КТК-услуг и определили мое дальнейшее профессиональное развитие и становление, как профессионала, предлагающего свои услуги на рынке КТК.

   Так постепенно оформилась методология и практика Целостного экологического подхода. Сущность подхода и практических методов заключается в поддержке процесса естественного (экологического) индивидуального развития, а также развития различных социальных групп, объединенных общим интересом, на основе исследования своих особенностей, способностей и потенциальных возможностей –  от психофизической саморегуляции до принятия оптимальных управленческих решений в процессе решения актуальных задач и творческой конструктивной адаптации к условиям окружающей социальной (в том числе, экономической) и природной среды. Можно сказать, что этот метод и подход, наряду с классическим коучингом, психотерапией, бизнес и психологическим консультированием, более вариативен и последователен в решении различных задач, естественно возникающих в процессе взаимодействия специалиста и его подопечного[3]. Вполне закономерно, что накопление знаний и опыта привело к написанию книги – учебно-методического пособия, посвященного сопровождению бизнеса и карьеры, построению и устойчивому развитию своего дела на перспективу. В русле этого подхода я и продолжаю, по сей день, разрабатывать эффективные практические методы индивидуальной и групповой работы для решения бизнес-задач и проблем человеческого здоровья. Так постепенно сформировался новый междисциплинарный метод работы с индивидуальным и корпоративным клиентом – практика сопровождения клиента (экологический коучинг).

   Все это, в итоге, дало мне возможность открыть свой психологический и консалтинговый центр и поставить тем самым «промежуточную» логическую точку на определенном этапе профессионального развития и построения своего дела. В центре, помимо работы с индивидуальным и корпоративным клиентом, проводятся различные интересные мероприятия (коуч- и кино-клубы, мастер-классы, нетворкинги), в которых принимают участие мои коллеги-профессионалы. Естественным образом родился и личный логотип, он же логотип центра, уже достаточно узнаваемый на рынке услуг и отражающий смысловое содержание нового подхода, метода.

 

Персональный и корпоративный логотип

«Навигационные» вопросы для читателя: как произошла и произошла ли «связка» ваших «допрофессиональных» потребностей-пристрастий, способностей с ориентацией в профессии, карьере, бизнесе? Что этому способствовало или что блокировало? Как в дальнейшем развивались ваша профессиональная и карьерная судьба, бизнес?

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА КТК ПОД КЛИНИЧЕСКИМ УГЛОМ ЗРЕНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ.

Наше время – замечательное пространство для психологических наблюдений и исследований практически в любой области деятельности, в том числе и бизнесе, в частности на рынке КТК. Сегодня уже не секрет, что появление все большего и большего количества химических лекарственных препаратов, в том числе антибиотиков сопровождается, часто, все большими мутациями болезнетворных бактерий, которые, в свою очередь, определяют создание новых лекарств. Данный процесс, ставший сегодня реальностью для современной медицины, фармакологии и здравоохранения в целом приобретает, похоже, характер замкнутого круга. Проблема лечения болезней решается, в данном случае в аллопатическом подходе - симптоматически, поверхностно и упрощенно, без учета фундаментальных основ целостности человеческого здоровья, взаимосвязи физических, психических, социальных и экологических процессов (в науке, философии подобное явление носит название «редукционизм»). Похоже, этот замкнутый круг все больше ведет к серьезным популяционным, социальным и экологическим проблемам. Люди все меньше понимают и чувствуют свою внутреннюю природу и природу окружающую, основные законы ее функционирования, со всеми вытекающими для подобного незнания проблемами.

Нечто подобное, на мой взгляд, можно наблюдать и на рынке КТК, в области человеко-ориентированнных помогающих практик и профессий, где все больше возникает «инструментов решения» актуальных задач и проблем клиента. При этом, «неврозы» современного человека все больше и больше определяют возникновение на потребительском рынке того или иного метода – «препарата», а также «спрос» на него. К примеру, тревога перед будущим стимулирует к созданию форсайт-методик, методов развития способности «предсказывать будущее», «формировать намерение». Личностный регресс и застревание в прошлом формирует, например, спрос на коучинг, замешанный на психоанализе. Отсутствие толерантности к ситуации неопределенности – методы, позволяющие рационально «разложить по полкам» все, что только возможно. Внутренняя неорганизованность – тайм-менеджмент. Неспособность находиться в процессе «здесь-и-теперь» – коучинг ориентированный на результат. Дефицит индивидуальной креативности, спонтанности и творчества – игропрактики с жесткими канонами и правилами. Неумение наслаждаться повседневным течением жизни – «адреналиновые» тренинги и т.д.

Специалисты, предлагающие тот или иной узкоспецифичный метод-панацею вольно или по незнанию разделяют ту или иную проблему своего клиента на составные ее части, смещая тем самым акценты в ее решении с главного на второстепенное. Они часто подталкивают, таким образом, своих подопечных к ещё большей путанице в решении стоящих перед ними задач, ещё больше нарушая причинно-следственные связи возникающих проблем, лишая тем самым возможности их решения в своей основе. «Операция прошла успешно, но пациент скончался…» - эта метафора может быть вполне применима для любого подобного метода, который может быть исполнен «блестяще», но, при этом, иметь очень отдаленное отношение к реальности данного конкретного случая. Для примера, воспользуюсь ещё избитой метафорой: «человек, пилит сук, на котором сидит». Чтобы помочь такому человеку, важно не привязывать его к дереву, чтобы он не упал и не учить пилить медленней или красиво, но помочь разобраться, как вообще он туда попал и занимается подобным странным занятием? Значительная часть современных методов и методик на рынке КТК, на мой взгляд, занимается именно «привязыванием к дереву», без понимания того, что именно происходит с человеком на данном этапе его жизни.

  Очевидно, что возникающие социально-экономические проблемы в обществе часто напрямую связаны со стилями и подходами людей к экономической деятельности вообще, в том числе людей и социальных групп, которые во многом определяют эти «стили» и «подходы». Индивидуальная психопатология личности бизнесмена закономерно порождает его поведенческие стили ведения бизнес-деятельности:

- психологическая булимия (невротический жор) – жадность и накопительство;

- синдром гиперактивности – хронический трудоголизм, «полевое поведение» и стремление хвататься за все, на чем можно заработать деньги;

- психопатия и страх ситуации неопределенности – желание все контролировать, хроническая экспансивность и агрессивное поведение, склонность к манипуляциям другими людьми;

- нарциссизм, мании и истерический невроз – самолюбование и самовыпячивание, любовь к внешним эффектам, стремление быть всегда на виду;

- психические состояния, в основе имеющие глубокие травмы и наполняющие человеческие коммуникации манипулятивными «двойными посланиями» и стандартами, «двуличием», цинизмом, жестокостью, фанатизмом (в том числе в стиле «библия в руке, камень за пазухой»), порождающими шизогенное поведение;

- марионеточный тип сознания – хроническая пассивность и поиск авторитетов вовне и неспособность формировать собственное устойчивое мнение, позицию (психология «флюгера», «слуги»).

Есть ли у кого-то сомнения, что при таком положении дел и таких подходах к решению актуальных задач и проблем, индивидуальные, социальные и экономические кризисы разного рода будут только усугубляться?

   Очевидно также, как на рынке предложения услуг и товаров (отечественном уж точно!) можно часто наблюдать перекос от качества услуги, продукта к созданию его внешней эффектности – яркому «фантику», вкладыванию немалых денег, в том числе, в интернет-ресурсы, создающие имидж не всегда соответствующего качества продукта. Регулярная «подкормка клиента» с помощью различного рода психологических и маркетинговых ходов, основанных, главным образом на манипуляциях или декларациях того, что «лучше продукта (услуги) ни у кого и нигде не найти» - знак времени, возможно не только нашего[4]. Вспоминаю замечательный старый «кукольный» мультфильм, снятый по стихам С.Михалкова, в котором мужик безуспешно пытался продать на ярмарке свою старую и тощую буренку, пока за дело не взялся «один паренек», расписывая всяческие несуществующие достоинства «товара». Он настолько ретиво это делал, что сам хозяин коровы, в итоге возбудился: «буренку свою не продам никому – такая скотина нужна самому!».

Фрагмент мультфильма "Как мужик корову продавал", СССР, 1980г.

При существующем уровне экономической культуры и культуры конкурентной борьбы, энергия часто перенаправляется на придумывание этих самых ярких фантиков, манипуляций клиентом, продвижение рекламных сайтов, нежели на создание своего уникального и качественного продукта. Вероятно, так проще. В этом случае, ты выигрываешь в ситуативной конкурентной борьбе (особенно, если есть начальный капитал), теряя, как правило, устойчивую перспективу своего бизнеса и развития, возможно, не только бизнеса. В хаосе и такой суете очень сложно понять перспективы своего устойчивого развития. Радость исследования, познания и естественного рождения нового сменяется хроническими гонками на выживание и погоней за клиентом. Последнее, на мой взгляд, является грубейшим нарушением ключевых психологических факторов, влияющих в итоге на положительный результат работы. Во втором — безусловно, выигрываешь в перспективе, но для этого необходимо тем, что многим трудно дается — терпением, выносливостью, умением выстоять или что принято иногда называть «длинной волей». На этой стайерской дистанции и в данных условиях выживают немногие. 

В качестве иллюстрации к вышесказанному приведу пример из своей практики. Я проводил очередной свой мастер-класс по теме «практика сопровождения индивидуального и корпоративного клиента» (экологический коучинг), демонстрируя индивидуальную работу с одним из участников, который вызвался поработать, заявив свою реальную и очень острую проблему, лежавшую в плоскости бизнеса и влиявшую, в том числе, на здоровье и личную жизнь. Сессия прошла, как обычно, по всем «законам жанра» реальной и глубокой работы, имевшей и эффект (внешний и ситуативный), и отсроченную эффективность. По прошествии нескольких недель, клиент ещё раз связался со мной поблагодарил за помощь в решении своих проблем – его ситуация в значительной степени сдвинулась к лучшему. По окончании мастер-класса, одна из участниц (начинающий специалист) подошла ко мне с широко раскрытыми глазами, и между нами произошел следующий диалог:

- Владислав, так работать на мастер-классах нельзя!
- От чего же и что значит «так»? - поинтересовался я.
- Это слишком серьезно и глубоко для мастер-класса! - ответила она.
- Вам нужно сходить на мастер-класс к специалисту «N»!, - убедительно произнесла моя собеседница, - и посмотреть, как этот специалист проводит демо-сессии.
После этого последовал рассказ о том, как специалист «N» внешне ярко, эффектно и завораживающе презентует свои услуги, и от клиентов у него, судя по всему, отбоя нет.
- А результаты работы специалиста со своими клиентами известны? – снова поинтересовался я.
- Про результаты я не могу ничего сказать, - ответила моя молодая коллега, - но ведь клиентов у «N» хоть пруд пруди!
«Результаты не известны, клиентов - хоть пруд пруди», а ещё «серьезно и глубоко нельзя, а поверхностно и ярко – это правильно»! Вот она, во многом, реальность, в том числе современного рынка психологических, тренинговых и консалтинговых услуг, подумал я, живо представив себе, что в подобном духе обучали бы, например, студентов-медиков. Представьте, профессор, в изящном операционном костюме, грациозно передвигаясь по операционной, ловко жонглирует скальпелями над больным, лежащим на операционном столе и рассказывает своим студентам, как он может красиво и эффективно сделать операцию. И все! Самой операции нет, она заменена внешне эффектным «шоу» и, вероятно, аплодисментами зрителей. Интересно, кто хотел бы оказаться пациентом такого студента, когда тот станет «дипломированным специалистом»?! Восприятие «среднестатистическим» клиентом качества услуги, зачастую, разобщено с результатом работы – глубокими позитивными и устойчивыми изменениями в жизни клиента, в его профессиональной, карьерной и бизнес-деятельности, т.е. не связано с самым главным, для чего он приходит к специалисту и за что часто платит немалые деньги. Восприятие скорее ассоциировано с внешними яркими ситуативными эффектами. Это касается и клиентов и многих специалистов, по моим наблюдениям, не только начинающих, на мой взгляд. Для многих гораздо важнее именно эти эффекты — «кролики из шляпы», которые эффектно демонстрирует продавец.

 «Продемонстрируйте мне видео-ролик вашей работы», - слышу я часто, когда я веду переговоры, например с корпоративными клиентами о проведении обучающей программы с руководством или персоналом компании. Клиент всегда прав! А видео-ролик должен предполагать зрелищность, которую хочет клиент наблюдать и делать выводы о работе специалиста. Но в том то и дело, что глубокая и качественная работа с использованием инструментов психологического консультирования, коучинга, стресс-менеджмента, сопровождения не всегда предполагает внешние яркие эффекты позитивных изменений. Порой, устойчивый положительный результат работы как раз обратно пропорционален внешнему ситуативному яркому эффекту, который не всегда сопровождает сессию. Настоящие и устойчивые изменения разворачиваются сначала, как правило, на внутреннем плане сознания клиента, а уж потом становятся заметными и внешне. Так и превращаются порой, в том числе продажа личных услуг на рынке КТК часто в «праздник святого Йоргена»[5].

Кадр из фильма "Праздник Святого Йоргена", СССР, 1930г. 

У меня нет достаточных оснований сомневаться в профессионализме специалиста «N», но то, что сегодня на рынке КТК потенциальному потребителю часто предлагается муляж, умело прикрывающий несуществующее качество (а иногда и несуществующий продукт), что среди тренеров и бизнес-консультантов существует довольно большой процент «шоу-менов» и ловких ораторов, называющих себя порой «гуру» от бизнеса и продаж – стало уже медицинским фактом.

При этом, эти специалисты «честно» делают свое дело! А как иначе? Особенно, если их так научили – умению показать себя «во всей красе», в буквальном понимании этого выражения. В лучшем случае, научили технологии задавания «правильных» вопросов, дали инструкции к выполнению тех или иных эффектных приемов, методик и упражнений. Но не научили главному - способности вести с клиентом внимательный диалог, прояснять действительно актуальные для него задачи, работать с «дельтой» между его не всегда отрефлексированным запросом и актуальной личной и бизнес-задачей. Не научили понимать действительные потребности, а не надуманные, навязанные и часто нереальные для достижения на данном этапе его личной, профессиональной жизни, бизнес-деятельности. Что делать! Мы живем стране О.Бендера, а также в стране, где большому количеству людей сложно не то что создать что-то свое и качественное, но вообще трудно найти себя, свое неповторимое лицо, в том числе в профессии и бизнесе.

Многие становятся в такой ситуации не специалистами, понимающими суть взаимодействия с индивидуальным или корпоративным клиентом, но лишь бездумными переносчиками информации, «репликаторами», повторяющими чужие мысли и раз и навсегда «законсервированные» упражнения и методики, являясь своего рода «отголоском чужой мелодии» (О.Уальд). И это реальность, в том числе, современного рынка КТК, на котором активно процветают разного рода примитивные и агрессивные индивидуальные и организационно-психологические стратегии и тактики ведения бизнеса, способствующие дальнейшему распространению подобного стиля экономического поведения вообще. «Стратегиям» (и «тактикам») ведения экономической деятельности, во многом основанных на навязчиво-манипулятивных маркетинговых технологиях, я бы дал следующие символические названия (при сохранении иногда сопутствующего им «терминологического» сленга), разделив условно эти стратегии и тактики на два основных стиля:

1. Стиль (предполагает, в том числе, манипуляции, мошенничество)

«сетевуха и пирамида» - манипуляции сознанием, эмоциональным состоянием потребителя, игра на его жизненных потребностях, трудностях, в том числе комплексах, вербовка и «вытягивание» денег;
«шоу за стеклом» - привлечение потребительского внимания за счет демонстрации «на публику» своей или чьей-либо личной жизни;
«золотые зубы» - привлечение потребительского внимания с помощью демонстрация «на публику» своей материальной состоятельности;
«бла-бла-манок» - привлечение потребительского внимания с помощью рассказов о том, как ты быстро и сказочно разбогатеешь, будешь счастлив и здоров, если заплатишь за «уникальные» знания, которые помогут тебе стать таким;
«повторение и ретрансляция» - использование исключительно чужой информации, технологий, терминологии, продукта при неспособности к созданию чего-то своего, уникального и, при этом, востребованного и качественного;

2. Стиль (предполагает, в том числе, манипуляцию другими, насилие)

«секта» - тотальная экспансия, манипуляция сознанием, эмоциями потребителя, принудительное погружение его в возбужденное (гипоманиакальное) состояние, игра на его духовных потребностях, здоровье и болезнях, намеренное прикрытие своих материальных амбиций «благими гуманными идеями» и «пользой для окружающих» (яркий пример – "гербалайф");
«охраняемая кормушка» - присвоение, использование и жесткий контроль над созданным ранее кем-либо административно-хозяйственным ресурсом;
«семейный клан» - использование исключительно личных связей (в том числе родственных), знакомств и дружбы для решения бизнес-задач и конкурентной борьбы;
«робото-конвейер» - жесткий технологичный подход к организации и ведению бизнес-деятельности, намеренное разделение между заработком денег и личностью – чувствами, здоровьем, личной жизнью человека;

 В этом смысле, проблема рынка КТК носит, на мой взгляд, не только субъективный характер и связана с передозом специалистов такого рода. Она носит системный характер. Многие специалисты находятся в непреодолимых для них условиях системной или методологической ошибки, «выплывая» иногда из этой ситуации и решая поставленную задачу лишь за счет случайных и непреднамеренных эффектов, личностных качеств и авторитета, тщательно порой подогретого рекламой и пиаром. Не случайно, сегодняшний рынок КТК в глазах потребителя в значительной степени дискредитирован и претерпевает определенный системный кризис, находясь, в том числе, в поисках новых парадигм работы с индивидуальным и корпоративным клиентом. Стоит ли, к тому же, забывать, что рынок КТК – это часть общей мировой социально-экономической системы, которая сегодня сама, включая своих лидеров, переживает кризис не только на экономическом и социальном уровне, но и геополитическом, культурном, религиозном, мировоззренческом? Традиционные ходы, догматы, стереотипные схемы ведения бизнеса, в том числе предложения своих услуг, все то, что обещает и персонифицирует сегодня быстрый и яркий, как правило, ситуативный успех, так или иначе, несет на себе отпечаток кризиса и к нему же, судя по всему, ведет опять. Предложений и обещаний «суперуспеха» уже сегодня более чем достаточно, ими пестрят интернет и другие медийные пространства. Безусловно, можно быть первым на этой спринтерской дистанции. Вопрос – куда ты прибежишь и прибежишь ли вообще?

Очевидно, что распространенные сегодня маркетинговые стили и стратегии экономической, бизнес-деятельности, в подавляющем большинстве случаев, сводятся к одной  стратегической цели – прибыль и экстенсивное (количественное) развитие – «чем больше, тем лучше» - масштабирование бизнеса. Экономическая и бизнес-деятельность, маркетинг воспринимается сегодня многими исключительно как способ заработка денег ради денег, как постоянная погоня за выгодой с нарочитым и специально организуемым, в этой связи, изучением человеческих потребностей[6], нарушением, таким образом, личностных границ потребителя – манипуляциями его сознанием, на которые он согласие естественно не давал.

Все это приводит, кроме прочего, к эффекту перепроизводства, когда все большее количество субъектов экономической деятельности, ориентируясь лишь на рыночный спрос, начинают производить один и тот же продукт, бесконечно реплицируя его. А как же иначе?! «Спрос определяет предложение» - аксиома рыночных отношений. Отсюда и перекос баланса от производства уникального продукта к массовому и часто некачественному продукту. Отчасти, по этой причине происходит нарушение иерархии бизнес-процессов. Решающую роль начинает играть не реальный сектор экономики, не производитель, но посредник, перекупщик, менеджер по продажам, заинтересованные в быстром сбыте и обороте, в низкой себестоимости товара, часто, за счет снижения его качества. Именно они начинают определять «правила игры», диктуя производителю свои условия. Маркетинг и экономика в целом становятся похожими на «собаку, которой виляет хвост», с соответствующими последствиями для бизнес-процессов, производителя и качества производимого им продукта.

Современный бизнес предполагает, в том числе, устранение конкурентов на всех уровнях, включая законодательный. И это так практически во многих экономиках мира, включая, так называемые «развитые». Разница между странами в этом отношении лишь статистическая и культурально-специфическая. Жесткое геополитическое, экономическое противостояние, ставшее фактом нашего времени, провоцирующее пока локальные военные конфликты – это один из примеров подобного подхода к организации рыночной деятельности. Подобные социально-экономические условия неизбежно формируют определенный психотип субъекта этой самой рыночной деятельности – людей с характерными личностными особенностями (так проявляется «формирующая роль среды»). Локальные и глобальные противоречия, жесткие и часто непреодолимые кризисы, вырастающие из конфликта интересов, в которые вступают люди с соответствующими личностными качествами являются неизбежной составляющей рыночной деятельности.

 Можно спорить по этому поводу, выдвигать аргументы в пользу одной позиции или другой, можно даже находить философское, практическое и мировоззренческое обоснование разным позициям и стратегиям ведения бизнеса. Но бесспорно, на мой взгляд, одно. Когда мы хотим приобрести что-либо очень необходимое и важное или чему-нибудь действительно научиться, нам нужно попробовать не муляж, но настоящее и желательно качественное. Нам важно увидеть, как это работает, каков результат. Особенно, на мой взгляд, если речь идет о таких тонких, хрупких и сложных явлениях, как психология человеческого поведения, самореализация, мотивация, развитие, коммуникации, креативное мышление, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, оптимальные управленческие решения, управление конфликтами и т.д. Когда это видно и понятно, тогда и появляется та самая вера в то, что делает специалист, появляется «вера в продукт», основанная на реальном опыте, знании и результате, а не декларациях, обещаниях и «шоу». Все это, в итоге, и обеспечивает успешную реализацию уникального продукта, услуг на потребительском рынке.

Резюмируя вышесказанное, еще раз отмечу, что в традиционной модели маркетинга потребности рынка (клиента), их анализ являются определяющим фактором организации производственных и бизнес-процессов.Акцент в производстве товара смещается с возможностей производителя на нужды потребителя. Это можно определить следующей максимой «неважно, какой продукт может создать производитель, важно то, что диктует рынок». При таком подходе к организации производства и бизнес-процессов неизбежно возникают уже упомянутые негативные социальные и экономические эффекты, где системообразующим выступает эффект «перепроизводства» (один и тот же популярный и востребованный товар одновременно выпускается большим количеством субъектов экономической деятельности). В свою очередь, перепроизводство вызывает цепную реакцию следующих эффектов:

- снижение себестоимости товара, за счет снижения его качества в борьбе за потребителя (массовое производство товаров низкого качества);
- неоправданный перерасход ресурсов для производства данного товара;
- нарушение естественной иерархии бизнес-процессов («хвост виляет собакой» - посредник и продавец диктует условия «игры» производителю);
- усиление нездоровой конкуренции, хронические локальные и глобальные конфликты интересов (в том числе и силовое устранение конкурентов);
- совершенствование патогенных технологий манипуляции сознанием потребителя и партнеров по бизнесу (разрастание разрушительных психопатологических явлений в экономической и социальной среде);
- утрата производителем своего «уникального лица», бренда, потребности качественно развиваться создавать свой уникальный товар, услугу, определяемые не только потребительским спросом, но, прежде всего, внутренним потенциалом, талантом производителя – тем, в чем он наиболее силен;

Таким образом, эффективный процесс продвижения продукта (материального или нематериального) как в данный момент, так на перспективу включает в себя две основные фазы:

1. Создание своего уникального и социально востребованного продукта;
2. Неэкспансивное продвижение и реклама продукта, опирающаяся на качество и уникальность продукта, а также на состояние и реакции потребительской среды, сигнализирующие о потребности в данном продукте («окна потребительской сензитивности»)[7].

Тактику бизнес-деятельности в стиле «ЭКО» или «экологический маркетинг»[8] можно определить следующими основными этапами:

- «взгляд вовнутрь» - исследование глубинных личностных потребностей, личностного потенциала, индивидуальных способностей и талантов сотрудников организации, а также потенциала, потребностей организации, ее сильных и слабых сторон, особенностей взаимодействия между руководством и персоналом, исследование способов сбалансированного удовлетворения индивидуальных и организационных потребностей на данном этапе индивидуальной и организационной жизнедеятельности;

- «социализация потенциала» - определение индивидуальной предрасположенности к тому или иному виду профессиональной, карьерной и бизнес-деятельности, а также направлению организационного развития в балансе между экстенсивной и интенсивной моделями развития;

- «определение зоны комфорта» - надситуативный анализ ипоиск оптимального соотношения между профессиональной, карьерной, бизнес-деятельностью и своей индивидуальной природой - психофизическим здоровьем и личностными качествами, а также с окружающей средой (природной, экономической и социальной) – понимание своего места в системе этих отношений;

- «позволение и селекция» - формирование умения продуктивно находиться в ситуации неопределенности, толерантность к ней, а также способности определять (выбирать) в потоке внешних и внутренних жизненных событий возможности своего развития;

- «кристализация и выращивание»- накопление опыта и его анализ, определение главных, наиболее успешных и эффективных направлений и видов деятельности, придание им ясных рыночных форм (форматирование) в виде оформленного уникального бизнес-продукта, услуги, бренда;

- «товар лицом и доступно» - формирование условий компетентной, доступной и понятной потенциальному потребителю демонстрации своего бизнес-продукта, услуги, информирование о нем потенциально заинтересованного потребителя (адекватная реклама в «окнах рыночной сензитивности»);

- «сарафанное радио» - реализация бизнес-продукта, услуги с помощью компетентной рекомендации, основанной на личном положительном опыте других потребителей;

Пример из практики (недирективная работа с актуальными профессиональными задачами). Ниже приводятся фрагменты протокола индивидуальной блиц-сессии на мастер-классе по теме «Экологический маркетинг. Антропопрактика профессионального и карьерного развития, создания своего дела». Клиент – женщина около 30-32 лет, клиентский запрос – «поиск для себя правильного процентного соотношения между своими различными профессиональными активностями» (протокол воспроизводится по памяти):

КЛИЕНТ: Дело в том, что моя профессиональная занятость состоит из разных активностей. Одна заключается в работе с корпоративными клиентами, где я провожу «стресс-аудит», используя специальные технические инструменты для оценки уровня стресса в организации, методика не моя. Я выполняю, при этом довольно большой объем аналитической, интеллектуальной работы. Другая моя активность, так сказать, для души - по выходным я изучаю и практикую арт-терапевтические методики в работе с клиентами, и мне очень нравится этим заниматься, при этом, возникает ощущение, что я «в потоке».
КОНСУЛЬТАНТ: Похоже, одна активность для «ума», другая – для «души», и вторая активность дает приятное ощущение «потока».
КЛИЕНТ: Да! Но я знаю, что нельзя одновременно развиваться в разных направлениях, заниматься всем и сразу, так как ты не станешь экспертом в чем-то одном, не достигнешь высокого результата. Поэтому я хочу найти правильное процентное соотношение в этих своих активностях, понять, чему больше уделять внимание.
КОНСУЛЬТАНТ: У вас есть стремление добиться высокого результата в профессии, но, при этом, вы понимаете, что вряд ли добьетесь хорошего результата, если будете заниматься «всем и сразу». Хотите расставить приоритеты, и понять какой активности больше уделять внимание в своей работе. Даже понять это в процентном соотношении.
КЛИЕНТ: Конечно! Дело в том, что я знаю, как члены моей семьи, на протяжении двух поколений, начиная с бабушки – очень талантливого человека, не имели возможности, по разным обстоятельствам, реализоваться, добиться определенных результатов, занимаясь не тем, к чему они предрасположены. Мне передались многие их способности и таланты, и я не хочу повторять эти ошибки.
КОНСУЛЬТАНТ: Я понял, что ваши амбиции «стать экспертом» в какой-либо области и добиться высоких результатов, связаны с вашей семейной историей в нескольких поколениях, где ваша бабушка со своими талантами и ваши родители не смогли в полной мере реализовать свои таланты. Вы не хотите повторить эту историю, отсюда и ваше стремление выбрать какое-либо приоритетное направление в вашей работе и двигаться в эту сторону.
КЛИЕНТ: (задумавшись и после некоторой паузы) Да! Я чувствую, что моя профессиональная активность, связанная с арт-терапией – это то, что мне очень нравится, что у меня хорошо получается, это мне по душе. Более того, я вижу иногда, как эти мои знания можно применить в работе с корпоративным клиентом, где я занимаюсь вопросами изучения профессионального стресса.
КОНСУЛЬТАНТ: То, что по душе вполне иногда резонирует с «основной» вашей профессиональной занятостью.
КЛИЕНТ: Но я вижу, как иногда трудно своим корпоративным клиентам, которые хотят четко и структурировано понять предлагаемые методы работы, объяснить, что такое арт-терапия и каковы ее результаты, что такое творчество и что это дает, в том числе для души и ума. Когда речь идет об автоматизированном и систематизированном «стресс-аудите», им это более понятно, и мне проще это объяснить своим клиентам.
КОНСУЛЬТАНТ: Вам пока проще объяснить своим корпоративным клиентам все то, что может быть структурировано, систематизировано, технологично выстроено, нежели то, что связано с тонкими эмоциональными процессами, состоянием души, радостью творчества и другими подобными смыслами, которые вы чувствуете и понимаете, занимаясь арт-терапией.
КЛИЕНТ: Да! Но в моей семье мне привили системное мышление, и образование тоже, поэтому на этом «системном» языке проще общаться с окружающим миром, тем более, что наш мир только такой язык, похоже в основном и понимает, заставляя говорить на этом языке, да и у меня это лучше пока получается. Отсюда и неуверенность в том стоит ли делать основной упор в своей профессиональной деятельности на арт-терапии – на том, что по душе и что сложно порой объяснить этим рациональным языком?
КОНСУЛЬТАНТ: Рационально-логическое мышление – феномен нашей культуры – «окружающего мира», подобное мышление достаточно распространено, и у вас хорошо получается говорить на этом «языке». Ваша способность к системному мышлению, рациональность, похоже, столкнулись с вашей способностью к пониманию и чувствованию того, что иногда логике не поддается. Отсюда и неуверенность и, в том числе, стремление найти «правильное процентное соотношение» между своими профессиональными активностями.
КЛИЕНТ: (смеясь) И мой клиентский запрос о «процентном соотношении» между профессиональными активностями, похоже, из этого же разряда – попытка опять системно подойти к решению этого вопроса.
КОНСУЛЬТАНТ: (после некоторой паузы) Ваша «системность» пока доминирует в вашем поведении и диктует, в том числе, способы решения своих проблем, и вы поняли это!
КЛИЕНТ: (улыбаясь и с более активной жестикуляцией, глядя в глаза консультанту) Да! Я же часто чувствую, как приятно быть «в потоке» не занимаясь поиском процентных соотношений, а занимаясь тем, что нравится и что у тебя получается. И, наверное, мастерство и  «экспертность» могут появиться не в результате выбора процентного соотношения и чего-то одного главного, но в результате занятия тем, что хорошо получается, в результате естественного и постепенного объединения разных активностей, как уже, в какой-то мере и происходит с моими занятиями атр-терапией и «стресс-аудитом». 
КОНСУЛЬТАНТ: Быть «в потоке», делать то, что получается, что приятно, что по душе и наблюдать, как постепенно склонность к аналитической деятельности соединяется со способностью тонко чувствовать и понимать происходящее и в работе и в жизни, формируя, таким образом, ваше уникальное «экспертное» лицо в профессии.
КЛИЕНТ: (с улыбкой на лице) Да, именно! Я чувствую сейчас какое-то облегчение! Как же хочется сохранить это состояние!
КОНСУЛЬТАНТ: Вы по каким-то признакам понимаете, что пришло облегчение, которое хочется сохранить.
КЛИЕНТ: Да! Стало легче дышать, мне радостно, появилось ощущение большей свободы от более ясного понимания происходящего со мной и того, как быть дальше со своими профессиональными активностями! А ещё у меня появился образ небольшого росточка (показывает пальцами его размеры), который глубоко укоренен, и его корни уходят глубоко в почву, а эта почва ассоциируется с талантами моей семьи, которые во мне постепенно прорастают и находят свою реализацию в работе. А еще появился образ песочных часов - ассоциация с событиями жизни, и эти часы я могу самостоятельно переворачивать, распределяя свое профессиональное время, опираясь на ощущение потока, радости, того, что интересно и приятно в данный момент. Спасибо вам!

Так что же делает продукт самопродвигающимся?«Изучение клиентских потребностей» (по Друкеру) или «создание производителем своего уникального продукта (услуги) и качественное развитие при изучении рынка»?  Первое опирается на поиск «выгодной темы» вовне и изучение потребителя. Второе – на поиск своей уникальной «темы», исходя из собственных способностей и потенциала, на изучение себя, на механизмы внутренней мотивации производителя, эмоционально окрашенный интерес, к тому или иному виду деятельности, к которому он наиболее предрасположен, в котором он наиболее успешен, которое знает и понимает глубже других, а также на естественную потребность в развитии.Исследование рынка, реклама продукта и его продвижение на потребительском рынке вторичны при таком подходе, так как «авторский» продукт, обладая высоким качеством, уникальностью, привлекателен и конкурентоспособен уже сам по себе.

Что значитразвиваться профессионально? Как продуктивно двигаться по карьерной лестнице? Как создать свой бизнес, свое дело, свой уникальный и востребованный бизнес-продукт, бренд? Как это делать, не наступая на одни и те же грабли, отбивающие, напрочь, удовольствие от творческого процесса профессиональной и экономической самореализации? И что, собственно такое - Свое Дело, к которому ты наиболее предрасположен?

Если коротко резюмировать вышесказанное, то экологический маркетинг – это организация своего дела, при которой материальные или нематериальные плоды этой деятельности становятся значимыми и востребованными, прежде всего, потому что обладают уникальностью, соответствующим качеством, проверены временем и практикой, максимально отвечают актуальным потребностям большого количества людей. Это путь индивидуальной и организационной экономической деятельности, построенный, прежде всего, на естественном и качественном профессиональном и личностном развитии субъекта экономической деятельности (независимо от его статуса), на его компетентности, его способности строить продуктивные бизнес-коммуникации, на качественном развитии своего дела, своего продукта, услуги. То есть, на эволюционном интенсивном стиле развитии, что влечет за собой, в итоге, качественную привлекательность, востребованность бизнес-продукта и, как следствие, индивидуальную и организационную экономическую состоятельность. 

Демо-сессия на коуч-кейс-клубе "Экологический коучинг" (практика сопровождения клиента)

Навигационные вопросы для читателя:

Если вы находитесь в переживании профессиональной путаницы, неудовлетворенности и усталости, карьерного «зигзага», «не своей тарелки» в бизнес-деятельности, но не собираетесь пока предпринимать кардинальные шаги к изменению ситуации, могли бы вы определить что-либо имеющееся в вашей наличной профессиональной и жизненной ситуации, что хотя бы как-то связано с вашими, в том числе, и «допрофессиональными» чаяниями, потребностями-пристрастиями, интересами? Может ли это быть какая-либо область знаний, которая была для вас привлекательной еще до вашего профессионального самоопределения? Может ли это быть выполнение какой-либо части работы, взаимодействие с определенными людьми, креативная мыслительная деятельность, приятные физические нагрузки или что-то ещё?

Возможно, сфера интересов находится гораздо ближе к вашей текущей деятельности, чем вам кажется. Составьте список таких явлений и подумайте, что из этого списка уже сегодня можно реализовать в своей повседневной работе и жизни. Это позволит постепенно трансформировать область вашей профессиональной, карьерной и бизнес-деятельности в комфортное пространство, подходящее для формирования вашего уникального лица, создания уникального продукта, услуги, наиболее успешная реализация которых под силу только вам.


[1] Индивидуация – понятие, введенное К.Г.Юнгом, обозначающее процесс образования и специализации индивидуальной натуры, который дифференцирует ее от общей коллективной психологии. В контексте персональной эффективности – это процесс кристаллизации и оформления уникальных личностных черт и способностей, эффективно воплощающихся в соответствующей им социально полезной деятельности (в данном случае, в профессии, карьере, бизнесе).

[2] Детальный анализ «слабых» практических и методологических мест сделан в авторских книгах «Психология целостного опыта», Таврида, Симферополь, 1998, а также других статьях и книгах.

[3] Можайский В.В., Человек «деловой» и человек «страдающий»: междисциплинарное будущее и настоящее коучинга и психотерапии, Управление человеческим потенциалом, ИД «Гребенников», Москва, 2012, № 2. http://www.vladconsult.ru/articles/chelovek-delovoj-i-chelovek-stradayushchij

[4] У меня нет каких-либо данных специальных исследований на этот счет (скорее всего, таковые и не проводились, но совершенно очевидно из простых наблюдений за работой многих специалистов, анализа рекламных текстов, статей, книг, что современный рынок услуг и товаров, особенно отечественный, активно насыщен именно подобными манипулятивными маркетинговыми технологиями, которые тем интенсивнее развиваются, чем МЕНЕЕ уникален, актуален и качественен продукт этого маркетинга. — Прим. авт.

[5] Старый немой фильм, в гл. роли с И.Ильинским, где два мошенника изображают, один - святого-целителя, другой – калеку, которого чудесным образом излечивает «святой» в присутствии изумленной толпы страждущих.

[6] Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, высшую цель маркетинга видит в следующем: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» («Основы маркетинга», Филипп Котлер).

[7] Подобное развитие построено на эффекте «естественного прироста» - процессе эволюционного накопления и интеграции знаний, добровольном и мотивированном объединении людей вокруг общего дела, его неформальных лидеров, процесса совместного создания творческого «продукта», носящего материальный или нематериальный характер, а также процесса естественных изменений – появление новых направлений деятельности, новых «продуктов» творческой деятельности, новых лидеров, новых знаний.

[8] В отличие от уже существующего с конца ХХ века понятия «экологический маркетинг» (процесс удовлетворения нужд потребителей путем продвижения товаров и услуг, наносящих минимальный вред окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла и созданных посредством минимально возможного объема природных, в том числе энергетических ресурсов), новое понимание экологического маркетинга включает в себя, прежде всего, антропоцентрическую - человеко-ориентированную составляющую и обозначает процесс индивидуации и естественного «выращивания» человеком своего уникального профессионального лица, своего товара или услуги, своего дела, в опоре на развитие внутреннего потенциала, способностей и талантов. По сути, это процесс обращения человека к себе, к своей уникальной внутренней природе, выражающейся, в том числе, в предрасположенности к тому или иному виду деятельности в данных социально-экономических, исторических и природных условиях жизни. Это обращение человека к своему «дому» в самом широком смысле слова, в поиске резонанса между своей внутренней природой и окружающей социальной и природной средой обитания (экология - от греч. oikos– дом, местопребывание, жилище).



 

 

 

 
 
Яндекс.Метрика