Новогодняя дегустация Новосветовского шампанского в ПКЦ «На Кутузовском», фрагменты впечатлений. Фрагмент 2.

«Корень виноградной лозы»

      Казалось бы, я это знал или понимал, во всяком случае, услышав несколько лет тому, что высокое качество особо любимых мною «солнечнодолинских» крымских вин связано, прежде всего, с качеством почв, на которых растут виноградники. Ну и конечно с количеством солнечных дней в году - около трехсот сорока. Но вот, вдруг, новый ракурс этого знания!
     Оказывается, как сообщила нам наша замечательная ведущая новогодней дегустации, если почва бедна в традиционном земледельческом ее понимании (а на юго-востоке Крыма, насколько я знаю, преобладают именно такие - солончаковатые коричневые почвы больше пригодные для засухоустойчивых культур), то корень виноградной лозы вынужден уходить вглубь в поисках воды. Ну и что, скажете вы? Это естественно для многих растений, произрастающих не на черноземе и в условиях дефицита влаги, ничего удивительного в этом нет. А вот погодите НЕ удивляться! Потому как, чем длиннее этот путь и чем больше разнородных пластов земной коры проходит корень, тем больше он впитывает на этом пути уникальнейших микроэлементов, присущих только данному пласту. Именно богатое сочетание различных микроэлементов, «приобретенных» корнем винограда по дороге к воде, в последствии и даёт в лозу, а затем в гроздь, а далее и в вино уникальные вкусовые качества, включая цвет и аромат. Так просто и так теперь понятно! С легкой руки нашей ведущей, это знание для меня стало более артикулированным. Но, что очень важно лично для меня, это знание вновь вывело на интересные психологические аналогии, только в новом ракурсе.
     Когда-то ещё во второй половине девяностых годов я увлекся концепцией «параллелизма» - смысловыми соответствиями между современной наукой и эзотерическим знанием, использующих различный понятийный аппарат, термины, описательный язык. Феномены квантовых физических процессов соотносились в этой теории с явлениями, описываемыми эзотерическими практиками и духовными системами. Натолкнулся я на эту концепцию, штудируя самую различную интересную мне литературу -  психологическую, культурологическую, эзотерическую, религиозную. Помню, как я был впечатлен аналогиями между физическими явлениями и духовным опытом, которые описывал в своей книге «Дух, душа и тело» Святитель Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий), служивший, кстати, последние годы своей жизни в Крыму.
     Впоследствии, более глубоко вникая в практику психологической работы с самыми разными психологическими и физическими проблемами, а также в практику работы с профессиональными, карьерными и бизнес-задачами, я понял, что в своей работе все больше опираюсь на естественные природные механизмы и закономерности функционирования человеческого организма, психики. При этом, мои наблюдения различных природных процессов - естественных явлений окружающего природного мира, часто давали «подсказки» в понимании реакций, состояний и в целом закономерностей человеческого поведения, давали ответы на бытийные вопросы. Они же подсказывали и решение различных проблем и задач человеческой жизни, выводя на новые эколого-психологические параллели.
     Целостный экологический подход, опираясь на который я работаю как психолог и бизнес-тренер, естественно вырастал на поле практики именно из этого наблюдения часто очевидных природных процессов и соотнесения их с закономерностями функционирования человеческого организма, психики. Искусство постепенного и естественного формирования способности слышать, чувствовать и понимать свою природу, опираясь, в том числе на понимание окружающего природного мира, лежит в основе этого подхода и практических методов работы. В общем, все просто: «Природа — сфинкс. И тем она верней. Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века. Загадки нет и не было у ней.» (Ф.Тютчев). Очевидно, что многие проблемы человеческой жизни зачастую возникают как раз в связи с хроническим стремлением человека неоправданно усложнять естественные природные явления и процессы, борясь затем с последствиями этих усложнений, спектр которых весьма широк. От различного рода сложностей по отношению к собственным чувствам, эмоциям, телесным реакциям и состояниям, что вызывает в итоге нарушения психического и физического здоровья до глобального изменения природных ландшафтов и экосистем, разработки и испытания оружия массового поражения, непомерного потребления природных ресурсов, тотального загрязнения окружающей среды и многой другой грандиозной дури, наносящей часто непоправимый ущерб собственной среде обитания.
      Но, как известно, «если бы человеку не хотелось бы чего-то лишнего, то он был бы похож на животное». Эти слова приписывают Уильяму Шекспиру - Уильяму «потрясающему копьем», судя по всему одному из наиболее «сложносочиненных» и противоречивых представителей рода человеческого, до сих пор потрясающего нас глубиной и сложностью своих творений. «Торгует чувством тот, кто перед светом всю душу выставляет напоказ…», - замечает он в одном из своих сонетов. И тут же, в другом - напоказ всему миру: «уж если ты разлюбишь, так теперь, теперь, когда весь мир со мной в раздоре, будь самой горькой из моих потерь, но только не последней каплей горя!». Его собственные сложности и противоречия – это его природа человеческая и одна из граней его творчества. Возможно, в том числе в преодолении этих сложных противоречий и прорастала лоза его творчества, давшая свои бессмертные плоды – трагедии, комедии и строчки его сонетов, похоже, так подходящие моменту: «мы урожая ждем от лучших лоз, чтоб красота жила, не увядая…». Научиться бы вот так творчески разрешать свои сложности и противоречия! Научиться обычным людям и «великим мира сего», часто ведущих этот мир к локальным и глобальным кризисам, конфликтам и катастрофам. Но каждому свое, как известно…
     В какой-то из прочитанных в тот период книг, я встретился с новыми для меня тогда идеями Нильса Бора – всемирно известного датского физика, говорившего о возможности объяснения физических законов законами психологической науки. Я даже с большим интересом поэкспериментировал, взяв за основу физический закон «энтропии» и «три начала термодинамики». Мне было интересно найти аналогии этих физических законов в «поле» психологии, при этом не академической, но в феноменологическом поле психологической практики и жизни вообще. Кое-что нашел, на мой взгляд. Во всяком случае, попытался сделать в одной из своих первых книг, посвященной психотерапии психосоматических расстройств, подробный сравнительный анализ физических законов и психических явлений, на примере, в том числе выдающихся людей, переживших множество различных, в том числе, драматических эпизодов своей жизни.
    «Трудности закаляют», «то, что нас не убило, то сделало сильнее», «Per aspera ad astra -
 через тернии к звездам», христианское – «в страданиях душа совершенствуется» и многое другое подобное. Такие известные и уже «избитые» истины, высвечивающиеся теперь в таком необычном и таком естественном природном ракурсе. Ведь именно такие люди, со своим даром, талантом, духом, стрежнем, стремлением к познанию, пройдя через множество испытаний и трудностей, внутренних противоречий, через массу, казалось бы, непреодолимых преград, обрели особые качества и подарили нам столько драгоценного. Теперь, стоя на их «плечах», мы вкушаем грозди их знаний, опыта и творчества, обогащенных долгой и нелегкой дорогой поиска себя и истины, подобно корням виноградной лозы, пробивающей себе путь все глубже сквозь толщу земной коры к живительной влаге.  Именно поэтому для меня несколько иначе теперь звучит - «In vino veritas!».

Посмотреть в картинках

 
Декабрь 2014г.
 

Новогодняя дегустация Новосветовского шампанского в ПКЦ «На Кутузовском», фрагменты впечатлений.

Фрагмент 1. «Светик».

         В своих «беседах о русской культуре» Юрий Лотман, затрагивая тему литературы, в частности процесса чтения, говорил, что «над книгой» важно «мечтать», имея ввиду процесс ассоциативного мышления, позволяющего, в том числе, визуализировать читаемое. В этом случае видение и понимание произведения становится объёмней, глубже, интересней, в конце концов. Так просто. И так мне знакомо с самого детства – возникающие перед глазами яркие живые и захватывающие дух картинки самых разных событий и обстоятельств, монотонно и монохромно отпечатанных одними и теми же буквами в разных сочетаниях между собой, на одинаковых бумажных страницах. Сколько всего за этими, в общем то простыми значками, можно увидеть и понять! 
         А сколько всего можно увидеть не просто за буквами, но людьми?! Может быть поэтому последние годы я почти не читаю книг? Читаю людей, иногда с удовольствием перечитываю - уникальное чтиво, доложу я вам! Безумно интересные «истории», «новеллы», «романы», «эссе», «рассказы» и «поэмы», «мемуары», которые ты встречаешь на своем пути, среди которых ты живешь, работаешь, ходишь по улицам, ездишь в метро и путешествуешь по миру, возможно такой же «читаемый» кем-то.
       И вот она, все такая же обаятельная с такой же мальчуково-стройной фигурой и такой же короткой стрижкой, одетая стильно и со вкусом, в приглушенно-кобальтовые тона, с немного уставшими, но такими же, как и двадцать лет назад прекрасными карими, внимательными и немножко по-детски встревоженными глазами. Она стоит на фоне освещенной стены моего кабинета, изящно жестикулируя, неспешно и очень занимательно рассказывает о достоинствах и особенностях шампанского, сделанного на моей родине - в Крыму. Тут же отвечает на естественно возникающие вопросы слушающих, приводит примеры из практики виноделия и практики винопития, ненавязчиво знакомит нас с основными понятиями, проводя перед нами стройные терминологические ряды «сульфидов», «миллезимов», «ремюажей», «дегоржажей» и других стражей этого интересного дела. Приводит примеры из жизни, в том числе примеры взаимодействия с вином из собственной жизни. 
      Она профессиональный психолог и профессиональный сомелье - ведущий нашей новогодней дегустации. Поработала психологом-практиком, преподавала в университете, поездила много где по миру, посмотрела, пожила, родила троих, заодно поучилась прекрасной профессии, вдогонку к первой, да ещё в таких пенатах, о которых грезят многие, кто становится на путь познания тонкостей бизнеса и развития своего дела. Какое чудесное сочетание профессий и совпадение самых разных событий жизни! Какая из всего этого выросла замечательная возможность глубоко, неспешно и тонко вникнуть в мир вина, виноделия и жизни вообще. Как это иногда бывает просто, радостно и приятно – воспринимать и понимать жизнь в ее многообразных проявлениях из прошлого, настоящего, будущего! Светик…
       Помню лет двадцать назад, дело было на 1 апреля – «день смеха», мы, дружной студенческой компанией, человек восемь, где была и Светик, решили отметить только что сданный зачет по психофизиологии в нежно любимом нами кафе на втором этаже «домкома», неподалеку от психфака. Как и водилось тогда, денег всегда не хватало и вскладчину хватило только на одну бутылку шампанского, кофе и, по-моему, какие-то орешки. Не беда! Весна, дружная компания, сданный зачет, хорошее настроение, мы молоды и красивы – все это с лихвой компенсировало материальные затруднения и делало жизнь прекрасной. Хотя выпить ещё шампанского конечно всем хотелось! Вдруг, совершенно непонятно откуда над нашим столом зависла рыжая бородатая голова, с богемно повязанным шейным платком и, совершенно не обращая внимания на мужскую часть компании (как будто нас вообще не было за столом!), обратилась к прекрасной ее женской части: «Милые девушки! Там, внизу на первом этаже, в ресторане собрались за одним столом композиторы-песенники. Я предлагаю вам присоединиться к нашей компании и приятно провести время!». 
       Сказать, что мужское «население» нашего дружного коллектива, включая меня, вошло в состояние тихой оторопи – не сказать ничего! По-моему, слышно было, как по команде с причмокиванием отвисли наши челюсти, покачиваясь какое-то время из стороны в сторону. Девчонки, учтиво поблагодарив бородатую голову, вежливо отказались, и голова исчезла так же, как и возникла. Кто бы сомневался! Ах, наши прекрасные, верные и любимые подруги... Но может быть это был такой «композиторский» розыгрыш в день смеха, подумали мы? Посмеялись над нами песенники, так сказать. В любом случае, наше мужское самолюбие было основательно задето… План «ответного удара» созрел мгновенно. Наверное, в такие моменты Архимед кричал «эврика!», Пушкин – «ай да Пушкин, ай да сукин сын!», а Моцарт радостно фонтанировал все новыми и новыми гениальными музыкальными темами.
       Несколько минут тут же организованной оперативной планерки под возбужденные повизгивания наших психологинь и не менее возбужденный баритон ребят. Я встал и направился на первый этаж, в ресторан, где пировали песенники, а ребята по условленному плану действий должны были несколько погодя передислоцироваться из кафе обратно в здание психфака и ждать меня там в одной из пустых аудиторий. Задача была, при этом тихо и незаметно прошмыгнуть мимо входа в ресторан, забрав свою и мою в том числе одежду из гардероба, находившегося в холле, как раз напротив широкого открытого входа в этот самый ресторан. Это было непросто, как выяснилось, наши оппоненты сидели, аккурат, напротив выхода-входа и все происходящее в холле перед гардеробом было, как на ладони. Практически нужны были навыки ниндзя!
       Конечно, я волновался, но не долго. Так сказать, кто к нам с мЯчом пришел, обязательно получит по шайбе… Особенно первого апреля. Я быстро отыскал взглядом искомый столик по выделявшейся рыжей бородатой голове. Голова, признаться это удивило, заметив меня, направилась в мою сторону с несколько извиняющимся видом. Я торжествовал, уловив едва заметное волнение и смущение в глазах супостата. Видимо, в закрутившемся вихре эмоций мы с ним уже без слов в определенном смысле понимали друг друга. Понимаешь, - сказала голова, - ко мне из Перми приехал друг – композитор, и я хотел познакомить его с красивыми московскими девушками! Понимаю, - сказал я, сдерживая себя, чтобы не озвучить свое отношение к таким беспардонным способам поиска красивых девушек и одновременно делая сочувственный вид. Я начал говорить о том, какие девчонки потрясающие (тем более это действительно соответствовало реальности) и что неудивительно, что они так понравились. 
       Пять бутылок шампанского, - спокойно назначил я цену, изображая максимально невозмутимый, но понимающий мужской взгляд, - ровно по количеству девчонок! - Да?!, - радостно и удивленно переспросила голова, - сейчас я с другом поговорю! Рыжий ринулся обратно к шумному композиторскому столику, оставив меня к счастью на время, дав тем самым возможность перевести дух, в том числе от странного незнакомого ощущения себя в роли «сутенера». От столика, обратно в мою сторону отделились уже двое – голова и его, как я понял пермский приятель. Деловые переговоры втроем приняли более предметный характер. Оказывается, в особо судьбоносные для себя моменты жизни творческие люди тоже могут быть конкретными и деловыми. Но я не предполагал, что настолько! 
       Четыре бутылки! – начал торговаться наш пермский композитор. От комичности всей ситуации меня начал душить смех, ко всему ещё накрыло аллюзиями из бессмертных «12 стульев» - «я полагаю, что торг здесь не уместен!». Я призвал на помощь весь свой опыт саморегуляции, дабы сохранить хотя бы внешнюю видимость серьезности и мужского взаимопонимания в таком пикантном деле. Как ведь порой в самых необычных ситуациях оказываются кстати навыки работы с дыханием. Черт с вами! – наигранно недовольно бросил я, - четыре, так четыре, несите, я отнесу наверх шампанское, мы выпьем наверху вместе с ребятами, чтобы разрядить ситуацию, и я девчонок приведу, уже договорился с ними.
       Все уже близилось к развязке, но тут, как водится в хороших детективах, обстоятельства приняли неожиданный поворот. Наш провинциальный служитель муз, несмотря на описание рыжей головой общих тактико-технических характеристик наших барышень, решил лично ознакомиться с предметом торга. Что ж, имел полное право. Ведь он заплатил за целых четыре бутылки шампанского, отважно и решительно приобретенного вместе с другом по ресторанным расценкам! Только это уже не вписывалось в наши планы. Так получилось, что именно в этот момент дружная студенческая компашка реализовывала часть плана под кодовым названием «незаметное прошмыгивание мимо входа в ресторан», где собственно и осуществлялась сделка века. Весь наш гениальный первоапрельский план – он же «ответный удар» мог порушиться в один миг! 
       Пермяк уже развернулся к выходу из ресторана, чтобы осуществить исследовательский рейд. Надо было срочно что-то предпринимать, при этом сохраняя спокойствие, деловитость, а главное правдоподобность происходящего. Погоди секундочку, - сказал я, - давай все же я сам сначала опишу тебе наших девчонок, для большего понимания. И не дожидаясь его согласия на мои просвещенческие речи, я продолжил, - они не просто красивые девушки, они психологи, к ним нужен особый подход. Я уже не помню точно, что ещё я нёс, описывая их психологические особенности и внешность (помню только, что начал свое описание со Светика и Аленки). В любом случае, этот трюк удался, и время было выиграно! Да и у пермяка, судя по всему, исследовательский пыл был удовлетворен в значительной степени моими байками. В это время рыжая голова, оставившая нас с композитором на некоторое время, возвращалась к нам обратно, торжественно неся перед собой зажатые между пальцев горлышки четырех бутылок шампанского, играющих на свету своими серебряными головками, как олимпийскими медалями. Бутылки незамедлительно переместились в мои руки, и я в такой же торжественной позе спокойно и деловито пошел к выходу, предусмотрительно отправив своих визави готовить дополнительные удобные места за столом. - Дамы ведь сейчас придут, нужно сервировать!, - сказал я. Помню еще, что направляясь к выходу, думал «как бы не побежать, и не засмеяться!».
       Какая же замечательная спонтанная вечеринка получилась у нас тогда двадцать лет назад в пустой аудитории психфака! Хохотали, обсуждали произошедшее, строили свои версии возможных реакций и поведения наших песенников, оставленных с вполне заслуженным "носом", танцевали, глядя друг на друга кто радостным, кто победным, кто заговорщицким, кто восхищенным, кто любящим взглядом. И пили трофейное шампанское, казавшееся тогда особенно вкусным и пьянящим!
И вот, спустя двадцать лет, в уютной обстановке своего кабинета, уже украшенного по-новогоднему, я перекатываю языком во рту глоток розового брюта «Пино Нуар», сделанного в родном Крыму, слушаю приятный немного низкий тембр голоса Светика, удивляюсь тому, что узнал от нее, в том числе, о хорошо известных мне крымских винах, и в моей памяти перекатываются картинки того счастливого, звенящего и безбашенного студенческого времени, переплетаясь с теплой душевной атмосферой нашей неспешной и размеренной сегодняшней встречи. 
       Счастливые моменты жизни из разных ее времен и разных ее пространств! Такие в чем-то похожие и такие уже разные. И все мои… Спасибо тебе, Светик!

Посмотреть в картинках

Декабрь 2014г.