Экограды - утопия или новая реальность новой России?
Формирующее влияние социально-экономической и природной среды: возможные стратегии преодоления и предупреждения экономических, социальных и экологических кризисов (основные тезисы по итогам «круглых столов» фестиваля «ЭКОТЕКТУРА», встреч экспертного совета «Эко-грады России», сентябрь 2012 - январь 2013 г.)
Хочешь привести страну в порядок? Тогда наведи порядок в провинциях.
Хочешь, чтоб в провинциях был порядок? Тогда наведи порядок в городах.
Хочешь привести в порядок города? Тогда наведи порядок в семьях.
Хочешь навести порядок в семьях, тогда наведи порядок в собственной семье.
Если же хочешь, чтобы был порядок в твоей семье, то наведи сначала порядок в самом себе.
Н.Пезешкиан
Понятие «экология» впервые предложил в середине XIX века немецкий ученый Эрнст Геккель. Восходит оно к греческим oikos (ойкос или экос; на римский манер oecus - экус) – «жилище, дом, имущество, состояние, добро» и λογία (логия) «говорю». Ойкосом Древние греки называли также одно из помещений дома, служившее святилищем. Слово экология – международное: практически все языки мира созвучны в его произношении. Одним из редких исключений является вьетнамский язык, где при дословном переводе sinh thái học получается «рожденный статус школы».
По сути, экология - наука о нашем общем доме по имени Природа. Вероятно, уже ни для кого не секрет, что сегодня происходит с нашим общим домом в результате глубокого отрыва человека от природы - своей внутренней и окружающей природной среды обитания. Почувствовать загрязненный воздух в мегаполисах и крупных промышленных городах и регионах, неприятную на вкус и запах воду, вытекающую из нашего водопровода или наполняющую городские реки и пруды, увидеть груды мусора в наших парках и лесах, ворохи сигаретных окурков на тротуарах, дорогах и остановках общественного транспорта, «монбланы» городских свалок сегодня может каждый.
В результате индустриального технического развития и, во многом, утраты современным обществом культуры взаимодействия с окружающей средой, мы переживаем время серьезнейших экологических и социальных проблем. С конца семнадцатого-начала восемнадцатого веков воздействие человека на среду обитания стало всеобщими, как правило, разрушительным. Началась эпоха техногенеза. На этом этапе воздействие человечества на природную среду выразилось в сработке энергетических ресурсов, загрязнении геосферных оболочек Земли. Процесс техногенеза стал явлением грандиозным по масштабам и опасным по своим последствиям. Так, объем твердых отходов промышленности и быта оценивается в 20-30 млрд.т вещества, из которых около половины составляют органические соединения; выпускается до 1млн различных веществ, отсутствующих в природной среде; вносится в почву порядка 100 млн.т. минеральных удобрений и более 500000 т. различных токсикантов, за один год извлекается из недр до 100 млрд.т. минерального сырья, освоено 56% поверхности суши; ежегодно в водоемы сбрасывается около 600 млрд.т. промышленных стоков, требующих 12-15-кратного разбавления для их нейтрализации. На фоне все ускоряющегося роста народонаселения это породило современный глобальный экологический кризис, признаваемый практически всеми учеными.[1]
Торжество революционных идей тоталитарного толка в начале двадцатого столетия в нашей стране - идей исправления социального мира и индустриально-экстенсивное развитие экономики повлекли за собой соответствующее отношение и к окружающей среде. Таким образом, укреплялись и реформаторские настроения «подгонки» окружающего мира под себя и свои нужды, как правило, без диалога с природной средой и ее возможностями. Мичуринское высказывание «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача»[2], по сути, стало одним из марксистско-ленинских лозунгов советской эпохи и девизом, под которым проходило покорение природы. Отсюда повороты рек «вспять», уничтожение природного ландшафта в угоду «грандиозным» экономическим проектам или городской архитектуре, промышленному производству и т.д. И все это во вред, в итоге, и самому человеку, наносящему сегодня серьезный ущерб своей же среде обитания. Как ни парадоксально, но подобного рода деструктивное поведение стало одним из существенных отличий человеческой популяции от других биологических видов, населяющих планету. Торжество идей современного потребительского общества только усилило эту ситуацию. Технический прогресс, достигнув за последние столетия значительных высот, невольно опустил людей на экологическое дно, создав очевидные проблемы для жизни, познакомив многих с реальностью экологических катастроф, опасностью быстрого массового уничтожения, а также дно политическое, усеянное «камнями преткновения» во взаимоотношениях многих стран и народов.
За такое научно-техническое «удовлетворение» своих нужд мы платим, как правило, экологическими, политическими и экономическими проблемами, хронической неспособностью решать насущные задачи, не отрываясь от земли, рассчитывая на свой внутренний потенциал и интенсивные способы решения этих проблем и задач. Такая незатихающая активность покорителей природы и мира, вероятно, полностью перекрывает беспокойство за мир, в котором мы живём, бережное отношение к нему и, часто, просто здравый смысл. Порой создаётся впечатление, что понятие «окружающая среда» несёт уже военно-стратегический смысл, и мы героически начинаем воевать со средой, попав в её окружение, а затем, прорвав окружение, переходим в наступление и берём её в плен, воспринимая окружающий мир как раба, как бездонную помойную яму, которая всё примет и стерпит. И он терпит… Бесконечные нефтяные пятна в морских акваториях, их опустошение, развлекательные космические полёты и падающие в океан космические станции, взрывы атомных реакторов, испытания оружия массового поражения и радиационные отходы, городскую загазованность и непомерное уничтожение природных ресурсов, да и просто, обыкновенную грязь, которую люди часто оставляют после себя, «отдохнув на природе».
Рассматривая с экологической точки зрения вопросы градостроительства и качества жизни населения городов, мы видим, что современный мегаполис обладает рядом характеристик, практически полностью определяющих его природную экологию, экологию сознания, уровень стресса, качество жизни населяющих его людей. Прежде всего, это огромные расстояния, диктующие временной регламент, распорядок жизни, степень утомляемости людей. Высокая концентрация технических средств и производств, вызывающих загрязнение городской среды, техногенный шумовой стресс, фобии (например, страх метро). Перенаселенность и большое скопление людей разных культур, социальных страт и ценностных ориентаций, непременно обуславливающих конфликты и разного рода социальные напряжения. Современный мегаполис - благоприятная почва, на которой возникают и развиваются те или иные расстройства человеческого организма, психики, снижается в итоге качество человеческой жизни, ее продолжительность.
Необходимость нового экологического градостроительства, как одного из мирных, творческих, эволюционных инструментов решения экологических, социально-экономических, внутри и внешнеполитических задач давно назрела на государственно-административном уровне. Не только ученые–биологи, психологи, экологи, социологи, но и многие другие разумные люди понимают, что системный кризис, в том числе экологический, техногенный – налицо. Уже давно в разных уголках нашей планеты идет процесс по преобразованию патогенных явлений, описанных выше, в том числе посредством «зеленого» градостроительства - населенных пунктов, организованных на принципиально других основах.
Эко-град (или эко-полис) можно определить, как населенный пункт с характеристиками современного комфортного города, экономически и социально саморегулирующийся, связанный социально-экономическими связями с подобными и более крупными городами и населенными пунктами. Эко-град, по своим масштабам, технологическим, качественным и культурным характеристикам, это оптимальный и безвредный для данной местности (экосистемы, ландшафта, этнического ареала) город. Ключевая основа такого поселения – организация жизни, прежде всего, во взаимно обогащающем и поддерживающем диалоге с данной локальной территорией, с ее ландшафтом, экосистемой, сложившейся этнической и культурной спецификой людей, населяющих или населявших эту территорию.
Отдельно можно было бы выделить также и другие немаловажные характеристики эко-града: автономное энергообеспечение и самостоятельная переработка отходов, самообеспечивающие экономические микромодели для жителей эко-градов, безопасные технологии и эко-материалы в строительстве различных объектов, универсальность архитектуры наряду с ее оригинальностью и возможностью трансформации самими жителями эко-града, организация системы внутренней безопасности и предотвращения криминогенных факторов.
«Целевая аудитория» (население эко-градов), на мой взгляд, так же может быть предварительно условно смоделирована, исходя из поставленных задач, имеющихся возможностей и ценностно-смыслового фундамента, вкладываемого в экологическое градостроительство:
1. Например, задачей создания эко-градов может быть геополитическая - заселение свободных территорий; экономическая - создание нового рынка недвижимости; общественно-социальная - решение социальных актуальных задач; исследовательская – социально-градостроительный эксперимент.
2. Под возможностями понимаются - финансово-экономические, научные, организационные, архитектурно-эстетические, творческие, популяционные (наличный и потенциальный человеческий ресурс), а также другие возможности;
3. Концептуально-смысловой фундамент, прежде всего, это - как мы себе представляем потенциальных жителей эко-града? Например, население эко-града могут составлять самые разные люди - по возрасту, социальному и экономическому статусу и возможностям, национально-этнической и конфессиональной принадлежности, образовательному и культурному уровню, типу профессии, психотипу и личностным особенностям. Или же это более или менее однородная, по обозначенным выше характеристикам, категория людей, объединенных общими ценностными, культурными установками.
Каждая из этих позиций (и ее составляющие), а также их сочетание, может формировать образ целевой аудитории населения эко-градов. Но очевидным является то, что, в любом случае, это должны быть люди, поддерживающие и развивающие основы миролюбивого взаимно обогащающего взаимодействия с природной и социальной средой обитания, создающие тем самым, почву для формирования и развития экологического сознания населения эко-града.
Развитие одной стороны жизнедеятельности – в данном случае создание эко-градов и новой экологической архитектуры жизни (как буквально, таки метафорически) – не может возникать изолированно от других сфер, тем более психологии. Размышления яркого британского архитектора Кристофера Дея о «больной» архитектуре, влияющей на человеческое здоровье, вызывающей физические и психические болезни и эко-архитектуре, способной исцелять – тому подтверждение («Места, где обитает душа: архитектура и среда как лечебное средство», 2000).
Понятия «экология», «экологический» не чужды психологии. Одно из первых упоминаний об экологическом подходе, в частности, в психотерапии впервые встречается в середине ХХ века и связано с именем американского психиатра Гр.Бейтсона («Экология разума», 2000). Тем не менее, практического метода, решающего ключевые проблемы человеческой жизни, в основу которого были бы положены идеи экологического подхода, до недавнего времени не существовало.
Сегодня Целостный экологический подход в оздоровительной работе, в образовании и экономике продолжает научные традиции, заложенные в середине двадцатого столетия, а также является развитием идей феноменологического подхода в науке (Э.Гуссерль), клиенто-ориентированного (К.Роджерс) и других подходов в психотерапии, культурно-исторического подхода в психологии (Л.Выготский). Экологическая психотерапия психосоматических расстройств личности, Практика сопровождения индивидуального и корпоративного клиента являются, по сути, методами, в которых реализуются идеи Целостного экологического подхода[3].
По большому счету, это и методы формирования нового экологического сознания (или возврата к нему) - принципиально нового отношения к природной и социально-экономической среде обитания. Экологическое сознание можно определить, как глубокое самопознание и познание окружающего мира, необходимое и достаточное для гармоничной адаптации в окружающем мире. Это отношение к себе, в том числе или даже прежде всего, не как единовластному центру Вселенной, меняющему её по любому своему волеизъявлению, но как к неотъемлемой её частице, познающей основы мироздания и выстраивающей свою жизнь в соответствии с его законами.
Экологическое градостроительство, в этом смысле, может стать одним из важнейших и эффективных инструментов сбалансированного решения экономических, экологических, социальных задач. При этом, инструментом творческим, мирным, объединяющим большое количество людей разных профессий и статусов, получающих таким образом реальную возможность самостоятельно и при поддержке государства строить свою жизнь и, одновременно жизнь страны. А для страны – это, во многом, решение важнейших задач государственной важности, таких, как перенаселения крупных городов и преобразования уже существующих, решение проблем незаселенности больших территорий и многих других. Очевидно, что эко-грады формируют привлекательный образ страны как для ее населения страны, так и для других стран ее окружающих, повышая ее статус на международной арене, ее авторитет, достигаемый, что немаловажно, мирными, демократическими, творческими средствами.
Очевидно, что проблема решения важнейших социальных, экологических (как внутренних, так и на внешнем конуре), экономических задач давно назрела и требует решения. Очевиден и социальный запрос на подобное решение подобных задач, который выражается сегодня в активно развивающихся в резонансе инициатив «снизу» и «сверху». Это и есть предпосылки, которые, при благоприятных условиях (слаженное «вертикальное» и «горизонтальное» взаимодействие участников проекта), определяют перспективу развития одного из важнейших направлений социально-экономической сферы страны - нового экологического градостроительства.
В.МОЖАЙСКИЙ
Сноски к тексту:
[1] Трофимов В.Т. ,Зилинг Д.Г. Экологическая геология, 2002.
[2] В.И.Мичурин, Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений, 3-е издание работ, 1934.
[3] К сожалению, «экологическая повестка» стала сегодня (как становятся, порой, многие другие продуктивные научно-практические идеи) спекулятивной разменной монетой в геополитических играх, тем самым дискредитируя идею экологического подхода к организации человеческой жизни вообще (случай Гретты Тунберг). Тем не менее, эта повестка по-прежнему объективно актуальна, несмотря ни на что, так как естественное и последовательное развитие человека в исследовании и познании своей внутренней целостной природы, дружественное исследование и познание окружающей природной, социальной среды в их единстве и взаимосвязи, является системообразующим "экологическим принципом" в организации человеческой жизни вообще. Вероятно поэтому Целостный экологический подход в работе с различными заболеваниями человеческого организма и психики определен, как «доминирующий» (статья Клиническая психология, Большой психологический словарь / Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2003, С.201).
НОВЫЕ КНИГИ ВЛАДИСЛАВА МОЖАЙСКОГО:
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР: просто о сложном или почти "все" о жизни за пару часов чтения
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: инструменты «тонкой настройки» для современных управленцев и предпринимателей
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА: Экологическая психотерапия психосоматических расстройств
также см. статьи
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ "НОВОЙ ВОЛНЫ"